Система и структура права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы и структуры права.
Для достижений цели необходимо рассмотреть определенные задачи, а именно:
Определить понятие системы права;
Рассмотреть структуру права;
Определить понятия основных структурных элементов системы права.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3с.
Глава 1. Структура права ………………………………………………….. 5с.
Понятие системы права ……………………………………………... 5с.
Нормы права, их элементы и классификации …………………….. 6с.
Институт права и его характеристика ………………………………10с.
Отрасль права: понятие и классификации ………………………… 12с.
Глава 2. Основания построения системы права …………………………. 15с.
Глава 3. Общая характеристика основных отраслей права ……………... 19с.
3.1. Публичное и частное право ……………………………………………19с.
3.2. Материальное и процессуальное право ……………………………….21с.
3.3. Общая характеристика основных отраслей права ……………………22с.
3.3.1. Конституционное право ……………………………………………...23с.
3.3.2. Административное право …………………………………………….23с.
3.3.3. Гражданское право …………………………………………………....24с.
3.3.4. Уголовное право ………………………………………………………27с.
3.3.5. Международное право ………………………………………………..28с.
Заключение …………………………………………………………………..31с.
Библиографический список …………………………………………………33с.
Нормативно – правовые акты ……………………………………………… 35с.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

          5. по целевому назначению:

  • учредительные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, правовой системы государства, правовой статус человека и гражданина и т.д;
  • дефинитивные нормы, определяющие и объясняющие суть юридических понятий, раскрывающие направленность юридических действий;
  • регулятивные нормы, предоставляющие правовым субъектам и права и возлагающие на них юридические обязанности; охранительные нормы, призванные обеспечить правопорядок в обществе;
  • коллизионные нормы, связанные с разрешением юридических споров, и т.д.;

      6. по кругу лиц, которым нормы права разделяются:

  • на общие, распространяющиеся на все население, находящееся в государственном пространстве;
  • специальные, действующие в отношении определенных категорий населения;
  • исключительные, изымающие из сферы действия нормативных актов или их частей определенные категории населения;

     7. по действию в пространстве как:

  • нормы общего действия, распространяющиеся на всю территорию, которая подпадает под компетенцию соответствующего правомочного органа общегосударственного значения; нормы ограниченного действия, связанные с определенными рамками по территории, которые специально выделяются в нормативном акте;
  • нормы локального действия, распространяющие свою силу на обособленную территорию, подпадающую под компетенцию регионального или местного правомочного органа;

       8. по времени действия как:

  • постоянные и временные, вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям;
  • немедленного действия и обладающие обратной силой (ретроспективного действия) (2, с.374-380).
 

                           1.3. Институт права и его характеристика 

     Институты права являются первичным объединением юридических норм и в то же время  связующим звеном между ними и отраслями как основными общностями права. Они соединяют близкие по содержанию правовые нормы и, соответственно, вводят их в процесс правового регулирования отдельных групп общественных отношений.

     Институт  права - это комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений.

     Характерными  чертами институтов права являются:

     1. однородность фактического содержания  обособленных видов общественных  отношений; 

         2. относительная самостоятельность в регулировании видовых общественных отношений внутри конкретной отрасли права;

     3. юридическое единство входящих  в институт норм права, основанное  на их содержании и правовом  оформлении;

     4. обособленность правовых предписаний  института в структурных частях нормативных правовых актов (в частности, в конституции, кодексах и иных законах);

     5.сложившийся  метод правового регулирования,  отражающий специфику процесса  воздействия на определенный вид общественных отношений.

     Примерами институтов права могут служить  институт законодательной власти в  конституционном праве, институт собственности  в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве и т.д.

     Правовые  институты возможно классифицировать по следующим основаниям:

     1. по составу (или предметно-отраслевому критерию) как:

     - отраслевые (унитарные), содержащие  нормы одной отрасли права  (среди них, например, институт  коммерческой концессии в гражданском  праве);

     - межотраслевые (комплексные), соединяющие в себе нормы нескольких отраслей (в частности, институт приемной семьи на условиях оплаты труда приемных родителей можно рассматривать как институт, имеющий отношение как к семейному, так и к трудовому праву);

     2. по функциональной роли в правовом регулировании различают:

  • учредительные институты, создающие властные структуры и закрепляющие правовое положение субъектов права (институт главы государства);

          - регулятивные институты, призванные регламентировать право мерное поведение (институт купли-продажи);

     - охранительные институты, связанные с правонарушениями (институт административной ответственности);

     3. по соотношению между собой выделяют:

     -      материальные правовые институты;

     - процессуальные правовые институты, предусматривающие процедуры реализации первых;

     4. по структуре институты права разделяют на:

  • простые, соединяющие, как правило, небольшой комплекс юридических норм без каких-либо их подразделений;
  • сложные, включающие в себя систему однородных, но более дробных подразделений определенной отрасли права, которые именуют субинститутами. Сами же укрупненные институты со сложной системообразующей инфраструктурой в рамках одной отрасли относят к подотраслям права. Например, таковыми называют парламентское и муниципальное право в конституционном праве, банковское, бюджетное и налоговое право в финансовом праве.
 

               1.4. Отрасль права: понятие и основные классификации  

     Основными элементами системы права являются его отрасли, призванные регламентировать наиболее крупные сферы общественных отношений и обладающие особенностями, которые проявляются в их началах и назначении, в предмете и методе правового регулирования.

     Отрасль права - это обособленная совокупность связанных едиными принципами и функциями правовых институтов, регулирующих на основе специфических юридических средств и способов качественно однородные общественные отношения. 
 

     Отрасли права традиционно делятся на:

  1. основные (кодифицированные);
  2. комплексные.

     Среди основных, в свою очередь, различают:

  • Базовая (или ведущая) отрасль - конституционное (государственное) право, представляющее собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы государственного и общественного строя страны, формы правления, государственного устройства и государственно-политического режима, правовой статус личности, систему органов государственной власти и механизм осуществления их деятельности. Основы базовой отрасли содержатся в конституции государства и конституционных законах, развивающих ее положения.
  • Профилирующие отрасли воплощают в себе регулирующие и охранительные начала права, соединенные в следующие виды права
  • административное право;
  • гражданское право;
  • гражданско-процессуальное право;

     - уголовно-процессуальное право

  • Специальные отрасли формировались на основе базовой и профилирующих, приспосабливаясь к особым сферам общественной жизни, которые нуждались в специфическом правовом регулировании. К этим отраслям относятся следующие виды права:
  • финансовое право;
  • земельное право;
  • семейное право;
  • трудовое право;
  • уголовно-исполнительное право(2, с.395-397).

     Более подробно вышеперечисленные отрасли  права будут рассмотрены в  третьей главе данной работы.

          Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют достаточно сложную конструкцию (5, с.165). 
 
 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 

                  
 
 

                 Глава 2. Основания построения системы права 

     Когда говорят о системе права, имеют в виду прежде всего разделение права на самые крупные общности - на отрасли. Что служит критерием основанием этого разделения? Современная отечественная юридическая наука выделяет два таких основания:

  • предмет правового регулирования (какие общественные отношения подвергаются правовому регулированию);

     -метод  правового регулирования (каким  образом регулирую те или иные общественные отношения) (5, с.167).

     Предмет правового регулирования – качественно  определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие  данной отрасли права. Предмет отвечает на вопрос: Что регулируется?

     Общественные  отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления  права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной степени и структурное подразделение права на отрасли. институты. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, трудовое — отношения между работником и работодателем, финансовое — отношения, складывающие в процессе финансовой деятельности государства. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включаются субъекты общественных отношений; предметы материального мира социальные взаимосвязи; общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.

     Однако  некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями  права. Так, имущественные отношения  регулируются гражданским и финансовым  

правом  а некоторые их разновидности еще и административным. Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно. Становится очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно. Поэтому в науке существует и второй критерий — метод правового регулирования (5, с.168).

     Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. К основным характеристикам метода правового регулирования общественных отношений можно отнести следующие:

  • юридическое положение участников правоотношений, характер и распределение их взаимных прав и обязанностей;
  • порядок, основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правового общения (т. е. юридические факты, необходимые для возникновения правоотношения);
  • характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение, за невыполнение субъективных обязанностей, за нарушение субъективных прав (виды мер государственного принуждения за нарушение требований правовых норм и порядок их применения).

     На  основе указанных характеристик  различные авторы выделяют различные  методы правового регулирования. Так  Лазарев В.В. выделяют два основных методов правового регулирования общественных отношений: гражданско-правовой (другие его названия, встречающиеся в литературе,- автономный, диспозитивный); и административно-правовой (именуемый также авторитарный, императивный, метод субординации).

     Первый  предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе, они могут быть зафиксированы непосредственно в договоре. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответственность, имеют в основном правовосстановительный (и лишь иногда карательный) характер.

Информация о работе Система и структура права