Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:51, реферат
Главной целью моей работы считаю показать структуру, пути развития и сложившиеся проблемы, в системе государственной власти и управления, сложившихся на протяжении большого времени. Основной задачей, которых есть удовлетворение интересам населения, проживающего на определённой территории. Интересы, в свою очередь, максимально адаптированы к характеру государственного устройства, его основным институтам.
Таблица 2.
Основные функции государства
Наименование функций |
Краткое содержание |
Целеполагание |
Определяющая функция управления. Цель - это идеальный образ будущего результата деятельности. Целеполагание предваряет конкретный анализ конкретной ситуации - комплекс условий, складывающийся в данный момент времени. Позволяет выявить происходящие изменения социальной среды внутри государства, осмыслить существующие противоречия и конфликты в обществе и на этой основе точнее определить приоритетные потребности и интересы управляемых. |
Прогнозирование |
Объяснение возможных состояний и изменений социальной системы в определенных границах социального времени и пространства. Целеполагание и прогнозирование венчает стратегическое планирование |
Информирование |
Управляющий объект не может обойтись без информирования объекта о содержании целей, стратегии, намеченной программы действий. Управление предполагает воздействие на сознание людей, понимание ими общих интересов и общих целей и трансформацию в мотивацию собственной активности |
Функция организации |
Совокупность действий по налаживанию взаимосвязей между людьми, объединяющих их для совместной реализации целей и программ управляющего субъекта. Организация есть процесс, обеспечивающий управление, форма бытия управляющих и управляемых. Каждой социальной и политической системе свойственны определенные типы и виды организации общественной жизнедеятельности и отношений |
Координация и регулирование |
Координация - действие, направленное на согласование разнообразных форм и видов активности общественных субъектов. Регулирование - способ осуществления необходимой организованности людей; форма воздействия на сферу интересов социальных групп и индивидов, согласование этих интересов между собой и с общими государственными интересами, смягчение и разрешение конфликтов в обществе |
Функция активизации |
Влияет на развитие общественно-деятельной активности материальными и духовными, экономическими, социально-политическими, правовыми, информационными и др. стимулами, совокупностью ценностных мотиваций деятельности |
2. Развитие государственной власти в России и территориальные преобразования.
Территориальное образование является
ключевым предметом системы государственного
управления. Оно пространственно локализуется
в разрезе сложившегося административно-
В соответствии с принципом комплементарности, который предполагает недопущение дефицита легитимной власти по всей территории страны, а также с целью рационализации распределения бюджетных средств, воспрепятствования бесконтрольности и произволу в их распределении, мировая цивилизация сформировала две основные стратегии территориального управления — государственное управление и местное самоуправление. Практика реализации каждой из стратегий воплотилась в определении отдельных единиц административного деления государства, в которых сконцентрировались органы государственной и муниципальной власти, являющиеся проводниками утвержденных стратегий.
До революции высшей единицей административного деления в России была губерния, сформировавшаяся в XVIII в. в ходе Петровских реформ. До проведения Петровских реформ Россия делилась на 166 уездов и волостей, существенно различавшихся по своим размерам. Губернии были образованы указом Петра I от 18 декабря 1708 г. Они сконцентрировались вокруг наиболее крупных в то время городских поселений с примыкающими к ним землями. В 1710-1713 гг. они были разделены на доли. Уже к 1714 г. на политической карте России фигурировали 9 губерний.
Учреждая губернии, Петр I исходил из сугубо географического принципа: он определил 8 крупнейших городов и приписал к ним города, связанные с центром губернии дорогами в пределах определенного расстояния. Губернии были призваны стать передаточным звеном между уездами и центральными учреждениями в Москве. В соответствии с Указом Петра от 29 мая 1719 г. доли были упразднены, губернии разделены на провинции, а провинции — на дистрикты. При этом провинции были представлены не везде: в Астраханской и Ревельской губерниях они отсутствовали. После смерти Петра I в 1727 г. дистрикты упраздняются, а губернии и провинции напрямую делятся на доли. В 1719 г. число губерний выросло до 11 как за счет расширения территории государства, так и за счет разукрупнения прежних губерний. К 1727 г. Россия уже была разделена на 14 губерний и 250 уездов.
Никаких представительных органов власти в этот период не существовало. С одной стороны, губернаторы являлись представителями центра, сосредоточив у себя административную, судебную, финансовую и военную власть, а с другой — администраторами крупных территорий.
Усиление местной власти осуществлялось по мере расширения границ Российской империи: к 1775 г. число губерний увеличивается до 23. В соответствии с «Учреждениями для управления губерниями» от 7 ноября 1775 г. средние размеры губерний сокращаются, в связи с чем увеличивается их общее количество и доходит до 40 губерний и 2 областей. Провинции ликвидируются, а в систему нарезки губерний и уездов включаются количественные параметры. Так, в каждой губернии (наместничестве) среднее число проживающих составляло 300-400 тыс. человек, а в уезде — 20-30 тыс. человек. К концу правления Екатерины II в России насчитывалось 50 наместничеств (губерний) и одна область. В Учреждении для управления губерний Всероссийской империи подчеркивалась необходимость децентрализации власти в России, вызванная общностью границ губерний и нерациональностью централизованного управления. К функциям, закрепленным за губерниями, были отнесены: функции управления, сбора налогов, проведения рекрутского набора. Не принимались во внимание национальные принципы, компактное проживание национальности на определенной территории.
Царствование Павла I связано
с тенденцией укрупнения административно-
В 1822 г. территория Сибири была разделена на два генерал-губернаторства: западно-сибирское и восточно-сибирское. А к 1825 г. в Российской империи было учреждено 49 губерний и 7 областей, к 1847 г. — 55 губерний и 3 области.
Губернии разделялись на уезды, взявшие на себя функции проведения государственной власти на территории и возглавлявшиеся капитаном-исправником, избираемым местным дворянским собранием. Как можно видеть, количество самих губерний после смерти Екатерины II до конца XIX в. менялось незначительно, несмотря на почти двукратное увеличение в них численности населения. В каждой губернии насчитывалось до 12-15 уездов. Однако увеличение числа губерний привело к тому, что их территория фактически совпала с введенными еще Петром I провинциями. В результате чего из триады губерния— провинция—уезд провинция выпадает, что стало одним из факторов увеличения численности губерний. Кроме того, в ходе екатерининских реформ около 200 крупных сел были преобразованы в города.
Вместе с тем губернии объединялись в наместничества (по 23 губернии), подчинявшиеся непосредственно Сенату и прокурорскому надзору. Екатерина II высказывала намерение образовать в каждой губернии правительства, которые взяли бы на себя всю полноту государственной власти на местах. Однако и Петру I, и Екатерине II казалось невозможным предоставление права избрания губернатора непосредственно населением, что делало губернаторское представительство прямым продолжением государственной власти. Наказом 1837 г. губернаторы наделялись дополнительно полицейскими, надзорными и административно-хозяйственными полномочиями.
Низовой единицей
административно-
В результате проведения в 1890 г. реформы в 34 губерниях устанавливаются земские органы управления. Институт земства заменил в деревнях ростки крестьянского самоуправления после отмены крепостного права. На них возлагалась реализация следующих функций: заведование капиталами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; меры по обеспечению «народного продовольствия»; мероприятия по благотворительности; взаимное земское страхование имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования. Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом. Судопроизводство в городах осуществлялось губернским магистратом. Судопроизводство было сословным: для каждого сословия был образован свой собственный орган, отправлявший правосудие.
К началу XX в. в России насчитывалось 8 генерал-губернаторств, 78 губерний, 18 областей, 4 градоначальства, 2 военных губернаторства (Николаев и Кронштадт), а также округа, уезды, волости и станы.
К 1914 г. территория Российского государства (без Польши и Финляндии) делилась на 60 губерний и 27 областей. Большинство областей входило в состав 4 генерал-губернаторств, а 5 областей были наделены правами губерний.
Изменение административно-
К началу советского периода в развитии
России сложились следующие административно-
Крупная административно-
Целью проведенной в период 1923-1929
гг. административной реформы было объединение
небольших губерний в крупные области,
сформированные в соответствии со сформулированными
Госпланом принципами экономического
районирования. Вместо уездов мелкими
административно-
Таким образом, в результате всех преобразований
вместо 82 административно-
Однако уже менее чем через 10 лет тенденция на укрупнение сменится на обратную. Уже со второй половины 30-х гг. некоторые края снова разукрупняются. Так, ряд территорий Сибирского и Дальневосточного краев преобразуются в ранг областей. А на период войны приходится роспуск ряда национальных автономий. Отдельные автономии получают статус территориальных образований (республик, областей). И только в конце 50-х гг. произойдет воссоздание национальных автономий.
Конституция СССР 1936 г. в ст. 22 закрепляет
административно-