Система органов государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является:
1. Определение и выявление основного развития системы органов государственной власти в РФ.
2. Рассмотреть организацию и деятельность федеральных структур правового государства, а именно систему разделения властей.
3. Показать существующие органы власти в субъектах РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Система органов государственной власти в РФ: понятия,
виды, характеристика. Федеральные органы государственной власти РФ…………………………………………………………………………………5
1.1. Понятия и принципы построения органов государственной
власти……………………………………………………………………………...5
1.2. Единство системы государственных органов в РФ. Принцип разделения властей…………………………………………………………….....7
1.3. Федеральные органы государственной власти.
Прокуратура РФ……………………………………………………………........17
Глава 2. Система органов государственной власти субъектов РФ …......21
2.1. Основная характеристика системы государственной власти в субъектах РФ ………………………….................................................................21
2.2. Системы органов законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ…………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

SODERZhANIE_vvpd.docx

— 53.52 Кб (Скачать)

По Конституции РФ 1993 г. кандидатуру Генерального прокурора определяет Президент РФ, который вносит ее на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации вправе отклонить или утвердить представленную кандидатуру. В случае отклонения кандидатуры Президент должен представить новую. Кроме того, только Президент может вносить предложение в Совет Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора. Окончательное решение по этому вопросу принимает только Совет Федерации.

Конституция 1993 г. установила и новый порядок назначения прокуроров среднего звена. Если раньше согласование при назначении прокуроров требовалось только с республиками в составе РФ, то сейчас при назначении прокуроров всех субъектов Федерации требуется согласование Генеральным прокурором этих кандидатур с субъектами РФ. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Прокуратура действует гласно в  той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также  законодательства РФ о государственной  и иной специально охраняемой законом  тайне. Прокуратура информирует  федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Прокуроры и следователи органов  прокуратуры не могут быть членами  выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и  органами местного самоуправления, не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в  их деятельности. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Недопустимо никакое вмешательство в осуществление прокурорского надзора. Никакие государственные органы, общественные организации и должностные лица, средства массовой информации не могут оказывать какого-либо давления на прокурора с целью повлиять на принимаемые им решения или воспрепятствовать его деятельности. Прокуратура рассматривает и разрешает заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушениях закона, а также жалобы на вступившие в силу решения судов от лиц, имеющих процессуальное право на обжалование. Законом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу на решения или, действия которого принесена жалоба. Одной из основных функций прокуратуры является надзор в пределах ее компетенции за исполнением законов участниками общественных отношений. Прокурор обязан разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон и, к возмещению причиненного ущерба.

Большое значение имеет надзор за соблюдением и исполнением законов  в деятельности таких органов, как  ФСБ, МВД, пограничная служба, налоговая  полиция, служба внешней разведки, таможня  и т.д. В данном случае прокурорский надзор должен быть средством предотвращения нарушений в этой сфере. Особая функция прокурора - участие в рассмотрении дел судами. Прокурор выступает в качестве стороны (государственного обвинителя) в судебном разбирательстве, а с другой стороны - он осуществляет надзорные функции в отношении судебных решений (в уголовном процессе). Прокурор обладает значительными полномочиями в судебной сфере, особенно если суд принимает незаконное или необоснованное решение. Прокурор может затребовать в суде любое дело или даже целую категорию дел, по которым решение уже вступило в законную силу и в случае обнаружения незаконного или необоснованного решения, он приносит протест в порядке надзора или обращается к вышестоящему прокурору.

Прокуратура участвует в правотворческой  деятельности. Он вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

По Конституции 1993 г. Генеральный прокурор не обладает правом законодательной инициативы, хотя по Конституции 1978 г. он таким правом обладал4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система органов  государственной  власти субъектов  РФ.

2.1. Основная характеристика системы государственной власти в субъектах РФ.

Государственную власть в  субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Важное значение при характеристике системы органов государственной  власти РФ имеет установление особенностей в организации и деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны.

В федеральном законе "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко определены общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это:

- государственная и территориальная целостность РФ;

- распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

- единство системы государственной власти;

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий;

- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

- самостоятельное осуществление  своих полномочий органами местного  самоуправления.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

  Органы государственной  власти субъекта  РФ обеспечивают  реализацию прав  граждан на участие  в управлении делами  государства как  непосредственно,  так и через  своих представителей, в том числе  путем законодательного  закрепления гарантий  своевременного назначения  даты выборов в  органы государственной  власти субъекта  РФ и органы  местного самоуправления  и гарантий периодического  проведения указанных  выборов5. Органы государственной власти субъекта РФ содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта. Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

 

 

 

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими  в соответствии с федеральным  законом активным избирательным  правом на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Высшее должностное  лицо избирается на срок не более пяти лет. Споры между законодательным и исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией РФ и законом субъекта РФ, либо в судебном порядке.

 Число депутатов определяется конституцией (уставом) субъекта РФ, и срок полномочий одного созыва не может превышать пяти лет, а число депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, устанавливается законодательным органом субъекта РФ самостоятельно.

 

2.2. Система органов законодательной  и исполнительной власти в  субъектах РФ.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации - устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и федеральным законом "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятым Государственной Думой 22 сентября 1999 г. Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, Конституциями республик, уставами других субъектов Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ - постоянно действующий  высший и единственный орган законодательной  власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством. Законодательные  органы формируются на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Структура  и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается  конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ могут входить  постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые  формируют из своего состава рабочие  группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Порядок  формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет. Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными. Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к  ней, если иное не установлено  конституцией субъекта РФ;

2) издание законов по предметам  ведения субъекта РФ и предметам  совместного ведения РФ и ее  субъектов в пределах полномочий  субъекта РФ;

3) осуществление контроля за  соблюдением и исполнением законов  субъекта РФ, исполнением бюджета  субъекта РФ, исполнением бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов субъекта  РФ, соблюдением установленного  порядка распоряжения собственностью  субъекта РФ;

4) иные полномочия, установленные  Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами  субъекта РФ.

Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать  на своих заседаниях законы субъекта РФ и постановления. Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов. Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ. Законодательный орган назначает на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Законодательный орган субъекта Российской Федерации может быть досрочно распущен в случае принятия им решения о самороспуске. В случае досрочного роспуска законодательного органа государственной власти субъекта РФ проводятся досрочные выборы не позднее шести месяцев со дня роспуска. Выборы в законодательный орган субъекта РФ проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутат обладает неприкосновенностью и другими правами и привилегиями, обычно предусмотренными российским законодательством для депутатов представительных органов власти.

Законом установлена и система  органов исполнительной власти субъектов  РФ во главе с высшим исполнительным органом субъекта РФ, возглавляемым  руководителем этого высшего  исполнительного органа. Высший исполнительный орган субъекта РФ является постоянно  действующим органом исполнительной власти. Исполнительная власть субъектов РФ образует самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включает элементы организационной подчиненности. Они подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Отраслевые органы исполнительной власти осуществляют руководство одной из отраслей общественной жизнедеятельности. Межотраслевые органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ осуществляют координационно-регулирующие, контрольно-разрешительные и функции в отношении отраслевых органов исполнительной власти подведомственным им организаций либо руководят несколькими отраслями общественной жизни. В состав системы органов исполнительной власти субъектов РФ входят так же территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. В разных субъектах назначаются разные территориальные органы. В Москве, например, к таковым органам относятся префектуры, возглавляемые префектами. В своей деятельности они подконтрольные Высшему должностному лицу субъекта РФ Правительству субъекта РФ. 
Они осуществляют на определённой территории контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность, а также иные специальные функции межотраслевого руководства. 
Для исполнения своих полномочий территориальные органы издают распоряжения и приказы, которые, однако, могут быть отменены Высшим должностным лицом субъекта РФ.  В исполнения своей компетенции главы этих органов исполнительной власти субъектов РФ издают законодательные приказы, распоряжения и организуют контроль за их исполнением. В необходимых случаях такие акты могут быть отменены Главой Администрации субъекта РФ. Органы исполнительной власти субъекта РФ вправе также издавать по предметам их ведения и акты рекомендательного характера для исполнительных органов местного самоуправления. Главы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемыми на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, департаменты и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности главой исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют органы, ведающие вопросами совместной компетенции РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются соответствующим федеральным министром по согласованию с главой исполнительной власти субъекта РФ. Эти "совместные" ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное подчинение) - центральному органу федеральной исполнительной власти, который осуществляет общее методическое руководство, а по горизонтали (линейное подчинение) - главе исполнительной власти субъекта РФ. По предмету исключительного ведения субъекта Федерации ими создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, которые подчиняются исключительно главе исполнительной власти субъекта Федерации и не входит в систему исполнительной власти Российской Федерации. Президент РФ вправе обращаться в законодательный орган субъекта РФ с представлением о приведении конституции (устава) субъекта РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного органа, правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке. Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ.  Таким образом, в субъектах РФ система органов исполнительной власти как бы раздваивается. Часть из них относится к общероссийской вертикали и к системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов РФ структурно выводится за рамки единой исключительной власти России, возглавляемой коллегиальным органом - Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Система органов государственной власти в РФ