Признаки социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:20, реферат

Краткое описание

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, признаётся, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Оглавление

Введение
1 Понятие и сущность правового государства
2 Признаки правового государства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

правовединие.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

ПЛАН:

Введение                                                                                                            

1 Понятие и сущность правового  государства                                 

2 Признаки правового государства                                                  

Заключение                                                                                                      

Список использованных источников                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

                                                Введение.

 

   Идея правового государства в  условиях современной действительности  нашла значительное освещение  в работах отечественных философов,  политологов, социологов, юристов.  Прежде всего, признаётся, что  в основу правового государства  заложено стремление оградить  человека от произвола властей  разных уровней, а также от  мелочной опеки с их стороны,  сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт  о государстве, ограничиваются  в своих действиях правом, и  вместе с тем обеспечивающем  безопасность и достоинство личности.

Государство и право  теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правовые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства. Первые представления о нем как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ. Демокрит, Платон. Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое обеспечивало бы гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства .

                            

 

 

              

 

 

 

              1. Понятие и сущность правового государства.

Правовое государство — одна из центральных категорий теории государства и права, характеризующая идеальную разновидность государства, вся деятельность которого подчинена праву.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении ДЛ тельного исторического периода. Следует признать, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и  достоинство личности.

В отечественной юридической науке  правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан  от нарушения их прав государственной  властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением и др. Нередко также отмечается, что правовое государство — это государство, где на практике обеспечено верховенство Норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Соответственно можно сказать, что сущность правового государства заключается в первенстве права Над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, всех государственных, общественных субъектов и граждан действующему праву.

Как видно, названные положения, относящиеся  к правовому государству, объединяют наиболее значимые его показатели. Нельзя отрицать того, что правовое государство — системообразующая  структура, включающая ряд составляющих элементов. В связи с этим можно  предложить следующее определение  правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на обеспечение прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

Названные черты следует отнести  к общим, поскольку они свойственны  как правовым, так и иным государствам, не основанным на демократических началах. Вместе с тем становление  правового  государства сопряжено с последовательной реализацией его основных принципов. К их числу относятся: осуществление  народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии; организация  и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей; правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти; верховенство закона во всех сферах обще-ценной жизни; режим демократического конституционного правления; признание и гарантирование прав и свобод человека и  гражданина; периодичные и регулярные выборы как средство формирования представительных структур правового государства; законность в деятельности всех субъектов права; взаимная ответственность государства и личности.

 

 

 

 

 

 

                       2. Признаки правового государства

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии. Общее учение о народовластии сложилось еще в эпоху существования древних государств. Вопросы о сущности власти и народовластия активно исследовались в трудах Аристотеля, Платона, Цицерона и других великих мыслителей античного мира.

Мощное развитие получила идея народовластия  в эпоху Просвещения в Западной Европе, особенно в трудах Вольтера, Д. Дидро и других ученых, где на основе теории естественного права и теории общественного договора предлагалось подчинить разумному началу организацию общественного и государственного строя.

С материальными условиями жизни  общества и делением людей на классы связывали свои представления о  народовластии представители марксизма.

В настоящее время ученые-юристы анализируют понятие и содержание народовластия на основе Конституции  РФ и условий современной общественно-политической и социально-экономической ситуации.

Действующий Основной закон РФ признает идею всевластия Российского народа и содержит развернутую формулу  понимания народовластия на современном  этапе общественного развития. Анализ ст. 1—3 Конституции России показывает, что феномен народовластия многозначен и включает потенциальное право Российского народа на осуществление власти, фактическое Задание властью и участие в процессе осуществления публичной  власти.

Россия провозглашается демократическим  государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого), отличающимся правовым порядком осуществления  власти, признающим в качестве основы социального устройства народ как  единую органическую общность («живой организм»). При этом категории «народ»  и «власть», составляющие содержание народовластия, требуют уточнения.

С юридической точки зрения понятие  «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность ассоциированной в рамках единого государства соответствующей совокупности людей. Народ образует физический субстрат государства, социальное качественное образование в границах его территории.

Государственная власть как средство управления обществом не совпадает  непосредственно с населением и  осуществляется особым государственным  аппаратом — совокупностью государственных учреждений. Такие учреждения в условиях формирования правового государства призваны прежде всего, выражать интересы народа, для чего необходимо наличие независимых и не опосредованных государством контролирующих структур типа общественной палаты и ее филиалов в регионах и др.

Местное самоуправление — форма  власти народа, институты которой  наиболее пригодны к обеспечению  интересов населения на местах с  учетом исторических и иных местных  традиций.

С учетом специфики субъектов властеотношений  можно выделить две формы участия  граждан в осуществлении власти. Во-первых, прямое народовластие — имеет место, когда граждане решают свои государственные, общественные, местные дела через институты непосредственной демократии (институты народовластия), т.е. выборы, референдумы, общие собрания граждан и др.; во-вторых, представительное народовластие, при котором важнейшие вопросы государственной и общественной жизни решают выборные представители.

Как видно, народовластие в современной  России характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется прежде всего в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы. К тому же существует механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интерес граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее, используя средства, предусмотренные законами (пикеты, митинги, демонстрации и т.п.) По поводу сущности демократии, проявлением которой являются народовластие, высказаны и иные суждения. Нередко утверждается, что никогда на практике демократия не была властью народа. Она есть всего-навсего механизм, способ участия населения в формировании власти, прежде всего политической, государственной. По-видимому, такой вывод подтверждает сложность, многогранность и неоднозначность категории «демократия» и производного от нее понятия «народовластие».

2. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. При характеристике правового государства недостаточно указания на его правовую природу, многообразие, свойственных ему органов, их перечисления, определения границ деятельности.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда, институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому, т.е. формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.

Таких властей («ветвей власти»), свидетельствующих  о высокой развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Конституция Российской Федерации  предусматривает: государственная  власть в нашей стране «осуществляется  на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (с. 10). Законодательную  власть осуществляет Федеральное Со брание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную — Правительство, судебную — органы правосудия, суды. Президент, по Конституции, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).


Итак, принцип  разделения властей позволяет отметить т0 что все «три ветви власти» одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления. Поэтому важной проблемой остается более четкое определение пределов деятельности государственной власти и действующего механизма определения их полномочий. Необходимо также теоретическое обоснование границ законодательной власти и границ нормотворчества власти исполнительной. Это объясняется, в частности, тем, что в настоящее время еще не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной властей.

3. Правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти. Мыслители Античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Относительно   современной   российской   действительности смысл этого принципа прежде всего в том, что деятельность властных структур должна осуществляться управомоченными субъектами на основаниях и в порядке, предусмотренных законами или другими нормативными правовыми актами в интересах народа. Исходя из этого, устанавливаются  «правовые рамки» «границы» деятельности государства, всех его органов и должностных лиц. Именно это позволяет глубже осмыслить особенности правового государства, его природу.

В соответствии с рассматриваемым  положением деятельно властных структур должна осуществляться на основе принципа справедливости, требования безусловного и честного исполнения предписаний  закона. Такой подход означает, что  закон един всех и что справедливый закон исполняется беспристрастными должностными лицами (судьями и др.).

Информация о работе Признаки социального государства