Роль ОВД в охране прав и свобод граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент и необходимое условие развития российского общества и государства.
Теория и практика охраны прав граждан в деятельности милиции тесно связана с формированием в России нового государственно-правового механизма осуществления власти, механизма охраны и защиты прав и свобод граждан. Россия испытывает влияние таких процессов, как поиск новой теории организации государственной власти, изменения ее природы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
2. Особенности нормативного регулирования деятельности милиции по охране конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
3

4

8
16
17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 38.59 Кб (Скачать)

 

Роль ОВД в охране прав и свобод граждан

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Особенности нормативного  регулирования деятельности милиции  по охране конституционных прав  и свобод граждан Российской  Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

3

 

 

4

 

 

8

16

       17


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент  и необходимое условие развития российского общества и государства.

Теория и  практика охраны прав граждан в деятельности милиции тесно связана с формированием  в России нового государственно-правового  механизма осуществления власти, механизма охраны и защиты прав и  свобод граждан. Россия испытывает влияние  таких процессов, как поиск новой  теории организации государственной  власти, изменения ее природы.

Следовательно, реализация основных прав и свобод граждан, а значит, и социальная стабильность в стране зависят от всесторонне  продуманной государственной политики, в том числе и в рассматриваемой  сфере отношений. Но, прежде чем начинать заниматься организацией деятельности государственных органов, милиции в этой важнейшей сфере жизни и деятельности общества, и руководителям, и сотрудникам необходимо узнать, изучить то, что органы внутренних дел, милиция должны охранять, защищать и обеспечивать, то есть конституционные права и свободы человека и гражданина и как, какими средствами и способами они должны это делать, руководствоваться в своей деятельности. Это и является целью данной контрольной работы.

 

1 Теоретические основы государственно-правового  механизма охраны конституционных  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации

 

Положения Конституции  РФ определяют особое место человека, его прав и свобод в системе  конституционных отношений, выдвигают  защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст.2 Конституции  РФ "человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства". Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных  механизмов реализации, охраны и защиты прав личности.

Гарантированность прав и свобод - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни1. В этой связи необходимо создавать новые и совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью. Охрана и защита прав человека и гражданина неотделимы от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на охрану и защиту всей системы конституционных прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных2.

Статья 45 Конституции  РФ устанавливает: "Государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом".

То есть процесс  обеспечения государством конституционных  прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий и  предоставлении возможностей государством человеку и гражданину для реализации ими своих основных прав и свобод. Иными словами, государство осуществляет охрану и защиту основных прав и  свобод человека и гражданина, помогает им реализовать свои основные права  и свободы.

Для реализации конституционных прав и свобод граждан  особенно важна обусловленная требованиями режима законности деятельность правоохранительных органов.

Необходимо  отметить, что роль отдельных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения  основных прав и свобод граждан далеко не одинакова. Это объясняется различием  функций, компетенции, ведомственной  принадлежности, форм, методов, условий  работы, а также сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ названных факторов позволяет сделать  вывод о том, что основную нагрузку в решении, правоохранительных задач  несут органы правосудия, прокуратуры  и внутренних дел, милицию.

Деятельность  правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми  документами, неукоснительное следование которым является важной гарантией  выполнения возложенных на них задач  в сфере обеспечения стабильности правопорядка, охраны основных прав и  свобод граждан. В основе правового  регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции РФ. Так, Конституция  РФ возлагает на Генерального прокурора  РФ и подчиненных ему прокуроров осуществление надзора за точным и единообразным исполнением  законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, на милицию - обеспечение безопасности личности.

Конституционным основанием для организации и деятельности Министерства внутренних дел, которому подчинена милиция служит отнесение Основным Законом к компетенции Правительства РФ осуществление мер "по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью" (ст.114 п.1 "е" Конституции РФ). Естественно, успешное решение данного круга вопросов возможно только при наличии специального отраслевого органа государственного управления, каким и является МВД России.

Правоохранительные  органы тесно взаимодействуют между  собой, и в то же время специализируются на решении конкретных задач. Это  позволяет избежать дублирования, параллелизма в решении вопросов, связанных  с обеспечением законности, и в  частности конституционных прав и свобод. Дополняя друг друга, правоохранительные органы образуют стройную систему, выступающую ядром организационного обеспечения реализации конституционных прав и свобод.

В рамках этой системы весьма большой объем работы выполняют органы внутренних дел и милиция. Это обусловлено, прежде всего, широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении конституционных прав и свобод граждан.

В то же время  предмет участия других правоохранительных органов в обеспечении конституционных  прав и свобод граждан носит менее  распространенный характер, что связано  с особенностями реализуемых  ими задач. Так, судебная форма обеспечения  прав и свобод является "главной  и высшей формой юрисдикционной деятельности" и, естественно, не может быть распространена на все случаи, связанные с нарушением конституционных прав и свобод. Предоставление Конституцией РФ и принятого на ее основе Закона о праве граждан на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан, не должно означать ограничение административной юрисдикции. 3 Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что большинство вопросов, связанных с защитой и восстановлением, в случае нарушения конституционных прав и свобод граждан решается внесудебным порядком. Практика также свидетельствует, что граждане предпочитают, прежде всего, обращаться именно к этому порядку рассмотрения возникающих у них жалоб, ибо он, как правило, обеспечивает более быстрое решение вопросов, чем процедура судопроизводства.

В сочетании  с правовыми принципами, средствами, процедурами, формами и методами деятельности, предназначенными для  реализации основных прав и свобод человека и гражданина, их охраны и  защиты система государственных  органов образует государственно-правовой механизм охраны прав и свобод человека и гражданина.

Нормативно-правовая основа государственной охраны основных прав и свобод человека и гражданина имеет сложную структуру, включающую в себя самые различные по характеру, содержанию и назначению акты, с  помощью которых регулируются разнообразные  общественные отношения. В этом и  состоит главная особенность  правового обеспечения охраны основных прав и свобод граждан. Именно поэтому  право прав человека и гражданина не представляет собой специальной  отрасли в системе права, а  есть система, совокупность сложившихся  правовых норм в виде определенной основы (конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых уголовно-процессуальных, гражданско-правовых, финансовых и  др.), регулирующей определенные общественные отношения в сфере охраны основных прав и свобод граждан. Нормы права  обеспечивают условия правомерного поведения. Чтобы добиться осуществления  охраны основных прав и свобод граждан, т.е. предупредительного воздействия на субъекты, допускающих нарушения основных прав и свобод, необходимо регулирование общественных отношений в этой сфере. С помощью норм права достигается также организующее воздействие на процессы реализации, соблюдение основных прав и свобод, создаются необходимые материальные условия для обеспечения их охраны. Иными словами, нормы права лежат в основе предупреждения нарушений основных прав и свобод граждан и его организации, она определяет перспективы их развития и совершенствования.

 

2. Особенности нормативного регулирования  деятельности милиции по охране  конституционных прав и свобод  граждан Российской Федерации

 

Современные и новые задачи, стоящие перед  милицией, требуют качественного, эффективного правового регулирования ее организации  и деятельности. Министерство внутренних дел России, его органы внутренних дел, милиция ведут кропотливую  повседневную работу, направленную на обеспечение безопасности россиян, защиту их основных прав и свобод, сохранение целостности государства, укрепление конституционного строя, борьбы с преступностью  и коррупцией. Причем преступность постоянно трансформируется, перерождается, принимает более скрытые и  изощренные формы, проникает во все  сферы жизни и деятельности нашего общества. Все это требует четкой организации деятельности милиции, органов внутренних дел, создания юридических (правовых) условий для наиболее эффективной оперативно-служебной  и служебно-боевой деятельности всех звеньев милиции. Это возможно только при наличии соответствующего правового  обеспечения организации и деятельности милиции и органов внутренних дел в целом.

Современное правовое регулирование организации  деятельности милиции по обеспечению  основных прав и свобод граждан имеет  федеральный уровень (федеральное законодательство), региональный уровень (законодательство субъектов РФ), международно-правовой уровень (международные соглашения), местный (акты органов местного самоуправления) и ведомственный уровни (ведомственное нормотворчество) правового регулирования в этой сфере.

В настоящее  время в Российской Федерации  действует около 600 федеральных законодательных  актов, нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, устанавливающих основы организации и деятельности милиции и органов внутренних дел4. Большинство из них являются базовыми законодательными актами, определяющими организационно-правовой статус милиции, органов внутренних дел и внутренних войск, отдельные направления их деятельности. Важнейшие из них: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"5, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"6, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"7, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"8 и др.

За 1990 - 2007 гг. фактически сформирована новая российская законодательная база организации  и деятельности милиции, которая  охватывает основные направления оперативно-служебной  и служебно-боевой деятельности милиции. Так, например, приняты Федеральные  законы "Об оперативно-розыскной деятельности"9, "О наркотических средствах и психотропных веществах"10, "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"11, "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"12 (от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ).

В нормативно-правовую основу регулирования деятельности милиции по обеспечению прав и  свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Так, за последние годы существенно расширилось правовое регулирование международного сотрудничества. Заключено более 60 международных соглашений межведомственного характера13.

И все же, основным нормативным актом, определяющим статус милиции является Закон РФ "О милиции". Анализируя положения данного закона и практику его применения, надо сказать, что к настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесение корректив в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции функционирования этой государственной структуры. Иными словами милиция нуждается в совершенствовании Федерального закона. К настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесения коррективов в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции содержания правового регулирования организации и деятельности милиции.

Информация о работе Роль ОВД в охране прав и свобод граждан