Система законодательства Российской Фдерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать конституционно-правовые основы системы законодательства в Российской Федерации.
Вышеобозначенная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать понятие и идентификация законов в теории права;
- изучить классификацию законов;
- охарактеризовать закон как форму права в Российской Федерации;

Оглавление

Введение………………………………………………………… ………………….3
Глава 1. Закон в системе источников права… ……………… ………………6
1.1. Понятие и идентификация законов в теории права…………… ….…………6
1.2. Классификация законов: критерии, виды…………………… ……….……..14
Глава 2. Закон как форма права в Российской Федерации… ………….….20
2.1. Законы Российской Федерации и их реализация……………………………20
2.2. Подзаконные нормативно-правовые акты…………………………………...24
Заключение…………………………………………….… ………………………30
Список литературы………………………………………..……………………..31

Файлы: 1 файл

Система законодательства в РФ- курсовая - оригинал.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

   В юридической и политической литературе, а также в обычном словоупотреблении, - констатировали авторы учебника «Теория государства и права» в конце 90-х гг. прошлого века, термин «закон» часто применяется для обозначения «всякого общеобязательного правила, установленного или санкционированного государством. В этом смысле понятие закона по существу отождествляется с понятие нормы права». Однако, «в строго юридическом смысле, - дополняли сами себя авторы, - закон есть нормативный акт государства, обладающий специфическими, лишь ему присущими признаками»14.

     Классификация законов, равно  как и других нормативно-правовых  актов, представляет собой явление  весьма сложное нередко - довольно  противоречивое и всегда - многоаспектнс и многогранное.

   Объективный характер процесса классификации законов  и обусловливающих его содержание и направление критериев, или  оснований, на базе которых он проводится, проявляется в том, что любая  научно обоснованная классификация  отражает не надуманные, а реально существующие признаки и черты классифицируемых законов, берет за основу объективно присущие им особенности.

   Например, подразделение законов на федеральные, и законы субъектов Федерации  основывается на базе таких объективных критериев, как предмет и объект их правового регулирования; юридическая сила, которой они обладают по отношению к другим нормативно-правовым актам и по отношению друг к другу; различный территориальный и социальный масштаб, на который они распространяют свои действия; и др.15

   На  основе объективных критериев проводится также классификация законов и во всех других случаях, в частности, при подразделении их на кодифицированные законы (кодексы) и не кодифицированные законодательные акты (простые законы), на «институционные законы», направленные на определение и закрепление правового статуса государственных и общественных органов и организаций, и «регламентационные законы», направленные на регулирование тех или иных общественных отношений или формируемых на их основе комплексов.

   В качестве основных, объективно существующих критериев при этом выступают  такие жизненно важные, возникающие  в рамках общеродовых признаков  и черт видовые особенности законов, как особенности их формы, содержания, сфер и «объема действия», и др.

   Используя в процессе подразделения законов  на основные (конституционные) и простые (обыкновенные) вышеназванные - объективные  критерии, автор в то же время  обращает внимание на то, что законодатель может отнести к основным законам  по своему собственному усмотрению и все те «нормы», которые он сочтет «особенно важными» и пожелает сообщить им «характер твердости и постоянства».

   Нет необходимости, ввиду очевидности, доказывать, что подобного рода субъективное усмотрение законодателя с неизбежностью влечет за собой в процессе классификации законов появления элементов неопределенности, двусмысленности и условности.

   Аналогичная ситуация с разграничением конституционных и «обыкновенных» законов сохраняется и в настоящее время. Называя конституционные законы то «примыкающими» к конституции «основополагающими законами», то, с принятием Конституции 1993г. - «федеральными конституционными законами» и акцентируя основное внимание на открытии («нахождении») и раскрытии свойственных конституционным законам признаков, и черт, многие отечественные и зарубежные авторы - теоретики права и конституционалисты весьма последовательно избегают ответа на исходные вопросы, касающиеся юридической природы законов и причин отнесения одних - к разряду конституционных, а других - к разряду обычных, текущих законов.

   Рассматривая  классификацию законов и сопутствующие ей как объективно-субъективному процессу критерии, следует обратить внимание на такую ее особенность, как относительный характер процесса классификации законов, обусловленность его определенными академическими или практическими целями и задачами, стремлением к их более глубокому и разностороннему познанию и совершенствованию.

   При рассмотрении процесса классификации  законов и определении критериев, на основе которых осуществляется данный процесс, нельзя не учитывать его преходящий, своего рода «исторический» характер, обусловленность процесса градации и классификации законов определенными временными рамками и пространством.

   При этом имеется в виду, что любой  процесс градации в зависимости от юридической силы законов и их классификации совершается не вообще, а «привязывается» к вполне определенному периоду развития правовой системы, с учетом конкретных экономико-политических; территориальных и иных факторов и обстоятельств.

   На  современном этапе важными проявлениями особенностей классификации законов могут служить законы краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Российской Федерации, которые стали признаваться собственно законами и выделяться в отдельную, вполне самостоятельную группу лишь после образования Российской Федерации как самостоятельного государства и предоставления права ее субъектам на издание такого рода нормативно-правовых актов.

   Рассматривая  сложившуюся на современном этапе  развития российского государства и права модель классификации законов и других нормативно-правовых актов, а также критерии, на основе которых проводится данная классификация, нельзя не заметить, что, будучи в известной мере, несомненно полезной и значимой для отечественной правовой теории и юридической практики, она, тем не менее, в контексте современной российской, весьма противоречивой и динамичной («переходной») действительности представляется не в меру консервативной, если не сказать шаблонной с расчетом на устоявшиеся правовые системы, и, как следствие, не в полной мере отражающей потребности государственно-правовой теории и практики.

 

   Глава 2. Система законодательства как формы права в Российской Федерации  

   2.1. Законы Российской  Федерации и их  реализация 

   Конституционные законы  Российской Федерации закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

   Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что  она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

   Конституция занимает главное место в системе  нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративных государствах, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституций субъектов Федераций.

   Выполняя  непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

   Перечень  конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, .Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

   Прямое  закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.

   Текущие (обыкновенные) законы принимаются  на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

   Особой  разновидностью текущих законов  являются органические и чрезвычайные законы.

   Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

   Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются  при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

   Законодательная деятельность — сложный и многогранный процесс, требующий объективного, подлинно научного подхода, определения перспектив развития конкретных сфер общественной жизни и предвидения последствий реализации тех или иных законодательных решений.

   Высокая социальная значимость законодательных  установлений предполагает повышение  требований к содержанию и форме  их внешнего, текстуального выражения, законодательное закрепление и неуклонное соблюдение четкой процедуры выработки законопроектов.

   Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти. Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания законов:

  • законодательная инициатива;
  • обсуждение законопроекта;
  • принятие закона;
  • опубликование (обнародование).

   Под законодательной инициативой принято, понимать предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, которому корреспондирует обязанность законодательных органов рассмотреть эти инициативы. 

   К числу субъектов, наделяемых правом законодательной инициативы, статья 104 Конституции РФ относит Президента РФ, Совет Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ. После регистрации законопроекты направляются в рабочие органы палат (комитеты и комиссии) для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними. Некоторые из актов, связанных со значительным расходованием денежных средств из федерального бюджета, должны иметь предварительное заключение Правительства.

   Обсуждение  законопроекта осуществляется, как  правило, в не 
скольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости по особо важным, касающимся всего населения законопроектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно. 

   В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть 
либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное 
рассмотрение. 

   Принятие  федерального закона осуществляется на заседании Государственной Думы. Закон считается принятым, если за его принятие проголосовало более  половины от общего числа этой палаты. Для принятия конституционного закона и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации необходимо не менее двух третей голосов депутатов.

   Некоторые законы могут иметь весьма существенное значение для всех субъектов Федерации (ст. 106 Конституции РФ). В этой связи они принимаются к рассмотрению Советом Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации вообще. При одобрении конституционного закона необходимо не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Для преодоления разногласий между двумя палатами Федерального Собрания могут создаваться согласительные комиссии.

   Текст принятого закона в течение четырнадцати дней подписывается и обнародуется Президентом. В случае несогласия с некоторыми положениями закона Президент может наложить на него отлагательное вето и направить нa повторное рассмотрение в Госдуму.

Информация о работе Система законодательства Российской Фдерации