Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая теория права".
Интегративный подход позволяет точнее подойти к оценке объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами. Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнительность правоотношений средствами юридического процесса (О. Э Лейст), что действие права предполагают определенные условия, требует необходимые ресурсы, наличие специальных структур, способных принять право и при необходимости принуждать к его исполнению.В рамках интегративного подхода каждое из проанализированных выше типов правопонимания — естественно-правовое, нормативное, социологическое и психологическое — выступает не только противовесом иному, но и представлено как усиление, дополнение к другому. Тем самым становится возможным не только исключить абсолютизацию какого-то одного взгляда на право, но и связать право с реальным бытием человека, его ценностями и интересами.Интегративный подход представляет собой методологическую платформу для сближения различных концепций права, позволяет максимально учесть требования полноты и всесторонности научного анализа в оценке природы права, определении источников, механизмов и закономерностей его действия в обществе. Он не разводит по разным полюсам естественно-правовой, нормативный, социологический и психологический подходы к праву, но на общей методологической основе синтезирует их достоинства.Стержнем интегративного правопонимания, его системообразующим началом является идея действия (действующего) права, синтезирующая своим содержанием все сущностные правовые характеристики и формы проявления (бытия) права в социальном пространстве: 1) право как идея, принцип; 2) право как институционализированная совокупность норм (позитивное право, законодательство); 3) право как элемент сознания, психики человека; 4) право в общественных отношениях (право как социальный порядок) (см. Действие права).С учетом этого право есть объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально действующими правовыми принципами и установлениями, или правовым порядком.
26.
Право как нормативное
выражение согласованных
интересов
ПРАВО КАК НОРМАТИВНОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ
27. . Эволюция представлений о праве.
До Октябрьской революции 1917 г. Россия входила в романо-германскую правовую семью, и основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под определяющим влиянием правового позитивизма (подхода, отождествляющего право с положительным, «писаным» правом). Причем для России был характерен этатический позитивизм (позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства).В начале XX в. российский этатический позитивизм вступил в кризисное состояние и распался на два направления:а) формально-догматическое (основанное на логической интерпретации юридических понятий) - Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, А.А. Рождественский и др.;б) социологизированное (основанное на проблеме интереса в праве) — С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов и др.В это же время значительная часть российских теоретиков права отошла от позитивизма и образовала несколько школ. Так, серьезному натиску в конце XIX - начале XX в. российский позитивизм подвергся со стороны возрожденного естественного права. Эту идею отстаивали П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, Е.Н. Трубецкой, Н.И. Палиенко и др.Возникла «психологическая школа права» (Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин).Накануне первой мировой войны социальные процессы в России приобрели жестокий и неуправляемый характер, что послужило почвой для возрождения этатического позитивизма. И наиболее ярким его представителем выступил Габриель Феликсович Шершеневич. Как заметил проф. Г.В. Мальцев, правовая теория Шершеневича «была ностальгически позитивистской и вызывающе этатической».Сразу после Октябрьской революции, в первые годы советской власти отношение к праву среди ученых-правоведов и интерпретаторов марксизма было явно нигилистическим (А.Г. Гойхбарг, В.В. Адоратский, М.А. Рейснер, Е.Б. Пашуканис, П.И. Стучка и др.).Однако потребности самой жизни и бурная нормотворческая деятельность Советской власти объективно требовали теоретических разработок права и четкого определения позиции в правопонимании. В этой связи в конце 20-х - начале 30-х годов началось довольно бурное развитие правовой теории. При этом наряду с марксистским направлением в теории права (П.И. Стучка и Е.Б. Пашуканис) появились и другие концепции. Так, имели место попытки возродить традиции психологической школы права (М.А. Рейснер и др.).Вместе с тем постепенно начинает набирать силу этатическое правопонимание, которое получило официальную поддержку на 1-ом Всесоюзном съезде марксистов-государственников в 1931 г. Становление тоталитарного режима Сталина требовало соответствующего теоретико-правового обеспечения и в 1938 г. на Всесоюзном совещании работников науки советского права была принята дефиниция, предложенная правовым идеологом сталинского режима Вышинским: «Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства». По сути, это определение составляло основу всех последующих дефиниций советского права.Во второй половине 1950-х годов рядом российских правоведов была выдвинута идея «широкого» понимания права. Предлагалось наряду с нормами включать в право и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский), правоотношения и правосознание (Я.Ф. Миколенко), субъективные права (Л.С. Явич). По существу, это была попытка социологизации правопонимания в рамках позитивистской концепции. Как заметил проф. B.C. Нерсесянц, «широкое» понимание права еще не означало различения права и закона.С начала 1970-х годов в советском правоведении начали появляться работы, в которых такое различение как раз стало проводиться (B.C. Нерсесянц, Д.А. Керимов, Г.В. Мальцев, Р.3. Лившиц, Л.С. Мамут, В.А. Туманов и др.).В последнее время проф. B.C. Нерсесянц предложил интересную концепцию цивилитарного права. Вместе с тем, как верно отметил проф. Г.В. Мальцев, проблема поиска новых определений права остается открытой.*
28.Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.
Первая ступень -
абстрактное право. Свободная воля
первоначально является сознанию человека
в качестве индивидуальной воли, воплощенной
в отношениях собственности. На этой
ступени свобода выражается в
том, что каждое лицо обладает правом
владеть вещами (собственность), вступать
в соглашение с другими людьми
(договор) и требовать восстановления
своих прав в случае их нарушения
(неправда и преступление). Абстрактное
право, иными словами, охватывает область
имущественных отношений и
29. Дискуссионные аспекты правопонимания
Как уже отмечалось,
право - сложное и многозначное явление,
затрагивающее интересы всех без
исключения участников общественных отношений,
индивидуальных и коллективных. Естественно,
что вокруг него всегда шли и сейчас
идут постоянные научные споры. Существует
множество различных трактовок
данного феномена, сложились целые
школы, направления, доктрины, так или
иначе объясняющие сущность, природу,
назначение права, его роль в жизни
общества. Некоторые из этих теорий,
наиболее известные и традиционные,
изложены в предыдущем параграфе (естественно-правовая,
историческая, социологическая, психологическая,
нормативистская и др.).В данном же случае
обращается внимание на современные подходы
к пониманию права, на те аспекты, по которым
ученые-правоведы ведут дискуссии и высказывают
свои мнения относительно предмета полемики.
Эти взгляды и суждения носят не просто
различный, но подчас взаимоисключающий
или по крайней мере весьма противоречивый
характер. В результате неясно, что же
сегодня означает право в реальной действительности,
каким оно должно быть, или, точнее, каким
его желают видеть? Иными словами, существует
плюрализм правопонимания. Укажем лишь
на некоторые из выдвигаемых концепций
и интерпретаций.1. Право есть фактический
порядок отношений, охраняемый и защищаемый
государством. По сути - это возврат к известным
юридическим воззрениям прошлого. Но дело
не в возврате (в истории было немало отнюдь
неплохих учений), а в том, что в свете данного
тезиса любые действия властей, чиновничества,
бюрократии, "аппарата" можно рассматривать
как "право". Ведь власти предержащие
сами в основном и создают угодный и выгодный
им "порядок отношений". По такой
логике даже нелегитимное применение
силы окажется "правом", но полицейским,
"кулачным".И потом - как вообще может
"фактический порядок отношений"
(право) регулировать, охранять, защищать
тот же порядок отношений? Регулятор сливается
с регулируемым, реальная жизнь - со средствами
(способами, формами, инструментами) ее
организации, упорядочивания. Это теоретическая
несуразица. Ясно, что подобная точка зрения
методологически несостоятельна и, следовательно,
неприемлема. На практике она может привести
к весьма нежелательным негативным последствиям
- стихии, самотеку, неуправляемости.