Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

работа содержит краткие ответы на вопросы по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Функции теории государства и права.docx

— 52.96 Кб (Скачать)

-   сохраняет гражданство  тех государств, которые находятся  во временном союзе;

-   государства могут  договориться о единой денежной  системе, о единых таможенных  правилах, о межгосударственной  кредитной политике на время существования союза.

 

Формы государственного режима  -  представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

1)  Антидемократические режимы 

2) Демократический режим 

Механизм государства- это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Признаки  механизма государства:

  1. Он состоит из людей, специально занимающихся управлением, которое выражается в законотворчестве, исполнении законов, охраной законов от нарушений.
  2. Он представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
  3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
  4. Он призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.
    • выделяют три основных формы деятельности государственных органов:
    • правотворческую,
  • правоисполнительную
  • правоохранительную-

Основными принципами механизма государства являются: демократизм, принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата, национальное равноправие, высокий профессионализм и компетентность государственных органов, гуманизм, централизм, сочетание единоначалия и коллегиальности, законности, принцип гласности в деятельности государственного аппарата, принцип разделения властей.

 

Правовое государство- это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном равенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Признаки  правового государства.

    1. Принцип приоритета права.
    2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Его признаки: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особый тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
    3. Принцип единства права и закона.
    4. Взаимная ответственность государства и личности.
    5. Наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
    6. Верховенство закона.

 

Гражданское общество- это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность.

Признаки  гражданского общества.

1) Гражданское общество- это сообщество свободных индивидов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства.

2) Гражданское общество- открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного выезда и въезда и т.д.

3) Гражданское общество- сложная структурная плюралистическая система.

4) Индивиды, объединяясь  в различные организации, устанавливая  между собой разнообразные отношения,  реализуя свои интересы, тем самым  обеспечивают гармоническое, целенаправленное  развитие общества без вмешательства  государства.

5) Гражданское общество- правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают призвание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека  и гражданина.

 

Нормативное регулирование  общественных отношений

  • Право
  • Технические и социальные нормы
  • Обычаи, традиции, деловые обыкновения
  • Религиозные нормы
  • Нормы морали и нравственности
  • Корпоративные нормы
  • Политические нормы

 

происхождения права существует целый ряд мнений, взглядов, теорий. К ним относятся следующие.

1,Теологическая  теория права.

2. Теория «естественного права».

3. Юридический позитивизм.

4. Нормативизм.

5. Психологическая теория права.

6. Теория солидаризма в праве.

7. «Социологическая юриспруденция».

8. Марксистская теория права

 

Признаки  права.

1) Нормативность.  

2) Формальная  определенность. 

3) Системность. 

4) Интеллектуально – волевой   характер  права

5) Обеспеченность  возможностью  государственного  принуждения

 

Функции права

1. Регулятивно-статическая функция

2,регулятивно-динамической

3. Охранительная функция

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия

 

Формы (источники) права- это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления правовых норм, придания им юридического, общеобязательного значения

Виды источников права:

1. Санкционированные обычаи-

2. Юридический прецедент-

3. Нормативный договор-

4. Общие принципы  права- это отправные, исходные начала правовой системы.

5. Религиозные тексты-

               6. Нормативные юридические акты делятся на законодательные акты и подзаконные акты. Подзаконные акты- это (Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, местные нормативные акты и др.).

 

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в  самом нормативном акте или в  специальном акте о введении его  в действие (таким временем может  быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической  силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее  установленного в самом нормативном  акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового  акта;

в) замены одного нормативно-правового  акта другим актом, устанавливающим  новые правила регулирования  той же социальной сферы.

 

 

Принципы правотворчества

Демократизм правотворчества

Научность правотворчества

Оперативность правотворчества

Связь правотворчества  и практики.

 

Систематизация  нормативных актов- это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов

Инкорпорация без изменений- вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. не подвергается изменению. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

 Неофициальной инкорпорацией  могут заниматься любые субъекты,

официозный- инкорпорация проведена неправотворческим государственным органом.

Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит объединение множества нормативно-правовых актов, связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.

Кодификация вс изменениями утратой предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно-обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе и др.). Кодификация- это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

 

Система права  характеризуется следующими признаками:

А) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

Б) разделением на взаимосвязанные  отрасли и институты права;

В) объективностью строения;

Г) иерархичностью;

Д) непротиворечивостью.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Использование субъективных прав

Соблюдение юридических  запретов

Использование юридических  прав,

Соблюдение и исполнение предписаний правовых норм

Исполнение юридических  обязанностей

 

Различают следующие виды (формы) правового регулирования:

· запрет (так не поступайте);

· дозволение – управомоченная форма (поступайте как сочтете нужным);

· предписание ( поступайте только так).

 

три стадии информационной модели правоприменительного процесса:

    1. установление фактических обстоятельств;
    2. выбор и анализ норм права;
    3. вынесение решения и его документальное оформление.

Виды правоприменительных актов.

В зависимости от субъектов,

на акты представительных органов,

органов управления, судебные акты,

акты  контрольно-надзорных  органов.

По  содержанию эти акты подразделяются на:

  • акты-регламентаторы,
  • правовосстановительные акты
  • акты-санкции, определяющие меры ответственности за правонарушение.

Юридические факты

События-

Действия

Правомерные действия

 

По характеру наступающих  последствий правоотношения делятся  на:

  • правообразующие;
  • правоизменяющие;
  • правопрекращающие.

 

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.

Функции правового  сознания

Познавательная  функция

Оценочная функция

Регулятивная функция

Правовое сознание в своей структуре содержит правовую идеологию или познавательную сторону и правовую психологию или эмоционально-волевую сторону.

 

 

Правовая идеология представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в общем виде отражают и оценивают правовую действительность.

 

Правовая психология- это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

Через правовую психологию реализуется:

А) знание права;

Б) органически присущие правовой культуре обычаи, традиции и  вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности;

В) ее самооценка, т.е. умение критически оценивать свое поведение  с точки зрения его соответствия принципам  и нормам права.

 

Классификация правового сознания

Обычное правосознание 

Научное правосознание

Профессиональное  правосознание

 

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности.

Структура правовой культуры.

    1. правовое сознание, как система духовного отражения всей правовой действительности;
    2. право, как система норм, выраженных возведенную в закон государственную волю;
    3. правовые отношения,
    4. законность и правопорядок,
    5. правомерная деятельность субъектов,
    6. государственные правовые институты, как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

 правовое поведение

Стадии механизма  правового регулирования

    1. общенормативное регулирование;
    2. возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов;
    3. стадия их реализации.

Различают четыре формы реализации норм права:

А) Соблюдение- связано с запретами, состоит в воздержании от действий, запрещенных правом.

Б) Исполнение вытекает из позитивной юридической  обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных действий (уплата налогов).

В) Использование  тесно связано субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление  своего права.

Типы  правового регулирования

          1. Общедозволительный
          2. Разрешительный
          3. Дозволительно-обязывающий

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"