Семья мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Современные социальные и духовные процессы в странах Азии и Африки, а также непрестанно ведущийся в них напряжённый поиск путей развития и самоопределения, часто переходящий в открытую борьбу, наглядно подтверждает тот факт, что на историческую арену сегодня выходят не только и не столько классы, нации или партии, но целые культуры и цивилизации. И совершенно естественно, что процессы возрождения теперь облекаются в общественном сознании народов этих государств не только в социально-политические, но и в цивилизационно-культурные формы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие семьи мусульманского права 6

1.1. Соотношение мусульманского права с религиозной системой 6

1.2. Источники мусульманского права 10
Глава 2. Мусульманское право в современном мире 15

2.1. Мусульманское право в современных национальных правовых системах 15

2.2. Тенденции развития мусульманского права 26

Заключение 28

Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

мусульманское право.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    Стремление  открыть   сегодня   "дверь   обновления"   характерно   для рационально  мыслящих  представителей   мусульманского  мира,  не   склонных подчиняться традиционной властной установке. Однако не так-то просто убедить в этом неподготовленную массу мусульман. Она не хочет отказаться от подхода, который  как  бесспорный  существовал  в  течение   веков.  Если   изменения допускаются, то лишь минимальные и всегда с крайней осторожностью.

    Опасность всякой попытки  модернизации и  рационализации мусульманского права очевидна; трудно представить, как будет сохранено  в  случае торжества данной  тенденции  мусульманское единство  в  мире,  где  общество  верующих разделено на различные  независимые государства. Поэтому для приспособления мусульманского  общества к современной жизни,  очевидно, будут предпочтены способы,  находящиеся как бы вне мусульманского права (обычай, соглашение, регламенты), но не противоречащие ему. Эти способы имеют ряд преимуществ, в том числе  возможность избежать обсуждения  принципов, выдвинутых традицией, на которых основывается единство общины верующих16.

    В XIX в. в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений «личного статуса». Историческое сужение сферы действия мусульманского права не является прямолинейной тенденцией. В последние годы наряду с сокращением масштабов применения его норм в отдельных странах наблюдается расширение рамок его действия в других.

    При этом не следует забывать, что мусульманское  право оказывает влияние на современное общественное развитие рассматриваемых стран не только в виде системы действующих юридических норм, но и в качестве важного идеологического фактора. Проблемам мусульманского права придается важное значение современными политическими движениями, выступающими под лозунгами ислама, в которых социально-политические аспекты становятся доминирующими. Если учесть, что мусульманское право традиционно рассматривается как главное средство практической реализации сложившихся в исламе представлений о «мусульманском образе жизни» и общественном идеале, то становится понятной существенная роль, которую отводят ему различные политические силы при обоснования своих требований17.

    Влияние общемировых тенденций правового  развития проявляется и в мусульманском  мире. Естественно, эти проявления, равно как и мера традиционно-мусульманских принципов и норм, неодинаковы в различных исламских странах.

    В современном мире мусульманское  право сосуществует и тесно взаимодействует  с другими правовыми семьями. Мусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.

 

     Заключение

    Мусульманское право — сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право как система юридических норм образовалось не сразу. В первый, начальный период развития ислама и мусульманской общины, когда процесс создания государства и классового общества еще не закончился, в едином мусульманском социально-регулятивном комплексе юридические и иные правила поведения практически не различались. Не случайно в это время мусульманская догматика (богословие) и правоведение тесно переплетались и не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии. Такое положение сохранялось вплоть до середины X в., когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско-правовые школы (толки). К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, выражавших в основном волю господствовавшей верхушки феодального теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.

    Мусульманское право хотя и связано тесно  с религией ислама, но не сливается  с ней. Поэтому мусульманское  право можно рассматривать в  качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе мусульманское право в узком, собственном смысле. Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения — их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.

    Мусульманское право — самостоятельная правовая система. Поэтому изучение его представляет не только исторический, но и общетеоретический интерес. Его анализ в сравнительном плане показывает, что некоторые понятия и выводы общей теории права, претендующие на характер общезначимых, нуждаются в дальнейшем развитии и уточнении с учетом особенностей ocновных правовых систем современности, одной из которых и является мусульманское право. В частности, характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно — путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков (мазхабов). Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка, Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из «божественного откровения» и преданий о жизни Пророка (сунны).

    Особенностью  механизма действия мусульманского права является то что оно выступало, главным образом в виде казуальных норм, индивидуально-правовых решений. Это во многом объясняет характер мусульманского права как системы противоречивых норм. Одновременно такой характер мусульманского права предопределил исключительно важную роль судьи в осуществлении его положений. Понятие нормы мусульманского права заметно отличается от представлений, утвердившихся в других правовых системах. Особое значение для регулирующего действия этого права имеют не только конкретные правила поведения, но и общие принципы, сформулированные правоведами. Для механизма действия мусульманского права характерны также существенные перепады в уровнях реализации положений различных его отраслей. Многие его предписания практически не применялись, оставаясь моментом мусульманско-правовой идеологии, а не системой действующих норм.

    Система мусульманского права включает ряд  институтов и отраслей, которые по своему составу отличаются большой  спецификой. В частности, в нее  входит и международное право. Одновременно она отличается неопределенностью, запутанностью и противоречивостью. Такая черта во многом объясняется тем, что мусульманское право теоретически не знает принципа судебного прецедента. В силу этого со временем оно превратилось в собрание огромного множества самых разнообразных норм, возникших в различные исторические эпохи.

    В течение многих столетий мусульманское  право занимало центральные позиции  в правовых системах целого ряда стран  Востока. Наряду с ним действовали  и иные правовые нормы, в частности, персональное право немусульман, нормы  европейского права (режим капитуляций), а также акты правителей, которые нередко противоречили положениям мусульманского права. Однако вплоть до середины XIX в. именно мусульманское право играло ведущую роль в правовых системах. Это объясняется, в частности, тем, что в его составе можно обнаружить самые различные нормы, отражающие интересы широкого круга социально-политических сил.

 

Список  использованный источников и литературы 

1. ИСТОЧНИКИ

  1. Абдур Рахман И. Дои. Исламский Шариат. // СПС «Гарант».
  2. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. М.: «Диля», 2009.
  3. Мусульманское право Булуг аль-Марам. // СПС «Гарант».
  4. Мухтасар Ильмихал. Сокращённый сборник религиозных  правил. СПб., 2001.
  5. Хидоя (Комментарии мусульманского права) // СПС «Гарант».
 

2. ЛИТЕРАТУРА.

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
  2. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Сюкияйнен Л.Р.; Отв. ред.: Туманов В.А. - М.: Наука, 1986.
  1. Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
  1. Правоведение.  Марченко М.Н., Дерябина Е.М. М.: 2004.
  1. Рене Давид. Основные правовые системы современности. // перевод  с  В.А. Туманова. Москва: Прогресс, 1988 г.
  2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003.
  3. Сюкияйнен Л.Р. Шариат как источник законодательства. Конституционная теория и практика арабских стран // Парламентаризм: проблемы теории, истории, практики: Сборник научных статей к 60-летию заслуженного юриста РФ, д.ю.н., профессора Исакова Владимира Борисовича. - М.: Юрлитинформ, 2010.
  1. Теория  государства и права: учебник. Мелехин  А.В.М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.
  1. Теория  государства и права: Учебник. Матузов  Н.И.,Малько А.В. М.:Юристъ, 2004.
  1. Теория  государства и права. Бошно С.В.М.: Эксмо, 2007.
  1. Теория  государства и права / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М.: Инфра-М, 1997.

Информация о работе Семья мусульманского права