Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть основные правовые проблемы формирования социального государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социального государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
выявить принципы и признаки правового государства.
Предметом исследования является социальное государство в России.
Введение
3
1. Понятие правового социального государства и его основные признаки
5
2. Принципы и признаки правового государства
5
2.1 Признаки правового государства
6
2.2 Принципы правового государства. Три ветви власти
9
3. Особенности формирования правового социального государства в России
10
3.1 Проблемы фактической реализации реформ по построению правового государства. Особенности Российской государственности
10
3.2 Сепаратизм субъектов Федерации
14
3.3 Коррупция
18
3.3.1 Принципы борьбы с коррупцией
19
Заключение
21
Список используемой литературы
2.2. Принципы правового
Принцип
разделения властей – это разделение
власти между законодательными, исполнительными
и судебными органами государства.
Данный принцип означает, что ни
одному из государственных органов
не принадлежит вся
Вместе с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.
Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту, представительному выборному органу. Слово «парламент» произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Её главная задача – проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.
Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создаёт.
Судебная власть. Суд – это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из 3-х ветвей – конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик с составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации).
3. Особенности формирования
В постперестроечный период расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей придержавших тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенство закона, распределения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другое.
Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.
Разумеется,
такое представление о
Современное
правовое государство – это
3.1. Проблемы фактической
Этот вопрос, коренной вопрос русской государственности, относящийся к факторам, определяющим лицо России, многие усиленно стараются раскрыть перед лицом общественности. Почему?
Дело в
том, что курса истории
Кстати, нас
нисколько не смущает пропасть тысячелетий,
отделяющих юридическую мысль, древнего
Востока от отечественной
Судите сами.
Основой восточных государств является
поглощение личности коллективом. В
них нет места частной
только владельцем. Государство суть верховный собственник земли, хотя существует как частное, так и общинное владение и пользование землей. Государство стоит над обществом, подавляя его своей мощью. Оно первично по отношению к экономике. Распределение осуществляется на основе принципа редистрибуции. Добившийся власти лидер стремится закрепить эту власть за собой пожизненно, коллектив же этому способствует. Возникает институт сакрализации власти для ее легитимного оформления и закрепления в виде различных религиозно-идеологических систем.
Собственность
рождается как функция владения
и власти. Власть и собственность
неразделимы, то есть перед нами феномен
власти-собственности. Причем это не
столько собственность, сколько
власть, так как функции собственника
здесь опосредованы причастностью
к власти, к должности. По наследству
в таких структурах может быть
передана только должность с ее правами
и привилегиями, но не собственность
как исключительное частное право
владения вне зависимости от должности.
Социально-экономической
Формируется
своего рода потомственный слой людей,
занятых в сфере управления и
включенных в систему социально-
Такое государство исключительно устойчиво, стабильно, способно к автоматической регенерации, опираясь в значительной мере не только на идеологию (религию), но и на насилие. Государство абсолютно довлеет над обществом, представляя, по сути, единое целое и являясь базисом производственных и других отношений. В подобной структуре исключительно велика роль унаследованных и приобретенных традиций, используемых в качестве одной из несущих конструкций стабильности и антиэнтропийности общества, то есть идеология является важнейшим фактором развития всех сфер жизнедеятельности.
Эта структура
в модернизованном виде, но самым
неожиданным образом
Налицо поразительное совпадение ряда основных параметров эволюции архаичных обществ Востока и Советского Союза, что не исключает, а, наоборот, подчеркивает специфику России как уникальной цивилизации. На волне форсированной индустриализации и коллективизации советская Россия в политическом отношении стремительно "ворвалась"... в прошлое.
Чем же объяснить
эти совпадения? Некоторые объясняют
их движением российского общества
между двумя
Но дело не только в этом. Видимо, фактами возврата советской России в архаику были и преобразованная в национальном духе марксистская доктрина, которая (хотели этого ее авторы или нет) вела именно к традиционным ценностям древнего Востока, и необходимость обороны по всем азимутам, и мощное давление Азии, изменившее исконно славянский менталитет и принесшее прогосударственный восточно-азиатский патернализм, и предельно тяжелые для ведения хозяйства климатические условия, и относительная образованность российских правителей и др.
В этой связи возникает проблема историко-политического времени, которое, в отличие от физического, видимо, имеет свойство обратного движения и под воздействием некой совокупности факторов (объективного характера) заставляет то или иное государство возвращаться назад, в прошлое. Советский Союз - пример такого поворота. Кстати, это свидетельство отсутствия каких-либо универсальных закономерностей развития государств, недостаточность диалектико-материалистического метода для объяснения "проклятых", "вечных" вопросов политико-правового бытия Отчизны.
Какие же следствия
принесла тенденция возврата в прошлое,
к структурам, столь нехарактерным
для российской государственности?
Были ли они органичными или
Оставаясь в
большей степени восточным
Усугубленные обстоятельствами революции 1917 года, гражданской войной и отсутствием у большевиков четкой концепции строительства некапиталистического общества, эти причины привели Россию к отставанию от наиболее развитых индустриальных стран и, по существу, грозили национальной катастрофой. Поэтому форсированная модернизация советского государства была необходимостью и условием могущества страны. Проходила она при наличии двух основных тенденций:
2) архаичной ориентализации в государственном устройстве и управлении, господстве идеологии. Начиная с 30-х и вплоть до середины 80-х годов советская империя представляла собой автократическую структуру, для которой остальной мир представлялся в виде врага, с известными, естественно, модификациями. Примерно то же самое наблюдалось в архаичных странах Востока. Вместе с тем она полностью не вписывалась ни в восточное, ни в западное общество, оставаясь особой цивилизацией, движущейся по своему пути с циклическими колебаниями то к Востоку, то к Западу. Не получилось ни законченной вестернизации, ни ориентализации.
Сверхфорсированная четвертая вестернизация в постсоветской России привела к переделу собственности, разрушению государственности, потере ориентиров и целей, нарастающей нищете большинства населения, росту классовой напряженности с тенденцией к социальному взрыву, общей криминализации общества и стремлению многих групп населения России к возврату назад, к «сильной руке». Нарастание общенационального кризиса свидетельствует о крахе либерально-западнической модели развития нашей государственности. В этих условиях нельзя делать даже самых отдаленных намеков на наличие какого-то правового государства. Об этом ясно свидетельствует очевидный развал в экономике и гнетущее ощущение близости социального взрыва. В этих условиях «нэп» в экономике, в политике и в праве назрел. Может быть это и к лучшему. Ведь недаром в правосознании русских, львиная доля которых, по Льву Гумилеву, туранцы, бытуют такие правила: «Горбатого могила исправит!», «Что ни случится - все к лучшему!». От таких народных максим до синергетики недалеко, нужно только будущих юристов в спешном порядке учить не римскому, а русскому праву, не забывая, что история теоретической юриспруденции России должна стать ядром новой системы юридического образования в новом тысячелетии.
Информация о работе Правовые проблемы формирования социального государства в России