Природа государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Главной целью моей работы считаю показать структуру, пути развития и сложившиеся проблемы, в системе государственной власти и управления, сложившихся на протяжении большого времени. Основной задачей, которых есть удовлетворение интересам населения, проживающего на определённой территории. Интересы, в свою очередь, максимально адаптированы к характеру государственного устройства, его основным институтам.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

С принятием Конституции РФ в 1993 г. территория страны была разделена  на 89 регионов — субъектов Федерации. Среди них — республики, края, области, автономные округа, два города федерального значения и одна автономная область. Субъект Федерации выступает как территориальное поселение, статус которого определяется действующей Конституцией РФ в качестве самостоятельного субъекта, наделенного широкими экономическими и политическими правами. Данная правовая единица выделяется как по этническому (республика, автономный округ), так и по территориальному признаку (область, край). Являясь ретранслятором государственной политики с учетом местных интересов и традиций, субъект Федерации получал широкую правовую автономию, подтвержденную конституционными актами. В соответствии с Конституцией страны, республики получили право на собственную конституцию и законодательство, тогда как край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ — на собственные уставы вместе с законодательством.

Таким образом, на 1 января 1999 г. в состав РФ входили 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения, 10 автономных округов, 1867 районов, 1091 город, 329 городских районов (округов), 1922 поселка городского типа, 24 444 сельских администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). Примечательной особенностью административно-территориального устройства России на рубеже веков стало то, что 9 из 10 автономных округов входили в более крупные территориальные образования.

Административно-территориальными единицами, обретшими в результате проведенных в период с 1991 по 1997 г. Государственных реформ статус самостоятельных и полноправных субъектов, стали территориальные образования (поселения) — исторически и пространственно сформировавшиеся общности людей, населяющие определенную территорию и формирующие схожие геополитические ориентации. Территориальные образования в России формируются в пределах административно-территориального деления страны, предполагающего последовательное разделение территории государства на зоны административной ответственности.

Существующее в настоящее время  в РФ административно-территориальное деление сформировалось на базе прежних территориальных полномочий местных советов. Основным звеном административно-территориального деления является административно-территориальная единица. Административно-территориальной единицей следует называть часть территорий субъекта Федерации, имеющую собственное наименование, располагающую определенными границами и выделяемую с целью решения вопросов государственного и местного значения. В России на начало 2004 г. насчитывалось 155 873 административно-территориальные единицы. Из них 1090 — города; 1861 — поселки городского типа; 24 456 — сельские округа (сельсоветы); 152 922 — сельские населенные пункты, основная масса которых — 92 938 — имеет население менее 100 человек, 40 072 — население от 100 до 500 человек.

Среди наиболее характерных для современной России можно выделить 5 административно-территориальных единиц: внутриобластной район, город, округ, внутригородской район, село (деревня, хутор, станица).

Для примера, в Нижегородской области 49 муниципалитетов, из них 14 – недотационные; то есть финансово-самостоятельные, но несамостоятельны в правовом плане. Такие как Бор, Заволжье, Выкса, Павлово, Кстово и т.д.

В состав муниципалитетов входит земское собрание, решающее вопросы районов. С 2007 года это самостоятельная структура (за счёт внесения налогов в казну муниципалитетов могут платить з/плату своим работникам, выделять денежные средства на содержание домов престарелых, детских садов и школ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  государственного управления и их решение.

 

3.1. Проблемы  государства.

В России, уже два десятилетия происходят глубокие социально-экономические изменения. Так или иначе, несмотря на все потрясения, неизбежные социальные потери, современное российское общество продолжает идти по пути радикальных социальных реформ, осуществляется переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, идет процесс социальной дифференциации, углубление общественных, национальных и других противоречий.

 В начале ХХI в. перед страной стояли следующие задачи: консолидация общества, укрепление государственности, решение социальных проблем, правовые проблемы социального и экономического уровня, неразрешённый вопрос народовластия с уклоном на закон. Сюда же нужно отнести назревшие задачи по формам собственности земли. Вопросы по сохранности экологии, на мировом уровне, стоит на втором месте после ядерной войны. И в России он на одном уровне со всеми наиболее важными вопросами.

  Сокращение экономического потенциала отразилось на обороноспособности страны. Россия оказалась «отодвинутой» на северо-восток, вглубь Евразийского континента, потеряв при этом половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. Российский флот лишился традиционных баз в Прибалтике. Единая система противовоздушной обороны страны распалась. С ослаблением позиций Российской Федерации в странах Центральной и Восточной Европы руководство страны столкнулось с новой проблемой – расширение НАТО на восток.

Одной из основных проблем пока остаётся окончательно нерешённый вопрос по борьбе с чеченскими сепаратистами. Хотя в Чеченской республике и закончились основные боевые действия, боевики продолжают проводить террористические акты и диверсии. К сожалению, обострились отношения с Грузией, из-за того, что Грузинские власти хотят предоставить НАТО территорию для размещения баз ПВО. Не благополучно складывается  политическая обстановка с Украиной. Поставки газа на Украину сократились в два раза.  В отношениях России со странами Прибалтики остается спорным вопрос о правах проживающего там русскоязычного населения.

От части вышеуказанные проблемы разрешились. Региональное законодательство приведено в соответствие с общероссийским. В мае 2000 г. Российское государство было разделено на семь федеральных округов с назначением новых полномочных представителей Президента, что укрепило вертикаль власти. (Хотя, сегодня стоит вопрос о снятии должности представителей Президента по округам). Изменился порядок формирования Совета Федерации. Представители регионов избирались теперь местными законодательными собраниями и работали в российском парламенте на постоянной основе.

Так же законом предусмотрено «Виды  контроля над деятельностью органов  власти», что ведёт к сокращению коррупции и взяточничества в  органах власти.

 

3.2. Контроль  над властью.

 

Политический контроль

Политический контроль за деятельностью  органов власти субъектов Федерации  осуществляют Федеральный центр  и представители главы Российской Федерации в Федеральных округах. Депутаты представительного органа власти субъекта Федерации также  могут осуществлять контроль деятельности исполнительной власти и влиять на эффективность, оперативность и законность. При всенародном волеизъявлении оценку результатов деятельности региональных властей выносит непосредственно население субъекта Федерации. Формой политического контроля являются также и процедуры отзыва отдельных выборных лиц по инициативе избирателей.

Административный контроль

Особенностью административного  контроля является то, что это контроль внутри самой административной системы. Руководители административного аппарата обязаны осуществлять надзор за действиями подчиненных, на предмет законности действий, их необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма административного контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания, право изменять или отменять решения, принятые подчиненными. Контроль со стороны вышестоящих руководителей дополняется деятельностью специальных внутренних надзорных органов — инспекций.

В системе органов государственной  власти существует специальная система надзора вышестоящих органов власти за деятельностью нижестоящих. Органы власти субъектов Федерации, с одной стороны, по ряду вопросов подвергаются надзору со стороны федеральных органов власти, а с другой стороны, по отдельным вопросам являются проверяющими и контролирующими органами по отношению к муниципальным органам.

Органами государственного специального надзора в конкретных областях возложенной  сферы деятельности муниципальных  образований, а также их союзов и  целевых объединений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, надзорные функции которых определяются соответствующими специальными положениями в законодательном порядке.

Так, правовой надзор деятельности районов  и муниципальных образований осуществляется органом юстиции субъекта Российской Федерации.

В рамках своей компетенции надзорные  органы вправе:

— направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы  по решению возложенных задач;

— при невыполнении задач муниципальных  образований или их обязательств орган государственного специального надзора призвать органы местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления к принятию необходимых мер;

— издавать и направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффективности в течение определенного срока, отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);

— вносить в случаях, если органы местного самоуправления, должностные  лица местного самоуправления в установленные  сроки не выполнят рекомендаций органа государственного специального надзора, представления в органы государственного правового надзора.

Инициатива административного  контроля необязательно должна исходить от административных органов. Подвергшиеся дискриминации со стороны действий органов власти физические или юридические  лица могут обратиться к административному руководству соответствующего органа с жалобой на действия, или бездействие с просьбой принять меры к отмене или изменению решения, наносящего ущерб.

Судебный контроль

Судебный контроль носит дополнительный характер по отношению к административному контролю. Судебный контроль необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юридические лица от ошибок, несправедливых решений административных органов. Особенность судебного контроля заключается в том, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных, по его мнению, действий органов власти. Судебный контроль в сопоставлении с другими видами контроля носит значительно более узкий характер, так как строится исключительно на правовых аргументах. Судебный контроль является более формализованным, все другие виды контроля, подробность процессуальных норм гарантирует беспристрастность и эффективность судебного контроля, хотя их соблюдение дорогостояще и существенно замедляет контроль. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля. Хотя судебная форма контроля является одной из самых объективных, но в тоже время и самой медленной и дорогостоящей. Поэтому судебный контроль нецелесообразно использовать в качестве основного средства контроля.

Публичный контроль

Для осуществления реального контроля необходимо, чтобы соответствующие  органы и заинтересованные лица могли  легко заметить и установить незаконные или наносящие ущерб действия органов власти. Важно, чтобы каждый мог увидеть факты неправильных действий, их причины, мотивы, цели, преследуемые представителями местных властей. Эффективность любой системы административного контроля основывается не только на наличии определенных органов и методов контроля, но и на максимально доступном и ясном понимании гражданами и организациями действий органов управления. Общественные интересы будут обеспечены наилучшим образом в том случае, если население будет иметь доступ к максимально большему объему информации. Поэтому важной формой контроля административной деятельности является гласность информации о внутреннем процессе функционирования органов власти.

Важным средством обеспечения  публичного контроля является опубликование  нормативных актов субъектов  Федерации. Это позволяет заинтересованным физическим и юридическим лицам получить необходимую им информацию. Информированность общественности создает предпосылки к тому, что если решение органов власти противоречит интересам населения, носит незаконный характер, то такое решение будет обжаловано с помощью средств судебного, административного или политического контроля. Для того, чтобы мотивы того или иного решения не вызывали двусмысленного толкования, все нормативные акты, кроме нерегламентирующих актов, а также актов, не содержащих неблагоприятных для отдельных лиц положений, должны содержать письменное обоснование. Обоснование должно быть достаточно четко сформулировано, чтобы заинтересованные лица могли легко понять мотивы.

 

3.3. Изменения в государственном управлении.

 

В настоящее время в Государственной  Думе дополнительно созданы: Комитет  по экономической политике, Комитет  по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет  по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике. Был возрожден Государственный Совет для обсуждения наиболее важных государственных вопросов. Попыткой консолидации общества стало создание политического блока «Единство», превратившегося позже в политическую партию «Единая Россия». Был проведен Гражданский форум, объединивший представителей более 200 организаций, систематически проводятся встречи Президента с представителями бизнеса, промышленности, культуры и искусства.

Информация о работе Природа государства