Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 12:53, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия и выявления признаков правовых систем и правовых семей, а предметом исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) современности. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие правовой системы. Юридические признаки, ее характеризующие 4
2 Романо-германская система права 5
3 Англо-саксонская система права 10
4 Мусульманское право 16
5 Правовые системы стран Африки 19
6 Социалистическая система права 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Таким образом, к чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источники. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными.
Развитие этой системы права прекратилось в X в., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти15.
5 Правовые системы стран Африки
Систему права стран Африки, в частности тропической ее части, принято называть традиционным правом, по причине того, что оно основано на традициях, обычаях и философских учениях, которые признаются источником права.
История традиционного права афро-азиатских развивающихся стран разделяется на 3 периода: доколониальный, колониальный и период независимости. В чистом виде традиционное право развивалось здесь лишь в доколониальный период. Оно отражало, как правило, начальные стадии становления государственности у народов Тропической Африки. Поэтому в нем доминируют коллективистские традиции, присущие племенному обществу. Традиционное право регулирует здесь весь комплекс внутриобщинных отношений (брак, наследование, земельные отношения, традиционный суд). Субъектом традиционного права является большей частью не индивид, а традиционная общность (патриархальная семья, родовая община и т. д.). Земля является, как правило, общинной собственностью, хотя существует и индивидуальное землевладение. Брак есть договор не между брачующимися, а между их семьями. Среди зажиточных африканцев распространен полигамный брак. Брачный договор предусматривает выкуп за невесту, выплачиваемый ее семье.
Высшей ценностью африканского традиционного общества считается дух коллективизма и взаимопомощи, понимаемый как его основа. Поэтому тяжбы между членами традиционных общностей разрешаются, прежде всего, на основе примирения сторон. Если спор создает угрозу единству большой семьи (например, спор по поводу наследства), он считается безнравственным16.
Судебные функции обычно осуществляют племенные вожди. С установлением в указанных странах колониальных и полуколониальных режимов традиционное право испытывает значительное влияние европейского права. Так, условием его действия становится соответствие норм обычного права колониальному законодательству и принципам европейского права.
Применение обычного права в колониальных судах вело к постепенному изменению обычного права под влиянием европейского права. Например, в судах при отсутствии необходимой нормы вопрос решался с позиций европейского права. Апелляции по делам традиционного права по большей части рассматривали судьи-европейцы, не знавшие этого права. Конфликт европейского и традиционного права разрешался, как правило, с позиций права метрополии.
Колонизаторами осуществлялась также, хотя и в явно недостаточных размерах, систематизация традиционного права в ее первичных формах. Так, ряд сборников обычного права был подготовлен на английских и французских территориях в Африке. При этом упорядочение традиционных норм сводилось лишь к внешней обработке обычно-правового материала.
С достижением независимости в странах Тропической Африки сложился двоякий подход к проблеме обычного права. Одни из них проводят курс на его интеграцию путем включения обычно-правовых норм в законодательство и (или) санкционирование известной их части, другие - курс на запрет традиционного права. Интеграция последнего в национальную систему права характерна для англоязычных стран континента, а также ряда франкоязычных стран (Того, Бенин, Заир). Традиционное право признается здесь источником права. Его унификация и интеграция проводятся по средствам, как законодательства, так и судебной практики.
В англоязычных странах в качестве средства унификации и интеграции традиционного права, как и в колониальный период, используется судебный прецедент. При этом известная часть норм традиционного права не включается в законодательство и сохраняет значение самостоятельного источника права в формальном смысле.
Применяются также первичные формы учета и систематизации традиционного права (Кения, Танзания, Ботсвана).
Действие обычного права запрещено в ряде стран французского языка (Кот-д’Ивуар, Мали, Конго). Однако и здесь оно нередко продолжает действовать в чистом виде в силу инерции традиционного правосознания, воспринимающего европейские нормы и принципы как явление чужеродное17.
В заключение следует сказать, что хотя страны Африки в какой-то мере и заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верными взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.
6 Социалистическая система права
Социалистическая правовая система была создана первоначально в России в результате Октябрьской революции 1917 г., а после второй мировой войны в ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. В СССР новое право возникло практически без восприятия юридических принципов и норм как бывшей царской России и Временного правительства, так и западных стран. В большинстве же других государств ряд положений старого законодательства, в основном кодексы, были восприняты новой властью и с определенными модификациями долгое время являлись действующим источником права18.
Социалистическая правовая система составляет, или точнее, во многом составляла в прошлом третью правовую семью, выделенную по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в социалистический лагерь, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву.
При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции) акты, фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.
Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место публичному праву. Для советской правовой системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являясь ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов19. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась отсутствием в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках правящего группы, обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за конституционностью законов.
На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие социалистический лагерь, существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются разновидностями социалистического права (Китай, Куба, Северная Корея).
В
настоящее время можно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, каждая правовая система обладает определенной спецификой, присущей только ей и отличающей ее от других правовых систем.
Анализируя и исследуя рассмотренные в работе правовые семьи современности, для каждой из них существуют признаки, которые выделяют и характеризуют данную правовую семью, придают ей определенную индивидуальность.
Романо-германскую правовую систему характеризуют такие признаки, как:
единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения, правоприменитель же (судья, административные органы) призван лишь точно реализовывать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается путем кодификации нормативных актов;
весомое положение занимают подзаконные нормативные акты;
деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной правовой семьи.
Семья
англо-американского права
основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
на первом месте не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые, прежде всего, в судебном порядке; главенствующее значение имеет, в первую очередь, процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;
нет кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на публичное и частное;
широко развито статутное право, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников права;
юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.
Для социалистической правовой системы характерны такие признаки, как:
господство социалистической и, в первую очередь, государственной собственности;
законодательно признается роль коммунистической партии во всех сферах жизни; законы лицемерно провозглашают полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы граждан, однако на практике отсутствуют действенные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления;
господство узконормативного понимания права, частное право уступает господствующее место праву публичному;
для советской правовой системы остаются чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества;