Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 11:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

TGP.docx

— 67.05 Кб (Скачать)

3)Санкция- часть нормы  права содержащая в себе вид  и меру возможного наказания  за нарушение требований деспозиции  либо поощрение за выполнение  рекомендуемых действий, либо иные  меры гарантирующие соблюдение  деспозиции.

По характеру содержащихся в них правил поведения правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Билет 8

1) функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Классификация: по характеру государственного воздействия на общественные отношения: Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация беспризорности);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

2) Норма права- установленные или санкционированные государством правила поведения не имеющие определенного адресата и применяемые неоднократно. Правовые нормы имеют внутреннюю структуру включающую в себя:

1)гипотеза – часть  нормы права содержащая указания  на конкретные фактические обстоятельства, при наступлении которых норма  права начинает действовать.

2)Деспозиция- часть нормы  права содержащая в себе само  правило поведения которому субъекты  должны следовать при наступлении  обстоятельств указанных в гипотезе.

3)Санкция- часть нормы  права содержащая в себе вид  и меру возможного наказания  за нарушение требований деспозиции  либо поощрение за выполнение  рекомендуемых действий, либо иные  меры гарантирующие соблюдение  деспозиции.

По характеру содержащихся в них правил поведения правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

 

 

 

 

 

 

Билет 9

1) Монархия– это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.

Признаки монархии:

– власть передается по наследству;

– осуществляется бессрочно;

– не зависит от воли населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.

Монархия бывает абсолютная и конституционная.

2) Норма права- установленные или санкционированные государством правила поведения не имеющие определенного адресата и применяемые неоднократно. Правовые нормы имеют внутреннюю структуру включающую в себя:

1)гипотеза – часть  нормы права содержащая указания  на конкретные фактические обстоятельства, при наступлении которых норма  права начинает действовать.

2)Деспозиция- часть нормы  права содержащая в себе само  правило поведения которому субъекты  должны следовать при наступлении  обстоятельств указанных в гипотезе.

3)Санкция- часть нормы  права содержащая в себе вид  и меру возможного наказания  за нарушение требований деспозиции  либо поощрение за выполнение  рекомендуемых действий, либо иные  меры гарантирующие соблюдение  деспозиции.

По характеру содержащихся в них правил поведения правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Билет 10

1) Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламент), а граждане обладают личными и политическими правами.

Парламентская республика (парламентарная) — форма государственного правления, при которой правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Президентская республика — форма правления, при которой правительство формируется всенародно избранным президентом и ответственно перед ним.

Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская, президентско-парламентская) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

 Суперпрезидентская республика.

2)Применение права- властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации  общих предписаний для индивидуального случая. Применение права завершается принятием акта применения права.

Стадии: Анализ фактических обстоятельств дела/ Выбор нормы права/Толкование нормы права/Принятие акта применения права.

- применительная деятельность  осуществляется уполномоченными  государственными органами и  должностными лицами,

- правоприменение – одна  из важнейших видов государственной  деятельности,

- применение норм права  осуществляется в строго установленном  законом порядке,

- правоприменительная деятельность  всегда осуществляется в соответствии  с определенными общепринятыми  во всех странах принципами,

- правоприменительный процесс  осуществляется в определенной  последовательности,

- правоприменительная деятельность  всегда связана с принятием  решения по конкретному делу  и его оформлением.

Билет 11

1) УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территории государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на территории всей страны. В отдельных случаях в состав УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.

2)Пробел в праве- отсутствие нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств входящих в сферу правового регулирования. Ликвидация пробелов: Принятие нормы права/аналогия закона, т.е решение дела на основе нормы регулирующей сходные общественные отношения./ Аналогия права. Решение дела на основе принципов данной отрасли права.

Правовая коллизия- противоречия между нормами права регулирующими одно общественное отношение..

Коллизии разрешают: Предпочтение отдается нормам более  высшей юридической силы, специальным нормам перед общими./Для подзаконных актов принятых одним органом, приоритет норме принятой позднее. Для норм закона одного уровня коллизии иногда решаются коллизионными нормами.

 

 

 

 

Билет 12

1)Федерация - форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.

Федерация облагает такими признаками: союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; наличие двухуровневой системы государственных органов; двухканальная система налогообложения. Федерации можно классифицировать: по принципу формирования субъектов: административно-территориальные; национально-государственные; смешанные. по юридической основе:

договорные; конституционные; по равенству статусов: симметричные; ассиметричные.

2)Акт применения права- документально оформленное властное индивидуально-конкретизированное решение компетентного субъекта, принятое на основе нормы права, обладающее юридической силой , и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений

По субъектам принятия различают: акты главы государства (распоряжения и ненормативные указы), правительства (распоряжения и ненормативные постановления), органов государственного власти, юрисдикционных органов и т.д.;

Виды :по юридической форме: указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры, определения, указания, разрешения, представления, протоколы и др.по характеру индивидуального предписания: регулятивные и охранительные; императивные и диспозитивные; удостоверительные; обязывающие и др.;по способу выражения правоприменительного решения различают: акты — документы, акты-действия (выраженные вербально — удаление судом свидетеля из зала судебного заседания и в форме конклюдентных действий — сигналы регулировщика) и акты — символы (дорожные знаки, обозначения охраняемых объектов, запретных зон); по процедуре принятия — акты коллегиальные и единоличные; по своей цели — административно-исполнительные и юрисдикционные; по времени действия — акты однократного и длящегося действия.

Билет 13

1)Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для решения определенных задач, касающихся войны и мира, внешней политики, экологических проблем. Все субъекты данного образования сохраняют суверенитет и независимость. Важнейшее отличие конфедерации – неустойчивость: после решение поставленных задач она либо расформировывается, либо становится федерацией. Союзные органы, как правило, представляют собой лишь совещательные единицы и не обладают реальными полномочиями. Таким образом, важнейшее различие между двумя понятиями – суверенитет территориальных единиц. У конфедерации он есть, у федерации – нет. Соответственно, будет различаться и возможность выхода из состава. Покинуть федерацию практически нереально, сама попытка приравняется к мятежу, и на практике такое происходит крайне редко. Прекращение конфедерации – логичный этап завершения её деятельности. Федерация считается устойчивым государственным образованием, возраст отдельных представителей исчисляется столетиями. Конфедерация распадается либо после того, как цели её создания достигнуты, либо вследствие внутренних противоречий. Одна и та же административная единица может входить в состав лишь одной федерации. Одно и то же государство может быть членом нескольких конфедераций – это не запрещено.

2)Толкование норм права- уяснение и разъяснение смысла нормы права, действительного содержания воли законодателя.

Способы: 1)грамматическое- уяснение смысла грамматической конструкции  которая представляет собой текст нормы права.

2) Логическое 3)спец. Юридическое- уяснение смысла спец. Терминов  юридических конструкций.

4)систематическое- смысл  нормы права можно сопоставить  со смыслом другой нормы.

5)Историко-политическое –  уяснение историко-политического  контекста принятия нормы права.

6)Телеологическое- уяснение  последствий принятия нормы.

ЗНАЧЕНИЕ ТОЛКОВАНИЯ. Реализация и особенно применение правовых норм невозможны без предварительного познания смысла правовых установлений. Как справедливо замечено, регламентация общественных отношений может считаться законченной лишь тогда, когда участники отношений уяснили содержание юридических норм. Толкование норм права, таким образом, — важное условие их действенности. Для правоприменительных органов, кроме того, неправильное истолкование норм права, влечет нарушение законности, есть достаточное основание для отмены или изменения вынесенного ими решения.

Посредством толкования выявляются пробелы в законодательстве, выясняется истинность и ложность действующих норм права. Толкование следует за «высшей» и «низшей» критикой и, с этой точки зрения, представляет необходимый этап, условие осуществления (в особенности применения) правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 14

1).Демократия — форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Различают две формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами).

Под демократией понимают форму государственно—политического устройства общества, которая основана на признании народа в качестве источника власти.Принципы демократии: власть большинства, выборность главы государства, равноправие граждан, защищенность прав и свобод граждан, верховенство закона, разделение властей, представительных органов. Формы демократии: непосредственная (решения принимаются всеми гражданами посредством референдумов или на собраниях) и представительная (решения принимаются выборными органами).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"