Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 11:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

TGP.docx

— 67.05 Кб (Скачать)

2) Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.

Главными способами толкования считают следующие:1) грамматический;2) систематический;3) историко

политический;4) логический;5) специально-юридический;6) телеологический;7) функциональный.Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.

Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта., Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.

По объему толкование норм права разделяют:1) на буквальное;2) расширенное;3) ограниченное.

Билет15 
1). Под политическим режимом понимается совокупность способов, приемов, методов осуществления политической власти.

 В основном  выделяют: Авторитарный - это режим, при котором монополия на власть  принадлежит одному лицу, комитету, партии, либо одному органу, не  допускающему политическую оппозицию, но сохраняющему автономию личности  и общества во в неполитических  сферах. Это режим жесткой власти, который сформировался начиная  в Восточных деспотий. Это отсутствие  прав человека, в основе единоличное  властвование. Тоталитаризм – это  политический режим, осуществляющий  всеобъемлющий контроль со стороны  власти над обществом и личностью  и опирающийся на систематическое  применение насилие или его  угрозу. Это жесткая власть, которая  тотальным образом охватывает  все сферы общества. Это феномен 20 века. Это порождение фашистских  и коммунистических режимов.

2)толкование нормы права- это уяснение и разъяснение смысла нормы права действительного содержания воли законодателя.Виды толкованияВ зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

Билет16 
1). Механизм государства - это система государственных органов, государственных предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организации

2). Правоотношение –это персонофицированное общественное отношение, возникающее на основе нормы права, участники которого наделены субъективными правами и юридичсекими обязанностями..

Основные признаки правоотношения:

Правоотношение представляет собой вид социальной связи (юридическая связь) субъектов социального общения;

Правоотношение возникает на основе норм права, то есть правоотношение - это не всякое фактическое отношение, а только то которое урегулировано нормами права;

Субъекты правоотношения обладают взаимосвязанными (взаимными) юридическими правами и обязанностями;

Правоотношение является двусторонней юридической связью, то есть осуществляется через взаимные юридические права и обязанности;

Правоотношение существует постольку, поскольку участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей;

Правоотношение является волевой юридической связью, то есть является результатом волеизъявления обеих сторон правоотношения, либо одной из его сторон;

Правоотношение - индивидуализированная юридическая связь, поскольку индивидуальны его субъекты, объект.

Правоотношение гарантируется государством: в случаях предусмотренных законом или договором, исполнение неисполненных или ненадлежащее исполненных обязанностей, защита, восстановление нарушенных прав субъектов правоотношения обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Билет 17

1). Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке. Каждый государственный орган наделён государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации.

Виды государственных органов. Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ (о судебной системе - см.вопрос 47).

2) Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица), содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность), объект правоотношения. Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица, совершившего преступление, понести уголовную ответственность, соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности, а в некоторых источниках выделяются ещё и правоотношения общего характера). Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 18

1).Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица), содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность), объект правоотношения. Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица, совершившего преступление, понести уголовную ответственность, соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности, а в некоторых источниках выделяются ещё и правоотношения общего характера). Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).

2). Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений – юридические факты. Юридические факты – это конкретные фактические жизненые обстоятельства, с которыми право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Виды юридических фактов. В зависимости от наличия или отсутствия воли субъектов факты делятся на события (обстоятельства, протекающие независимо от воли человека, в т. ч. и обстоятельства, возникшие по его воле, но вышедшие из-под его контроля – авария, пожар и т. п.) и действия (обстоятельства, которые совершаются по воле человека). В зависимости от соответствия действий закону действия делятся направомерные и неправомерные; правомерные действия подразделяются наюридические акты (сделки, административные акты, решения суда) и юридические поступки (находка, клад). В зависимости от характера последствий, порождаемых юридическими фактами, последние делятся на правопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие. В зависимости от срока своего существования юридические факты делятся на кратковременные и длящиеся (факты – состояния). Последние могут быть и событиями, и действиями.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей: сделки, не противоречащие закону; административные акты, предусмотренные законом, в т. ч. государственная регистрация прав на имущество; судебные решения, устанавливающие правоотношения; создание продукта интеллектуальной деятельности; приобретение имущества на законном основании; неосновательное обогащение; причинение вреда другому лицу; иные действия граждан и юридических лиц; предусмотренные законодательством события.

Основаниями гражданских правоотношений могут быть и иные юридические факты, которые прямо не предусмотрены законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.Кроме того выделяют такое понятие, как юридический состав, которым описывают сложные юридические факты.

Билет 19

1).Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.признаки:

1) Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.

3) Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"