Признаки социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:20, реферат

Краткое описание

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, признаётся, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Оглавление

Введение
1 Понятие и сущность правового государства
2 Признаки правового государства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

правовединие.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

Очевидно, чем более развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. «Цель государства, — отмечал Б.Н. Чичерин, — в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность».

И еще один момент. Речь идет о таком  значении, качестве права, что оно  перестает рассматриваться как  своего рода придаток государственной власти. Соответственно правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены прежде всего к государству, его органам. Это необходимое условие функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе. Как видно, этот принцип ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.

4. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот фактор в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основополагающего относительно правового государства и включает две составляющие — верховенство закона и соответствие закона праву

Это означает, что закон не всегда является первым и основным при решении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведений граждан и организаций, относится к числу декларативных, не востребованных. Сказанное позволяет заключить, что в государстве, называющим себя правовым, нет еще главного и определяющего признака — полного, последовательного и реального верховенства закона, прежде всего Конституции.

5. Режим демократического конституционного правления. В числе ресурсов государственной власти, основанной на праве, называют конституционное правление, включающее ряд ключевых положений. Это:

а) установление конституционно-правового статуса личности и гражданина в России, признание приоритета прав личности, 
подчинение праву всех органов государства, должностных лиц и 
граждан, свободные выборы и референдумы — высшие институты власти народа.

б) признание и реальное существование политического и 
идеологического плюрализма, политических (в том числе оппозиционных) партий, осуществления социально-экономических и политических прав граждан, их организаций, обеспечение выборности и сменяемости центральных и местных представительных (законодательных) органов власти, усиление тенденции проведения государством социальной политики в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

в) открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.

В реальной политико-правовой жизни  без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность  государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.

В рассматриваемом плане обратим  внимание на содержание ст. 29 Конституции  Российской Федерации, закрепляющей свободу мысли и слова, гарантирование свободы массовой информации, запрет цензуры. Как видно, названные положения закреплены в законах о печати и средствах массовой информации.

6. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Основной закон Российской Федерации закрепил за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2).

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная  власть не всегда располагает эффективной  системой мер — правовых, организационных  и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.

Было бы неверным считать, что все  в рассматриваемом плане зависит  от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем. Наши соотечественники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с притязаниями на защиту в порядке административного или судебного обжалования. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и свое право, тот уже человек безнадежный...».

7. Свобода выборов, предполагающая  наличие альтернативных кандидатур, отсутствие политического, административного, информационного и иного давления на избирателей, кандидатов, организаторов выборов.

Может возникнуть вопрос: почему одна из особенностей правового государства связана с выборами представительных органов власти и иных государственных структур? Для соответствующего ответа обратим внимание на следующие факторы:

- согласно действующему законодательству  выборы в Российской Федерации — это форма реализации гражданами права на управление государственными и местными делами;

- выборы позволяют населению  влиять на государственную власть, на ее состав и проводимый  политический курс. Механизм выборов в современной России определяется избирательным законодательством, регулирующим отношения между гражданами и властью при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также основными гарантами избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

-  участие гражданина Российской  Федерации в выборах явится добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свобода определение варианта поведения избирателей во время выбоп0 обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов помещении для голосования не допускается.


8. Законность в деятельности всех субъектов права. Когда говорят о законности, то имеют в виду соответствие деятельности закону. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения действующего права — один из важнейших принципов правового государства. В соответствии с ним государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, граждане обязаны соблюдать нормы права, их деятельность должна сообразовываться с предписаниями законов.

Вместе с тем значение законности неоднозначно. В настоящее время в юридической литературе обращено внимание на то, что содержание законности проявляется не только в общеобязательности, неукоснительности соблюдения предписаний права, но и  в последовательной реализации прав и свобод, предоставленных субъектам права.

На состояние законности оказывают  влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством как в сфере правотворчества, так и правоприменения. В связи с этим обратим внимание на следующее: в правовом государстве законодательные и иные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме; принятие таких актов — прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных; права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией РФ, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В демократическом правовом государстве  все одинаково должны быть подчинены  законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом.

9.  Взаимная ответственность государства и личности. Этот признак выражает нравственные и правовые начала взаимоотношений между правовым государством как носителем политической власти и личностью — участника ее осуществления. Поэтому взаимная ответственность выступает здесь как средство координации отношений государства и гражданина.

 В юридической литературе  признается, что взаимная ответственность  государства и личности проявляется  в следующем: наделение их определенным  объемом взаимных прав и обязанностей; наличие  равных возможностей  как у государства, так и  у личности отстаивать свои  права; государство должно нести  ответственность за свои действия  перед каждой личностью, а личность, в свою очередь, ответственна  перед государством за нарушение  установленного порядка, прав  и свобод других граждан причинение ущерба; обеспечение принципа взаимной ответственности государства и личности деятельностью независимых судов, возможностью обращения за защитой своих прав в международные организации.

В юридической  литературе в числе признаков  правового государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:

а) признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;

б) высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;

в) недопущение монополизма в политике и экономике;

г) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

д) признание прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих прав и 
свобод гражданина);

е) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;

ж) высокий уровень правосознания и правовой культуры 
граждан и должностных лиц;

и) господство права в решении национальных проблем.

В целом можно заключить следующее: правовое государство  - государство, осуществляющее свою деятельность на основе и в рамках законов, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для ограничения с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

                                                     Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что современное правовое государство — демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Можно утверждать, что концепция правового государства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей и т.п.

Можно выделить следующие основные признаки правового государства, характеризующие  его сущность и социальное назначение:

- осуществление народовластия,  выступающего в качестве основы  развития демократии;

- верховенство закона;

- приоритет права во всех  сферах общественной жизни;

- гарантированный круг основных  прав и свобод человека и  гражданина как показатель уровня  цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;

- взаимная ответственность государства  и личности;

- осуществление государственной  власти по принципу разделения властей;

- осуществление конституционного  надзора только судом.

- свобода выборов.

Итак, правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при  которой признаются и обеспечиваются суверенитет народа, верховенство правового  закона, правовая защищенность человека и гражданина, взаимная ответственность  государства и личности, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

                          

                        Список использованных источников.

 

  1. Конституция Российской Федерации: [1993] // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
  2. О средствах массовой информации: фед. закон [Принят Государственной Думой 4 августа 2001г.] // СПО. – «Консультант плюс».
  3. Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности./ Г.В.Атаманчук  – М.: Наука, 1996. – 287 с .
  4. Бабаев В. К. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд, перер. и доп./ В.К.Бабаев – М.: Юристъ, 2007. – 637 с.
  5. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева,            В. Е. Крутских.- М.: ИНФРА-М, 2004. – 704 с.
  6. Василиев А. В. Теория государства и права: учеб. для юрид. Вузов, 4-е изд./ А.В.Васильев - М.: Флинта, 2005. – 440 с.
  7. Венгерова А. Б.  Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. – Изд. 3-е/ А.Б.Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2000. – 521 с.
  8. Головистикова А. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие./ А.Н.Головистикова - М.: Эксмо, 2004. -  240 с.
  9. Енгибарян Р. В. Теория государства и права: учебное пособие. / Р.В.Енгибарян - М.: Юристъ, 2007.  – 576 с.
  10. Кант И. Критика практического разума. - СПб: / И.Кант Б. И., 1908. – 688 с.
  11. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов./В.В.Лазарев,С.В.Липень  - М.: Спарк, 1998. – 441 с.
  12. Любашиц В.Я. Теория государства и права: учебник./ В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев - М.: Март, 2003. – 656 с.
  13. Малахов В.П.Теория государства и права: учебник./В.П.Малахов, В.Н.Казаков - М.: Академия, 2002. – 576 с.

Информация о работе Признаки социального государства