Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:55, курсовая работа
Современные социальные и духовные процессы в странах Азии и Африки, а также непрестанно ведущийся в них напряжённый поиск путей развития и самоопределения, часто переходящий в открытую борьбу, наглядно подтверждает тот факт, что на историческую арену сегодня выходят не только и не столько классы, нации или партии, но целые культуры и цивилизации. И совершенно естественно, что процессы возрождения теперь облекаются в общественном сознании народов этих государств не только в социально-политические, но и в цивилизационно-культурные формы.
Введение 3
Глава 1. Понятие семьи мусульманского права 6
1.1. Соотношение мусульманского права с религиозной системой 6
1.2. Источники мусульманского права 10
Глава 2. Мусульманское право в современном мире 15
2.1. Мусульманское право в современных национальных правовых системах 15
2.2. Тенденции развития мусульманского права 26
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31
Введение 3
1.1. Соотношение мусульманского права с религиозной системой 6
1.2. Источники мусульманского права 10
2.1. Мусульманское право в современных национальных правовых системах 15
2.2. Тенденции
развития мусульманского права
26
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31
Специфика
исследования обусловлена тем, что
право стран мусульманской
Степень научной разработанности темы. Исследуемая тема не является новой для теории государства и права, так же она затронута во многих исследованиях, посвященных мусульманскому праву, однако, большинство таких исследований опубликовано на арабском языке и русских аналогов пока не существует. При работе над исследованием, автор опирался главным образом на следующие работы: Л. Р. Сюкияйнен, чья монография посвящена общей теории мусульманского права, его основным понятиям и институтам. Особое внимание уделено происхождению и природе, источникам, структуре и механизму действия мусульманского права, его соотношению с религиозной системой ислама. Прослеживается историческая эволюция мусульманского права и его место в современных правовых системах стран Востока. А.Х. Саидов, в книге которого дается понятие сравнительного правоведения как метода, науки и учебной дисциплины, рассматриваются история развития и предмет сравнительного правоведения, описывается современная юридическая география мира, дается характеристика основных правовых семей, в том числен семьи мусульманского права.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения в исламских странах, урегулированные нормами мусульманского права. Предметом исследования выступают источники мусульманского права, в том числе закрепленные в них религиозные догмы.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексное изучение семьи мусульманского права, ее особенностей и характерных черт, отличающих ее от остальных правовых семей мира. Исходя из указанной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
Теоретико-методическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, — а также частнонаучные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический, нормативно-догматический.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую основу работы составили: учебно-методическая литература, монографические исследования. Теоретической базой исследования является учебная литература по сравнительному правововедению, теории государства и права, философии права.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, обосновывающего цели и задачи настоящего исследования, двух глав, объединяющих четыре параграфов – и составляющих основную часть настоящей курсовой работы, заключения, где подводятся основные итоги исследования, и списка использованной литературу, в которым раскрывается теоретическая база курсовой работы.
1.1. Соотношение мусульманского права с религиозной системой
Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности— религиозное происхождение («божественную природу») и тесную (по мнению некоторых — неразрывную) связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом1. Известные современные ученые, например, Мухаммад Иусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам — это одновременно «вера и государство», а мусульманское право (фикх) выступает не только собственным правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманского права. Taк, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право — это прежде всего религия, затем — государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид, - это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную «божественную» природу.
Советские исследователи и ученые-юристы социалистических стран также подчеркивают, что мусульманское право — право мусульманской религии, являющееся ее неотъемлемой частью. Они обращают внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения светских и духовных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства.
На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Например, Абд ал-Азиз Амир полагает, что мусульманское право в глазах правоверных является частью религиозной догматики. Субхи ас-Салих утверждает, что божественное откровение не является чем-то чуждым праву, которое не может быть понято без учета этого фактора. Причем откровение в исламе явно превалирует над правом Мухаммад Фарук ан-Набхан, отмечая тесную связь в мусульманском праве юридических правил поведения с нормами морали, а также с общими целями и интересами ислама как религии, заключает, что в общем комплексе нормативных предписаний шариата религиозные и «гражданские» нормы не различаются, поскольку на государство. Абд ал-Азиз Амир, обращая внимание на тесную связь мусульманского права с религиозной нравственностью, отмечает, что многие нормы мусульманской морали снабжены правовой санкцией и поэтому мусульманское право является самым «нравственным» правом2.
Аналогичные
в целом позиции по рассматриваемому
вопросу занимают и буржуазные ученые.
Так, Р. Давид исходит из того, что
мусульманское право не играет самостоятельной
роли, поскольку в нем в принципе
не различаются обязательства
Ученые4 отмечают, что мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шар, то есть предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Шар, или шариат, означает в переводе "путь следования" и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя, не различая, однако, в принципе его обязательств по отношению к себе подобным (гражданские обязательства, подаяния бедным) и по отношению к Богу (молитва, пост и т. д.). Таким образом, шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами. Той же причиной объясняется применение мусульманского права только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.
В
исламе господствует концепция
теократического общества, в
котором государство имеет
Ислам по своей сущности, как и иудаизм,-- это религия закона. Мусульманское право, по выражению Бергштрассера,-- это "квинтэссенция настоящего мусульманского духа, наиболее ясное выражение мусульманской идеологии, главное звено ислама"5.
Подход к мусульманскому праву только как к религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетение, а иногда и слияние, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Причем обособление правовых правил поведения в целом от иных мусульманских социальных регуляторов, для которого характерны те же основные особенности, что и для любой социально-нормативной системы, имело в исламе и свои весьма существенные особенности. Вера и государство, религия и право — две достаточно отличные друг от друга нормативные системы, границы между которыми сложились в исламе не сразу. Показательно, что процесс обособления правовых норм в исламе получил отражение в истории становления правоведения и теологии как относительно самостоятельных направлений мусульманской идеологии6.
Таким образом, мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому закрытию врат человеческих усилий – иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами.
В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания.
В
таких условиях мусульманское право
более или менее отвечало своему
социальному назначению.
1.2. Источники мусульманского права
Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран -- священная книга ислама, затем сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога, в-третьих, иджма или единое соглашение мусульманского общества, и, наконец, в-четвертых, кийас, или суждение по аналогии.