Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа
Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент и необходимое условие развития российского общества и государства.
Теория и практика охраны прав граждан в деятельности милиции тесно связана с формированием в России нового государственно-правового механизма осуществления власти, механизма охраны и защиты прав и свобод граждан. Россия испытывает влияние таких процессов, как поиск новой теории организации государственной власти, изменения ее природы.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
2. Особенности нормативного регулирования деятельности милиции по охране конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
3
4
8
16
17
Роль ОВД в охране прав и свобод граждан
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. Теоретические основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 2. Особенности нормативного
регулирования деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ Библиографический список |
3
4
8 16 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент и необходимое условие развития российского общества и государства.
Теория и
практика охраны прав граждан в деятельности
милиции тесно связана с
Следовательно,
реализация основных прав и свобод
граждан, а значит, и социальная стабильность
в стране зависят от всесторонне
продуманной государственной
1 Теоретические основы
Положения Конституции РФ определяют особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигают защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст.2 Конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, охраны и защиты прав личности.
Гарантированность прав и свобод - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни1. В этой связи необходимо создавать новые и совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью. Охрана и защита прав человека и гражданина неотделимы от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на охрану и защиту всей системы конституционных прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных2.
Статья 45 Конституции РФ устанавливает: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".
То есть процесс обеспечения государством конституционных прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий и предоставлении возможностей государством человеку и гражданину для реализации ими своих основных прав и свобод. Иными словами, государство осуществляет охрану и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, помогает им реализовать свои основные права и свободы.
Для реализации
конституционных прав и свобод граждан
особенно важна обусловленная
Необходимо отметить, что роль отдельных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения основных прав и свобод граждан далеко не одинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ названных факторов позволяет сделать вывод о том, что основную нагрузку в решении, правоохранительных задач несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел, милицию.
Деятельность
правоохранительных органов строго
регламентирована соответствующими правовыми
документами, неукоснительное следование
которым является важной гарантией
выполнения возложенных на них задач
в сфере обеспечения
Конституционным основанием для организации и деятельности Министерства внутренних дел, которому подчинена милиция служит отнесение Основным Законом к компетенции Правительства РФ осуществление мер "по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью" (ст.114 п.1 "е" Конституции РФ). Естественно, успешное решение данного круга вопросов возможно только при наличии специального отраслевого органа государственного управления, каким и является МВД России.
Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой, и в то же время специализируются на решении конкретных задач. Это позволяет избежать дублирования, параллелизма в решении вопросов, связанных с обеспечением законности, и в частности конституционных прав и свобод. Дополняя друг друга, правоохранительные органы образуют стройную систему, выступающую ядром организационного обеспечения реализации конституционных прав и свобод.
В рамках этой системы весьма большой объем работы выполняют органы внутренних дел и милиция. Это обусловлено, прежде всего, широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении конституционных прав и свобод граждан.
В то же время
предмет участия других правоохранительных
органов в обеспечении
В сочетании с правовыми принципами, средствами, процедурами, формами и методами деятельности, предназначенными для реализации основных прав и свобод человека и гражданина, их охраны и защиты система государственных органов образует государственно-правовой механизм охраны прав и свобод человека и гражданина.
Нормативно-правовая основа государственной охраны основных прав и свобод человека и гражданина имеет сложную структуру, включающую в себя самые различные по характеру, содержанию и назначению акты, с помощью которых регулируются разнообразные общественные отношения. В этом и состоит главная особенность правового обеспечения охраны основных прав и свобод граждан. Именно поэтому право прав человека и гражданина не представляет собой специальной отрасли в системе права, а есть система, совокупность сложившихся правовых норм в виде определенной основы (конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых уголовно-процессуальных, гражданско-правовых, финансовых и др.), регулирующей определенные общественные отношения в сфере охраны основных прав и свобод граждан. Нормы права обеспечивают условия правомерного поведения. Чтобы добиться осуществления охраны основных прав и свобод граждан, т.е. предупредительного воздействия на субъекты, допускающих нарушения основных прав и свобод, необходимо регулирование общественных отношений в этой сфере. С помощью норм права достигается также организующее воздействие на процессы реализации, соблюдение основных прав и свобод, создаются необходимые материальные условия для обеспечения их охраны. Иными словами, нормы права лежат в основе предупреждения нарушений основных прав и свобод граждан и его организации, она определяет перспективы их развития и совершенствования.
2. Особенности нормативного
Современные
и новые задачи, стоящие перед
милицией, требуют качественного, эффективного
правового регулирования ее организации
и деятельности. Министерство внутренних
дел России, его органы внутренних
дел, милиция ведут кропотливую
повседневную работу, направленную на
обеспечение безопасности россиян,
защиту их основных прав и свобод, сохранение
целостности государства, укрепление
конституционного строя, борьбы с преступностью
и коррупцией. Причем преступность
постоянно трансформируется, перерождается,
принимает более скрытые и
изощренные формы, проникает во все
сферы жизни и деятельности нашего
общества. Все это требует четкой
организации деятельности милиции,
органов внутренних дел, создания юридических
(правовых) условий для наиболее
эффективной оперативно-
Современное правовое регулирование организации деятельности милиции по обеспечению основных прав и свобод граждан имеет федеральный уровень (федеральное законодательство), региональный уровень (законодательство субъектов РФ), международно-правовой уровень (международные соглашения), местный (акты органов местного самоуправления) и ведомственный уровни (ведомственное нормотворчество) правового регулирования в этой сфере.
В настоящее время в Российской Федерации действует около 600 федеральных законодательных актов, нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, устанавливающих основы организации и деятельности милиции и органов внутренних дел4. Большинство из них являются базовыми законодательными актами, определяющими организационно-правовой статус милиции, органов внутренних дел и внутренних войск, отдельные направления их деятельности. Важнейшие из них: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"5, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"6, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"7, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"8 и др.
За 1990 - 2007 гг.
фактически сформирована новая российская
законодательная база организации
и деятельности милиции, которая
охватывает основные направления оперативно-
В нормативно-правовую основу регулирования деятельности милиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Так, за последние годы существенно расширилось правовое регулирование международного сотрудничества. Заключено более 60 международных соглашений межведомственного характера13.
И все же, основным нормативным актом, определяющим статус милиции является Закон РФ "О милиции". Анализируя положения данного закона и практику его применения, надо сказать, что к настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесение корректив в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции функционирования этой государственной структуры. Иными словами милиция нуждается в совершенствовании Федерального закона. К настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесения коррективов в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции содержания правового регулирования организации и деятельности милиции.