Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:23, контрольная работа
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства его сущность и социальное назначение с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства и его признаки
2) раскрыть причины возникновения и формы государства
3) раскрыть взаимоотношения государства и гражданского общества
4) изучить существующие функции государства и классифицировать их.
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
Введение …………………………………………………………..3 стр
1. Причины возникновения, понятие и признаки государства……..5-8 стр
2. Соотношение государства и гражданского общества. Социальное назначение государства…………………………………………...9-11 стр
3. Понятие формы государства и общая характеристика ее элементов………………………………………………….………12-17 стр
4. Понятие и классификация функций государства………………18-20 стр
Заключение ……………………………………………………….....21 стр
Список литературы …………………………………………………..23 стр
При коммунистической концепции роль государства в обществе максимальна. Государство является главным орудием социальных преобразований, его задача – довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.
Социальное назначение каждого
конкретного государства
Социальное назначение государства
заключается в том, что это
такая организация политической
власти, призванная представлять общие
интересы населения. Деятельность государства
направлена на решение обще социальных
проблем. Управляя делами общества, государство
стремится к стабильности и гармоническому
развитию общества, к обеспечению
социального компромисса и
3.Понятие формы государства и общая характеристика ее элементов.
Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государства.
Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением.
Проблема формы государства
приобретает не только теоретическое,
но и практически-политическое значение.
От того, как организована и как
реализуется государственная
Форма государства в содержательном
отношении выступает разными
своими сторонами. Во-первых, это определенный
порядок образования и
Таким образом, форма государства
– это комплексная
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Выделяют две разновидностимонархической формы правления: абсолютную (
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.
В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.
Ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:
1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.
Республиканская форма правления относится к одной из древних форм. Республики были в рабовладельческом мире и при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).
Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.
Форма государственного устройства
представляет собой административно-
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство имеет следующие признаки:
1) полное территориальное единство
государства. Это означает, что административно-
2) для населения установлено
3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;
4) единая система законодательства для всего государства;
5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги, поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:
1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;
2) возможность установления "
3) две системы законодательства:
4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.
Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.
Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.
К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.
Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие, и безоговорочное подчинение подданных правителю.
Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.
Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.
Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.
Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.
Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности
Указанное понимание формы
государства сложилось не сразу.
Долгое время ее считали состоявшей
из формы правления и формы
государственного устройства, к которым
впоследствии добавлялись политический
режим, политическая динамика. В ходе
дискуссии в научной литературе
высказывались различные
4. Понятие и
классификация функций
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.
В функциях государства выражается его сущность, та роль, которая отводится государству в решении вопросов общественного развития и блага народонаселения. Функция государства - это его назначение и роль как социального института.
Исследователи государственно - правовых явлений выделяют следующие виды функций государства:
Основной классификацией является деление функций на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
Правовая функция – отвечает за обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирует, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Организаторская функция – отвечает за упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля, за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка программно - стратегических целей и задач развития общества.
Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери и дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Экономическая функция
– организация, координация и
регулирование экономических