Система и структура права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы и структуры права.
Для достижений цели необходимо рассмотреть определенные задачи, а именно:
Определить понятие системы права;
Рассмотреть структуру права;
Определить понятия основных структурных элементов системы права.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3с.
Глава 1. Структура права ………………………………………………….. 5с.
Понятие системы права ……………………………………………... 5с.
Нормы права, их элементы и классификации …………………….. 6с.
Институт права и его характеристика ………………………………10с.
Отрасль права: понятие и классификации ………………………… 12с.
Глава 2. Основания построения системы права …………………………. 15с.
Глава 3. Общая характеристика основных отраслей права ……………... 19с.
3.1. Публичное и частное право ……………………………………………19с.
3.2. Материальное и процессуальное право ……………………………….21с.
3.3. Общая характеристика основных отраслей права ……………………22с.
3.3.1. Конституционное право ……………………………………………...23с.
3.3.2. Административное право …………………………………………….23с.
3.3.3. Гражданское право …………………………………………………....24с.
3.3.4. Уголовное право ………………………………………………………27с.
3.3.5. Международное право ………………………………………………..28с.
Заключение …………………………………………………………………..31с.
Библиографический список …………………………………………………33с.
Нормативно – правовые акты ……………………………………………… 35с.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     На  императивном методе основано конституционное  право, уголовное право, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права. Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение (5, с.168).

     При административно-правовом методе правового  регулирования общественных отношений  взаимные права и обязанности  у сторон возникают не по взаимному  соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством. Субъекты правового общения находятся, как правило, в отношениях власти и подчинения, имеют неодинаковый объем взаимных прав и обязанностей, который точно определен в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за нарушение прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный, а не правовосстановительный характер (5,с.168). Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права. Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойствен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным (5, с.168).

     Кроме этих основных методов Мальков А.В. выделяет также поощрительный и рекомендательный методы.

     Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм — поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения. Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение. В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом. Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания, а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания. Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат отдельные поощрительные нормы.

     Рекомендательный  метод — метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диапозитивным методом, так как предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей(5, с.168-169).

     Таким образом, нормы права разграничиваются по отраслям в соответствии с предметом (материальный критерий) и методом (юридический критерий) правового регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 3. Общая характеристика основных отраслей права

                                 3.1. Публичное и частное право 

     С давних пор вся совокупность правовых норм, действующих в том или другом государстве, делилась на так называемое "частное право" и "публичное право". Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством(публичной властью). (1, с.206)

     Публичное право – та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач. Этим оно отличается от частного права, которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, прав частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.

     Частное и публичное право соотносятся между собой как две взаимодействующие системы. Всю систему норм условно можно разделить на две группы: нормы, определяющие права частных субъектов и отношения между ними, и нормы, определяющие статус публичных субъектов и реализацию их полномочий.

     В современной России в качестве публичных  субъектов могут выступать только органы, реализующие государственную  власть либо муниципальные полномочия. Соответственно, те отрасли права, которые "обслуживают" данные правоотношения, являются публичными. Это конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное право и т. д., а также все процессуальные отрасли права. Остальные отрасли права, регулирующие общественные отношения с участием частных субъектов, действующих в своих собственных интересах, образуют блок так называемых частных отраслей права; гражданское, семейное и отчасти трудовое право.

     Безусловно, что не существует абсолютно публичных  или абсолютно частных отраслей права. В любой отрасли права, относящейся к публично-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы. Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

     В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

     1) интерес (если частное право  призвано регулировать личные  интересы, то публичное — общественные, государственные);

     2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

     3) метод правового регулирования  (если в частном праве господствует  метод координации, то в публичном  — субординации);

     4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством либо государственных органов между собой).

     В настоящее время в правовой системе  России все больше утверждаются такие  институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др. (13, с.22 – 23).

     Признавая важность и значение такой классификации, необходимо отметить, что выделение  частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано, прежде всего, на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования. (11, с.23). 

     3.2. Материальное и  процессуальное право 

     Любая система правовых норм подразделяется на материальное и процессуальное право. Все нормы права призваны регулировать и упорядочивать общественные отношения в соответствии с теми функциями и задачами, которые стоят перед ними. Одна группа правовых норм закрепляет существующие общественные отношения, тем самым придавая им правовой характер. Другие направлены на реализацию этих норм в жизнь, так как, устанавливая (санкционируя) правовые нормы, государство одновременно определяет порядок их осуществления. Следовательно, к материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, а группу процессуальных отраслей права составляют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право.

     Материальное  право - это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования (таким же образом осуществляется воздействие и с помощью процессуального права). Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.

     Предметом правового регулирования норм материального  права являются общественные отношения, связанные с материальными условиями жизни общества.

     Процессуальное  право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел.

     Государство определяет особую группу правовых норм, призванных обеспечивать претворение  норм материального права в жизненных  отношениях. Все то, что связано с применением норм материального права, — это область процессуального права. Процессуальное право - это в каком-то смысле форма осуществления норм материального права. Это не значит, что состояние законности зависит от норм материального права и меньше - от норм процессуального права. Для состояния законности и правопорядка в стране процессуальное право значит больше, чем материальное право. 

       3.3. Общая характеристика основных отраслей права 

     В зависимости от предмета и метода правового регулирования право может быть разделено на относительно обособленные части - отрасли. Нет абсолютно строгого и точного перечня отраслей права, поскольку их выделением занимаются прежде всего научные работники. Для юристов-практиков вопросы стоят в несколько иной плоскости: в каком нормативном акте содержится требуемая норма права (а не к какой отрасли принадлежит), вступил ли данный нормативный акт в юридическую силу, не отменен ли и т.д. Поэтому в разное время в доктрине выделялось и разное количество отраслей права – от десяти до пятнадцати и даже более.

     Отрасль права — это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических  норм, регулирующих однородные общественные  

отношения при помощи специфических для  нее методов. Дать общую характеристику отраслей права — означает рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования, а также указать вид юридической ответственности, существующий в той или иной отрасли права. 

                                  3.3.1. Конституционное право 

     Конституционное право — ведущая отрасль всей системы права (ее базис, основа), представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное (государственное) право – это область публичного права (1,с.212). Доминирующий метод конституционного права — императивный. Вид юридической ответственности — конституционная. Конституционное право устанавливает принципы формирования, деятельности и структуру представительной, исполнительной и судебной власти, политическую систему, федеративное устройство, правовое положение граждан, их права,

свободы и обязанности и т. д. Главным нормативным актом этой отрасли права является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и выступающая законом прямого действия. (5, с.171).  

                               3.3.2. Административное право 

    Административное  право – это область публичного права. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, учреждений и т.д.). Нормами административного права регламентируются отношения в сфере экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения и т.д. Специфика этих отношений состоит в том, что одной из сторон выступает государственный орган или должностное лицо. Основной метод - власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок. (2, с.396). 

                                         3.3.3. Гражданское право 

     Гражданское право — ведущая, базовая отрасль права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право – область частного права. Главный метод правового регулирования — диспозитивный. Вид юридической ответственности — гражданско-правовая. Следует иметь в виду, что не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (продавец — покупатель; арендатор — арендодатель; должник — кредитор). В гражданском праве имущественные отношения не строятся по методу власти и подчинения, как это происходит в финансовом праве. Гражданское право состоит из многочисленных подотраслей: наследственное право, изобретательское право, семейное право и т. д. (1, с.213).

Информация о работе Система и структура права