Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа
Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент и необходимое условие развития российского общества и государства.
Теория и практика охраны прав граждан в деятельности милиции тесно связана с формированием в России нового государственно-правового механизма осуществления власти, механизма охраны и защиты прав и свобод граждан. Россия испытывает влияние таких процессов, как поиск новой теории организации государственной власти, изменения ее природы.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
2. Особенности нормативного регулирования деятельности милиции по охране конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
3
4
8
16
17
Большую роль в выработке перспективного видения развития законодательной базы, планомерного и научного подхода к проблеме дальнейшего развития правового обеспечения деятельности милиции сыграла состоявшаяся в 2010 г. коллегия МВД России, на которой была утверждена Концепция совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ней на основе глубокого и всестороннего анализа современного состояния правовой базы организации и деятельности системы Министерства намечены цели, задачи и главные направления оптимизации милиции, органов внутренних дел и внутренних войск.
Представляется, что в числе первоочередных мер необходимо принятие новых российских федеральных законов в тех сферах организации деятельности милиции, органов внутренних дел, где будет сформулирована концепция охраны, и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Необходимо привести в соответствие с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права законодательные акты, касающиеся организации и деятельности милиции, органов внутренних дел и затрагивающие основные права и свободы человека и гражданина.
В то же время требуется повышение качества содержания законодательных актов об организации деятельности милиции, органов внутренних дел. Это связано с наличием в действующих актах большого количества отсылочных норм, низким уровнем юридической техники, неудовлетворительным ресурсным обеспечением принятых законов.
Для повышения результативности работы необходимо постоянное обучение сотрудников милиции, органов и подразделений внутренних дел знанию современной законодательной основы организации и деятельности милиции, органов внутренних дел. К примеру, большинство руководителей служб милиции, органов и подразделений внутренних дел имеют высшее образование, полученное при тоталитарном социализме, когда в юридических вузах страны изучали не конституционное, а государственное право и советское строительство, в теории и практике процветал догматизм, а законодательная основа организации и деятельности милиции, органов внутренних дел вообще отсутствовала в стране.
Надо сказать, что правовое обеспечение организации деятельности милиции, органов внутренних дел как задачу, стоящую перед МВД России, не удастся решить, если не развивать активность и инициативу российских граждан и самих сотрудников милиции, органов внутренних дел, не повысить их чувство гражданственности и государственности, как необходимых для жизни общества институтов.
Федеральные законодательные акты об организации деятельности милиции, органов внутренних дел могут быть развернуты и реализованы с помощью законодательства субъектов Российской Федерации.
Основными направлениями
нормотворческой деятельности органов
законодательной власти субъектов
РФ в сфере организации и
принятие
законов, иных нормативно-правовых актов,
устанавливающих
принятие законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на усиление борьбы с преступностью (дополнительные меры по предупреждению и пресечению преступных проявлений);
принятие
законов, иных нормативно-правовых актов,
устанавливающих
принятие законов, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную защищенность сотрудников милиции. 14
В настоящее время законодательными органами субъектов Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на дополнительную защиту основных прав и свобод человека и гражданина; защиту национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; обеспечение экономической безопасности; развитие статуса милиции и социальной защищенности сотрудников милиции и органов внутренних дел.
Организацию
и деятельность милиции по охране
и защите основных прав граждан обеспечивают
и акты муниципальных органов (органов
местного управления и самоуправления).
В своей совокупности эти акты
образуют местный уровень нормативно-правового регулирования
в сфере обеспечения основных прав и свобод
человека и гражданина, деятельности милиции.
К ним относятся: уставы муниципальных
образований (районов, городов, районов
в городе, поселков, сел и иных административно-
Существенной особенностью организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан является наличие ведомственного нормотворчества.
Милиция как служба органов внутренних дел является одним из субъектов нормотворчества, под которым принято понимать специальную мыслительную и практическую деятельность, направленную на создание и изменение или отмену правовых норм, путем принятия нормативных правовых актов. Эта их деятельность носит подзаконный, ведомственный характер и служит конкретизации, детализации и организационному обеспечению действия законов, регулирующих организацию и функционирование органов внутренних дел.
Подзаконные правовые акты, в том числе, естественно, ведомственные выполняют (или должны выполнять) функцию достаточно эффективного механизма обеспечения действия закона, то есть относятся к правовым средствам (гарантиям) реализации права. Считается, что одним из признаков качества закона является его прямое действие, но на практике и законы прямого действия, в том числе Конституция РФ, в силу комплекса причин (экономических, духовно-культурных, организационных и др.), имеющих сильнодействующей характер, могут бездействовать или действовать не эффективно.
Нормотворческая компетенция милиции, как и МВД России в целом, непосредственно определяется рядом нормативных актов, устанавливающих компетенцию всех других органов системы МВД России. 15
С 2009 г. заметно активизировалась нормотворческая деятельность МВД России, существенно повысилось ее качество и в целом осуществлено совершенствование правовой работы в системе МВД России. Однако процесс совершенствования ведомственного правового регулирования должен носить постоянный характер, для чего желательно во всей системе органов внутренних дел иметь организационные образования, в частности Экспертный совет, самостоятельный, подчиняющийся непосредственно первому лицу, юридические службы с надлежащим техническим оснащением; систему ведомственного правового информирования в виде бюллетеня текущего законодательства, ежемесячной экспресс-информации; отраслевую автоматизированную систему сбора, накопления, обработки, хранения и поиска нормативно-правовых актов как на уровне законов, так и подзаконных актов. 16
Оценивая
состояние правового
дальнейшее обеспечение социальной адекватности правового регулирования организации деятельности милиции органов внутренних дел;
максимальное
обеспечение технико-
универсализация и унификация нормативного материала, приведение его в соответствие с действующим законодательством, создание кодексов по направлениям служб и видам деятельности. С учетом реального положения дел приоритетное значение должны иметь финансово-хозяйственная и кадровая виды деятельности;
повышение качества юридических норм путем включения в их структуру санкций, как нежелательных последствий несоблюдения содержащихся в них правовых предписаний;
приведение правовых основ организации деятельности в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами Российской Федерации, рекомендациями Совета Европы, модельными нормативными правовыми актами государств-участников СНГ.
Все это, в конечном счете, должно улучшить правовое регулирование деятельности милиции и органов внутренних дел в целом по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.
Сегодня в
России, в деятельности органов государственной
власти и управления, в том числе
в работе милиции, органов внутренних
дел все еще отсутствует
1 Конституционное право / Отв. ред. Козлов А.Е. - М., 1996. С. 81.
2 Лукашева Е.А. Эффективность защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. - М., 1994. С. 5.
3 См.: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1(ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РФ. – 1993. - № 19. Ст. 685.
4 Черников В.В. Перспективы совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел. // Правовая наука на рубеже ХХ1 столетия. Омск. 2000. С. 217.
5 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I (ред. от 2 октября 2007 г.) «О милиции» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. - № 16. – Ст. 503.
6Закон РФ от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ (ред. От 30 октября 2007 г.) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - N 6. Ст. 711.
7 Закон РФ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 18 октября 2007 г.) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - N 35. - Ст. 3649.
8 Закон РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873.
9 Закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 24 июля 2007 г.) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Российская газета. - N 160. - 18.08.1995.
10 Закон РФ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ (ред. от 24 июля 2007 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. - N 2. - Ст. 219
11 Закон РФ от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ (ред. от 6 июня 2007 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - N 31. - Ст. 3806.
12 Закон РФ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999г. - №26. - Ст.3177.
13 Черников В.В. Перспективы совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел. // Правовая наука на рубеже ХХ1 столетия. Омск. 2000. С. 217.
14 Киричек Е.В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах российской Федерации: Учебное пособие. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2005. – С. 36
15 Берекашвили Л.Ш. обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Учебное пособие с альбомом схем. – М.: Щит-М, 2005. – С. 21