Пути повышения правосознания граждан РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

Современный период развития российского общества характеризуется возрастанием роли сознания в такой его области или сфере, как правосознание, что относится как ко всем гражданам, так и в первую очередь к государственным служащим, а особенно - к работникам правоохранительных органов. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Оглавление

Введение 3

1. Правосознание 5

1.1. Функции правосознания 6

1.2. Структура правосознания 8

1.3. Виды правосознания 10

1.4. Право и правосознание 11

2. Правовой нигилизм 11

2.1. Понятие правового нигилизма 13

2.2. Правовая культура 16

3. Особенности современного российского правосознания 19

4. Пути повышения правосознания граждан РФ 22

Заключение 25

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП 2008г.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость. В соответствующих случаях назначают психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психологическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям.

     Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это – «работа» второй психологической, стороны правосознания. 

     Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувствительная сферы для правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления. Реакция на право, другие юридические феномены может быть как умственной, так и душевной, рациональной и эмоциональной. 

     1.3. Виды правосознания 

     По  степени общности правосознания  подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

     Массовое  – это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

     Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и так далее).

     Индивидуальное  правосознание представляет собой  суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представление  о праве могут быть и неверными, остальными или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное. 

     По  уровню (глубине) отражения правосознание  делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное. Научное правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводят соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

     Профессиональное  правосознание близко к научному. Это суждение о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнение – в доказательности, компетентности, убедительности.

     Обыденное правосознание – это первичный  его уровень, когда знание субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К. Маркс назвал «ходячими формами мышления». На этом же уровне нередко встречаются индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В тоже время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции. 

     1.4. Право и правосознание 

     Сам термин  «правосознание» состоит, как видим из двух слов – слово – «право»  и «сознание». Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознание прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объекта его отражения – право. Онтологически они неразрывны.

     В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воз-

действие  друг на друга. С одной стороны, право  служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

     Правосознание активно «вторгается» в законотворчество,  правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений,  госаппарата и его должностных лиц, упрочнение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с  правом. В целом этот образ верный, однако он требует некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не «параллельными курсами», а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Правовой нигилизм 

     2.1. Понятие правового нигилизма

      
          Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, наиболее чувствительным к всяким подвижкам, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, соответствующего правовому предписанию или правонарушающему, являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению.

     Особое  значение в этой связи имеет проблема правового нигилизма. В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права, через скептическое отношение к его потенциальным возможностям, до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

     Существуют  различные подходы к пониманию  сути правового нигилизма. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

     Н. И. Матузов определяет сущность правового нигилизма «в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку»2. 

     И.Д. Неважжай уточняет эту формулировку, указывая, что "речь здесь идет, с  одной стороны, о недооценке одного типа правопонимания другим типом правопонимания, а с другой - об осознании недействительности, нереализованности в действительность своего собственного понимания права. Здесь одно право не признает другое, оценивает его как вправо, а само себя не находит воплощенным в жизни»3.

     Наиболее  важные черты правового нигилизма  указывает Н. Варламова. Правовой нигилизм, ее точки зрения, "характеризуется юридической некомпетентностью (отсутствием правовых знаний), негативной оценкой права (отрицанием его социальной ценности как наименее эффективного способа регулирования общественных отношений), распространенностью навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения"4 .

     Широкое распространение правового нигилизма  характерно в настоящее время для нашей страны.

     К основным причинам распространенности правового нигилизма в современной России относят:

     1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

     2) теорию и практику понимания  диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

     3) правовую систему, в которой  господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности;

     4) количественную и качественную  корректировку правовой системы 

прошлого  в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ.

       Правовой нигилизм и правовой фетишизм деформируют правовое сознание личности, а соответственно действие этого механизма приводит к неблагоприятным, нежелательным для общества, правонарушающим актам поведения5.

     Правовой  нигилизм противостоит в правосознании  требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.

     Но, во-вторых, правовой нигилизм и его  антипод – законность – это  не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это  еще и характеристика определенного  реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика.

     Причем  правовой нигилизм может достигать  таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы  – и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института.

     Так, в России одной из идеологических причин правового нигилизма явилось  утверждение об «отмирании» права. И хотя это положение базировалось на общих представлениях о безгосударственной организации общества при коммунистическом его устройстве, о совершенной распределительной системе, где блага будут распределяться «по потребностям» и не понадобится равный масштаб права для неравных людей, все равно вульгаризированное понимание «отмирания права» вело к производству, к временным

характеристикам существования права, к деформациям  правосознания.

     Стоить  добавить, что правовому нигилизму в обществе способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями, полезными бытовыми привычками. Оба эти нигилизма развиваются параллельно (коэволюционно) и могут действительно привести общество к полной деградации. Взаимодействие правового и этического нигилизма только начинает разрабатываться в современной теории права и пока можно сделать только самые общие теоретико-правовые выводы

     Противостоит  правовому нигилизму, иным деформациям  правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура. 

     2.2.  Правовая культура 

     Правовая  культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

     Правовая  культура характеризует уровень  правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.

     Если  правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Информация о работе Пути повышения правосознания граждан РФ