Разделение властей как признак демократического государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать определение и классификацию методам осуществления государственной власти.

Оглавление

Введение

1. Понятие и виды методов осуществления государственной власти

1.1 Понятие метода осуществления государственной власти

1.2 Классификация методов осуществления государственной власти

2 Убеждение, поощрение и принуждение в деятельности государственной власти

2.1 Убеждение в деятельности государственной власти

2.2 Поощрение в деятельности государственной власти

2.3 Правовое принуждение

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

госвласть.doc

— 145.00 Кб (Скачать)


31

 

ФГКОУ ВПО

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

 

 

 

 

Кафедра истории и теории государства и права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине: «Теория государства и права»

 

 

на тему:   «Разделение властей как признак демократического го­сударства»

 

 

 

Выполнил:  слушатель 1 курса группы №3

(заочная форма обучения, 6 лет)

Пономарев В.С.

Зачетная книжка № 87

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа  2012


Оглавление

 

 

 

Введение             

1. Понятие и виды методов осуществления государственной власти             

1.1 Понятие метода осуществления государственной власти             

1.2 Классификация методов осуществления государственной власти             

2 Убеждение, поощрение и принуждение в деятельности государственной власти             

2.1 Убеждение в деятельности государственной власти             

2.2 Поощрение в деятельности государственной власти             

2.3 Правовое принуждение             

Заключение             

Список использованных источников и литературы             


Введение

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом. Государственное принуждение применяется на  базе убеждения, в строгих рамках законности. Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя, законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п.

Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления, и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.

Актуальность темы высока, так как стимулирование методами убеждения, поощрения, и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере деятельности.

Объектом изучения является процесс и область применения методов осуществления государственной власти.

Предметом изучения являются цели и методы осуществления государственной власти.

Цель работы: дать определение и классификацию методам осуществления государственной власти.


Глава 1. Понятие и виды методов осуществления государственной власти

1.1 Понятие метода осуществления государственной власти

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

Применительно к государственно-управленческой деятельности под мето­дом понимается способ, приём практической реализации задач и функций испол­нительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в устано­вленных границах и в соответствующей форме[1].  В подобном виде "метод" позво­ляет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функ­ции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации испол­нительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит так­же целям придания управлению динамики.

 

 

1.2 Классификация методов осуществления государственной власти

 

Средства реализации управленческих задач и функций достаточно разнообразны. Это дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме администра­тивно - правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией осо­бенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляет­ся действие универсальных методов любой деятельности – убеждение, принужде­ние.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное пове­дение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия.   Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезуль­тативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и администра­тивной ответственности. При необходимости обеспечения общественной без­опасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принужде­ние.

Специальный подход к проблематике видовой классификации админи­стративно-правовых методов исходит, прежде всего, из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно - административных и экономических[2].

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со сто­роны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствую­щие объекты управления независимо от конкретной области общественной жиз­ни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспече­ние должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. Нали­цо прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императив­ный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являю­щегося одним из существенных каналов практической реализации государствен­ной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объ­ектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых. Долж­ное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принужде­ния к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учётом названных качеств административных методов, очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они на­ходятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, кото­рые осуществляют администрирование, то есть управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - администра­тивные[3].

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов госу­дарственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управле­ния. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их матери­альные интересы. То есть опосредствованно в отличие от способов прямого властно­го воздействия.

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие усло­вия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием ди­рективных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его пове­дение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим.

В научной литературе, в директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это разновид­ности прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономиче­ские процессы. В обороне, образовании экономические методы применяются ма­ло, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:

- прямое воздействие на волю;

- директивность, приказной характер;

- однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчинен­ным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

- поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, ко­торыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;

- наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

- стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выпол­нение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;

- широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться резуль­татов. Часто без него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:

- руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание си­туации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

- управленческие акты управомачивают на определенные действия;

- у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;

- юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически дей­ствующий механизм стимулирования;

- наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечи­вающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.


Глава 2. Убеждение, поощрение и принуждение в деятельности государственной власти

2.1 Убеждение в деятельности государственной власти

Убеждение проявляется в использовании различных разъяс­нительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направля­ется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководите­ля и коллектива, которое является необходимым условием един­ства действий.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие элементы, как овладе­ние вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, раз­жигание интереса, возбуждение желания. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения го­сударство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них появилось необходимое понимание, сформирова­лась внутренняя убежденность в целесообразности юридических предписаний.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказыва­ется достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписа­ниям юридических норм.

Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения. Устрашение тоже является од­ной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принужде­ния, устрашение могут способствовать воспитанию привычки со­блюдать закон.

В демократическом обществе убеждение — главный метод воз­действия.

Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.

Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.

Демократический режим открывает значительные возможнос­ти для широкого привлечения граждан к обсуждению и приня­тию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за це­лесообразность принимаемых решений. Сознательная дисципли­на, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирова­ния убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.

В-третьих, научно-техническая революция, цели демократичес­кого общественного устройства требуют, чтобы внешнее регули­рование поведения людей постепенно уступало место саморегу­лированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состоя­ние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решаю­щее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и пос­ледствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным фор­мам убеждения[4].

Информация о работе Разделение властей как признак демократического государства