Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:20, реферат
Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, признаётся, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
Введение
1 Понятие и сущность правового государства
2 Признаки правового государства
Заключение
Список использованных источников
Очевидно, чем более развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. «Цель государства, — отмечал Б.Н. Чичерин, — в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность».
И еще один момент. Речь идет о таком значении, качестве права, что оно перестает рассматриваться как своего рода придаток государственной власти. Соответственно правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены прежде всего к государству, его органам. Это необходимое условие функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе. Как видно, этот принцип ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.
4. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот фактор в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основополагающего относительно правового государства и включает две составляющие — верховенство закона и соответствие закона праву
Это означает, что закон не всегда является первым и основным при решении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведений граждан и организаций, относится к числу декларативных, не востребованных. Сказанное позволяет заключить, что в государстве, называющим себя правовым, нет еще главного и определяющего признака — полного, последовательного и реального верховенства закона, прежде всего Конституции.
5. Режим демократического конституционного правления. В числе ресурсов государственной власти, основанной на праве, называют конституционное правление, включающее ряд ключевых положений. Это:
а) установление
конституционно-правового статуса личности
и гражданина в России, признание приоритета
прав личности,
подчинение праву всех органов государства,
должностных лиц и
граждан, свободные выборы и референдумы
— высшие институты власти народа.
б) признание
и реальное существование политического
и
идеологического плюрализма, политических
(в том числе оппозиционных) партий,
осуществления социально-экономических
и политических прав граждан, их организаций,
обеспечение выборности и сменяемости
центральных и местных представительных
(законодательных) органов власти, усиление
тенденции проведения государством социальной
политики в сфере науки, образования, здравоохранения,
культуры и др.
в) открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.
В реальной политико-правовой жизни без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.
В рассматриваемом плане обратим внимание на содержание ст. 29 Конституции Российской Федерации, закрепляющей свободу мысли и слова, гарантирование свободы массовой информации, запрет цензуры. Как видно, названные положения закреплены в законах о печати и средствах массовой информации.
6. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Основной закон Российской Федерации закрепил за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2).
Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не всегда располагает эффективной системой мер — правовых, организационных и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.
Было бы неверным считать, что все
в рассматриваемом плане
7. Свобода выборов,
Может возникнуть вопрос: почему одна из особенностей правового государства связана с выборами представительных органов власти и иных государственных структур? Для соответствующего ответа обратим внимание на следующие факторы:
- согласно действующему
- выборы позволяют населению
влиять на государственную
- участие гражданина Российской Федерации в выборах явится добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свобода определение варианта поведения избирателей во время выбоп0 обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов помещении для голосования не допускается.
8. Законность в деятельности всех субъектов права. Когда говорят о законности, то имеют в виду соответствие деятельности закону. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения действующего права — один из важнейших принципов правового государства. В соответствии с ним государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, граждане обязаны соблюдать нормы права, их деятельность должна сообразовываться с предписаниями законов.
Вместе с тем значение законности неоднозначно. В настоящее время в юридической литературе обращено внимание на то, что содержание законности проявляется не только в общеобязательности, неукоснительности соблюдения предписаний права, но и в последовательной реализации прав и свобод, предоставленных субъектам права.
На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством как в сфере правотворчества, так и правоприменения. В связи с этим обратим внимание на следующее: в правовом государстве законодательные и иные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме; принятие таких актов — прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных; права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией РФ, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом.
9. Взаимная ответственность государства и личности. Этот признак выражает нравственные и правовые начала взаимоотношений между правовым государством как носителем политической власти и личностью — участника ее осуществления. Поэтому взаимная ответственность выступает здесь как средство координации отношений государства и гражданина.
В юридической литературе
признается, что взаимная ответственность
государства и личности
В юридической литературе в числе признаков правового государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:
а) признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;
б) высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;
в) недопущение монополизма в политике и экономике;
г) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;
д) признание
прирожденных и неотчуждаемых (естественных)
прав и свобод человека (помимо соответствующих
прав и
свобод гражданина);
е) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;
ж) высокий
уровень правосознания и правовой культуры
граждан и должностных лиц;
и) господство права в решении национальных проблем.
В целом можно заключить
В заключении хотелось бы отметить, что современное правовое государство — демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Можно утверждать, что концепция правового государства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей и т.п.
Можно выделить следующие основные признаки правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:
- осуществление народовластия,
выступающего в качестве
- верховенство закона;
- приоритет права во всех сферах общественной жизни;
- гарантированный круг основных
прав и свобод человека и
гражданина как показатель
- взаимная ответственность
- осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
- осуществление
- свобода выборов.
Итак, правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и обеспечиваются суверенитет народа, верховенство правового закона, правовая защищенность человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Список использованных источников.