Роль ОВД в охране прав и свобод граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент и необходимое условие развития российского общества и государства.
Теория и практика охраны прав граждан в деятельности милиции тесно связана с формированием в России нового государственно-правового механизма осуществления власти, механизма охраны и защиты прав и свобод граждан. Россия испытывает влияние таких процессов, как поиск новой теории организации государственной власти, изменения ее природы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
2. Особенности нормативного регулирования деятельности милиции по охране конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
3

4

8
16
17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 38.59 Кб (Скачать)

Большую роль в выработке перспективного видения  развития законодательной базы, планомерного и научного подхода к проблеме дальнейшего развития правового  обеспечения деятельности милиции  сыграла состоявшаяся в 2010 г. коллегия МВД России, на которой была утверждена Концепция совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ней на основе глубокого и всестороннего анализа современного состояния правовой базы организации и деятельности системы Министерства намечены цели, задачи и главные направления оптимизации милиции, органов внутренних дел и внутренних войск.

Представляется, что в числе первоочередных мер  необходимо принятие новых российских федеральных законов в тех  сферах организации деятельности милиции, органов внутренних дел, где будет  сформулирована концепция охраны, и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Необходимо  привести в соответствие с Конституцией РФ и общепризнанными нормами  международного права законодательные  акты, касающиеся организации и деятельности милиции, органов внутренних дел  и затрагивающие основные права  и свободы человека и гражданина.

В то же время  требуется повышение качества содержания законодательных актов об организации  деятельности милиции, органов внутренних дел. Это связано с наличием в  действующих актах большого количества отсылочных норм, низким уровнем юридической  техники, неудовлетворительным ресурсным  обеспечением принятых законов.

Для повышения  результативности работы необходимо постоянное обучение сотрудников милиции, органов  и подразделений внутренних дел  знанию современной законодательной  основы организации и деятельности милиции, органов внутренних дел. К примеру, большинство руководителей служб милиции, органов и подразделений внутренних дел имеют высшее образование, полученное при тоталитарном социализме, когда в юридических вузах страны изучали не конституционное, а государственное право и советское строительство, в теории и практике процветал догматизм, а законодательная основа организации и деятельности милиции, органов внутренних дел вообще отсутствовала в стране.

Надо сказать, что правовое обеспечение организации  деятельности милиции, органов внутренних дел как задачу, стоящую перед  МВД России, не удастся решить, если не развивать активность и инициативу российских граждан и самих сотрудников  милиции, органов внутренних дел, не повысить их чувство гражданственности  и государственности, как необходимых  для жизни общества институтов.

Федеральные законодательные акты об организации  деятельности милиции, органов внутренних дел могут быть развернуты и реализованы  с помощью законодательства субъектов  Российской Федерации.

Основными направлениями  нормотворческой деятельности органов  законодательной власти субъектов  РФ в сфере организации и деятельности милиции являются:

принятие  законов, иных нормативно-правовых актов, устанавливающих административную ответственность за те или иные правонарушения (в том числе и находящиеся  в сфере юрисдикции милиции);

принятие  законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на усиление борьбы с преступностью (дополнительные меры по предупреждению и пресечению преступных проявлений);

принятие  законов, иных нормативно-правовых актов, устанавливающих организационно-правовые основы деятельности милиции;

принятие  законов, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную защищенность сотрудников милиции. 14

В настоящее  время законодательными органами субъектов  Российской Федерации принят ряд  нормативно-правовых актов, направленных на дополнительную защиту основных прав и свобод человека и гражданина; защиту национальных меньшинств; обеспечение  законности, правопорядка, общественной безопасности; обеспечение экономической  безопасности; развитие статуса милиции  и социальной защищенности сотрудников  милиции и органов внутренних дел.

Организацию и деятельность милиции по охране и защите основных прав граждан обеспечивают и акты муниципальных органов (органов  местного управления и самоуправления). В своей совокупности эти акты образуют местный уровень нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, деятельности милиции. К ним относятся: уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административно-территориальных образований), акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, акты глав муниципальных образований и другие акты этого уровня, касающиеся обеспечения основных прав и свобод граждан.

Существенной  особенностью организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению  прав и свобод граждан является наличие  ведомственного нормотворчества.

Милиция как  служба органов внутренних дел является одним из субъектов нормотворчества, под которым принято понимать специальную мыслительную и практическую деятельность, направленную на создание и изменение или отмену правовых норм, путем принятия нормативных  правовых актов. Эта их деятельность носит подзаконный, ведомственный характер и служит конкретизации, детализации и организационному обеспечению действия законов, регулирующих организацию и функционирование органов внутренних дел.

Подзаконные правовые акты, в том числе, естественно, ведомственные выполняют (или должны выполнять) функцию достаточно эффективного механизма обеспечения действия закона, то есть относятся к правовым средствам (гарантиям) реализации права. Считается, что одним из признаков  качества закона является его прямое действие, но на практике и законы прямого  действия, в том числе Конституция  РФ, в силу комплекса причин (экономических, духовно-культурных, организационных  и др.), имеющих сильнодействующей  характер, могут бездействовать или  действовать не эффективно.

Нормотворческая компетенция милиции, как и МВД  России в целом, непосредственно  определяется рядом нормативных  актов, устанавливающих компетенцию  всех других органов системы МВД  России. 15

С 2009 г. заметно активизировалась нормотворческая деятельность МВД России, существенно повысилось ее качество и в целом осуществлено совершенствование правовой работы в системе МВД России. Однако процесс совершенствования ведомственного правового регулирования должен носить постоянный характер, для чего желательно во всей системе органов внутренних дел иметь организационные образования, в частности Экспертный совет, самостоятельный, подчиняющийся непосредственно первому лицу, юридические службы с надлежащим техническим оснащением; систему ведомственного правового информирования в виде бюллетеня текущего законодательства, ежемесячной экспресс-информации; отраслевую автоматизированную систему сбора, накопления, обработки, хранения и поиска нормативно-правовых актов как на уровне законов, так и подзаконных актов. 16

Оценивая  состояние правового регулирования организации деятельности милиции органов внутренних дел, можно назвать следующие направления его совершенствования:

дальнейшее  обеспечение социальной адекватности правового регулирования организации деятельности милиции органов внутренних дел;

максимальное  обеспечение технико-юридической  адекватности такого регулирования, то есть использование правил и приемов  юридической техники, в том числе  для достижения ясности, точности, непротиворечивости текста нормативно-правовых актов, устранения пробелов в них;

универсализация и унификация нормативного материала, приведение его в соответствие с  действующим законодательством, создание кодексов по направлениям служб и  видам деятельности. С учетом реального  положения дел приоритетное значение должны иметь финансово-хозяйственная  и кадровая виды деятельности;

повышение качества юридических норм путем включения  в их структуру санкций, как нежелательных  последствий несоблюдения содержащихся в них правовых предписаний;

приведение  правовых основ организации деятельности в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного права, международными обязательствами  Российской Федерации, рекомендациями Совета Европы, модельными нормативными правовыми актами государств-участников СНГ.

Все это, в  конечном счете, должно улучшить правовое регулирование деятельности милиции  и органов внутренних дел в  целом по охране и защите прав и  свобод человека и гражданина.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня в  России, в деятельности органов государственной  власти и управления, в том числе  в работе милиции, органов внутренних дел все еще отсутствует уважение к человеку и его правам. И это  понятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетиями, глубоко  укоренившееся пренебрежение к  правам и свободам создают сложную  ситуацию незащищенности индивида, его  неуверенность в предсказуемости  действий властей. Права человека не заняли достойного места в нашей  жизни, их нарушение носит массовый характер. Преодоление этой ситуации зависит, прежде всего, от знания, от обучения знаниям о правах человека и гражданина, которые дают представление о  важнейшем элементе современной, и  в частности правовой, культуры. Эти знания ставят целью не только воспитывать людей, сотрудников и руководителей милиции, органов внутренних дел, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека - важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

 

Библиографический список

 

  1. Всеобщая  декларация прав и свобод человека (1948 г) // Международные акты о правах человека: Сб. док. - М.: НОРМА, 2000.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г) // Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. - М.: НОРМА, 2001.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г) // Ведомости ВС СССР. - 1976. - № 17. - Ст.292.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г) // Ведомости ВС СССР. - 1976. - № 17. Ст.291.
  5. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт,2009.
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и фак. - М.: НОРМА-ИНФА - М, 2009.
  7. Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб.: Петрополис, 1995.
  8. Берекашвили Л.Ш. обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Учебное пособие с альбомом схем. - М.: Щит-М, 2005.
  9. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. - 2001. - N 12.
  10. Глущенко П.П. Судебно-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). СПб., Изд-во В.А. Михайлова, 2008.
  11. Киричек Е.В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах российской Федерации: Учебное пособие. - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2005.
  12. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 4-е издание, перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2006.

1 Конституционное право / Отв. ред. Козлов А.Е. -  М., 1996. С. 81.

2 Лукашева Е.А. Эффективность защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. - М., 1994. С. 5.

3 См.: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1(ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РФ. – 1993. - № 19. Ст. 685.

4 Черников В.В. Перспективы совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел. // Правовая наука на рубеже ХХ1 столетия. Омск. 2000. С. 217.

5 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I (ред. от 2 октября 2007 г.) «О милиции» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. - № 16. – Ст. 503.

6Закон РФ от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ (ред. От 30 октября 2007 г.) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - N 6. Ст. 711.

7 Закон РФ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 18 октября 2007 г.) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - N 35. - Ст. 3649.

8 Закон РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873.

9 Закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 24 июля 2007 г.) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Российская газета. - N 160. - 18.08.1995.

10 Закон РФ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ (ред. от 24 июля 2007 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. - N 2. - Ст. 219

11 Закон РФ от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ (ред. от 6 июня 2007 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - N 31. - Ст. 3806.

12 Закон РФ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999г. - №26. - Ст.3177.

13 Черников В.В. Перспективы совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел. // Правовая наука на рубеже ХХ1 столетия. Омск. 2000. С. 217.

14 Киричек Е.В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах российской Федерации: Учебное пособие. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2005. – С. 36

15 Берекашвили Л.Ш. обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Учебное пособие с альбомом схем. – М.: Щит-М, 2005. – С. 21

Информация о работе Роль ОВД в охране прав и свобод граждан