Система права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть категорию системы права, ее основные понятия и структуру. Данная курсовая работа посвящена системе права. В ней рассматриваются понятие и структурные элементы системы права, различные классификации права. Также уделено внимание предмету и методу правового регулирования как основанию деления права на отрасли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………….3
ГЛАВА 1. Понятие системы права и её структура………………………….…….4
ГЛАВА 2. Основания отраслевого деления права………………………………..9
ГЛАВА 3. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства……....13
ГЛАВА 4. Три правовых института в отраслях уголовного и гражданского права…………………………………………………….…………….………..14
4.1. Институт купли продажи…………….......……………………………..14
4.2. Институт аренды………………………………………………………..16
4.3. Институт безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим…………………………………….………………………………..18
4.4. Институт необходимой обороны………………………………………20
4.5. Институт крайней необходимости……………………………………..21
4.6. Институт соучастия…………………….........……..…………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………24

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 67.18 Кб (Скачать)

Уголовное право как отрасль  права объединяет нормы, которые  определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной  ответственности, устанавливают наказания  и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь, который основывается на Конституции  Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовно-исполнительное право  — совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания  уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного  права, является Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

Уголовно-процессуальное право  — это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Ими регулируется деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных  дел, правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора  и оценки доказательств, вынесения  приговоров, их обжалования и т.п. Правовым актом, содержащим нормы уголовно-процессуального  права, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Гражданско-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам. Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают  подведомственность и подсудность  возникающих споров, права и обязанности  участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др. Источниками гражданско-процессуального  права являются Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь и Хозяйственный  процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как  отрасли в целом, так и каждого  ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических  средств правового  регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой.

В крупных и сложных  по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Таким образом, система права  представляет собой совокупность действующих  норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

 

 

 

ГЛАВА 2. Основания отраслевого деления права

Предмет и метод правового  регулирования – это  наиболее существенные основания для деления  системы права на отрасли.

Предмет правового регулирования  – это качественно однородный вид общественных отношений, на который  воздействуют нормы определенной отрасли  права, т. е. предмет правового регулирования  – это  то, на что воздействует право. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты – индивидуальные и коллективные;

б) их поведение, поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых  люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют  свой интерес;

г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными  причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования  представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Если предмет отвечает на вопрос, какие  общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли  права, то метод показывает  как, каким образом регулируются данные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, так как правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права  по отраслям, поскольку он имеет  объективное содержание, предопределен  самим характером общественных отношений  и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как  произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании  с предметом способствует более  строгой и точной градации права  на отрасли и институты. Ведь наличие  различных видов общественных отношений  еще не создает само по себе системы  права, не порождает автоматически  его отраслей. Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя.

Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом. Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения.. Государство не ставит своей целью тотальную юридическую регламентацию общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ведь каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

Словом, одного материального  ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы. Если бы . основанием для деления нрава служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);

б) издание соответствующих  нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;

в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;

г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В целом правовой метод  представляет собой известный набор  юридического инструментария, посредством  которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни.   

Каждая отрасль права  характеризуется определенным методом  правового регулирования. 

Метод правового регулирования  определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия  на общественные отношения: обязываний, запретов, дозволений, поощрений и рекомендаций. Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта. К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям - уголовное, к обязываниям - административное право.

Императивный (властно-побудительный) способ - метод властно-категоричных предписаний,   не  допускающих  отклонений   в   регулируемом поведении от предписаний нормы  права, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями  власти - подчинения между субъектами права. Юридическим фактором при  возникновении правоотношений здесь  выступает властное предписание (приказ руководителя предприятия, учреждения, постановление о возбуждении  уголовного дела, приговор суда и т.д.). В основе лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Диспозитивный (автономный) - метод,  предполагающий свободу  выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Дозволение- представление лицу права на  совершение тех или иных  действий, незапрещенных законом. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляет им возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Этот метод характерен для отраслей частного права - гражданского, трудового и др. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений.

Поощрительный способ стимулирует  желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение  путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового  права и ряда других отраслей.

Рекомендательный способ предлагает субъектам наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант  поведения (трудовое право).

Применение того или иного  метода правового регулирования  зависит от содержания общественных отношений, усмотрения законодателя, сложившейся  правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Методы могут  применяться как самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.

В теории права различают  два противоположных метода правового  регулирования: метод автономии  и авторитарный метод.

Авторитарный метод базируется на применении властных юридических  предписаний, которые не допускают  отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им.

Метод автономии предоставляет  возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение  в рамках правовых предписаний. При  этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают  на себя обязательства по отношению  друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства

 

 

Система права, формирующаяся  на объективной основе, обусловливает  внешнюю структуру — форму  национального права. Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и  институтов права, обязательно приобретают  и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках  действующего законодательства. С учетом этого обстоятельства формируется  система законодательства, которая  определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с  отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере  общественных отношений.

Таким образом, система права  страны и система национального  законодательства неразрывно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Они соотносятся  между собой как содержание и  форма одного и того же явления  — права. Так, гражданскому праву  как отрасли права соответствует  гражданское законодательство, административному  праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.

В этом смысле система права  и система законодательства в  основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования  отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет  отрасли права. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование  не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и  т.п.). Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки  зрения не может быть признано в  должной мере рациональным.

Информация о работе Система права