Правовые проблемы формирования социального государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть основные правовые проблемы формирования социального государства в России.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социального государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
выявить принципы и признаки правового государства.
Предметом исследования является социальное государство в России.

Оглавление

Введение
3
1. Понятие правового социального государства и его основные признаки
5
2. Принципы и признаки правового государства
5
2.1 Признаки правового государства
6
2.2 Принципы правового государства. Три ветви власти
9
3. Особенности формирования правового социального государства в России
10
3.1 Проблемы фактической реализации реформ по построению правового государства. Особенности Российской государственности
10
3.2 Сепаратизм субъектов Федерации
14
3.3 Коррупция
18
3.3.1 Принципы борьбы с коррупцией
19
Заключение
21
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Юридический факультет.docx

— 396.51 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юридический факультет

по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по предмету: «Теория государства  и права»

 

на тему: «Правовые проблемы формирования

                 социального государства в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 год

Оглавление

 

Введение

3

1. Понятие правового социального  государства и его основные      признаки

5

2. Принципы и признаки правового  государства

5

2.1 Признаки правового государства

6

2.2 Принципы правового государства.  Три ветви власти

9

3.  Особенности формирования правового  социального государства в России

10

3.1 Проблемы фактической реализации  реформ по построению правового  государства. Особенности Российской  государственности

10

3.2 Сепаратизм субъектов Федерации

14

3.3 Коррупция

18

3.3.1 Принципы борьбы с коррупцией

19

Заключение

21

Список используемой литературы

22

Приложение

23


 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

- каждый гражданин должен иметь  достойный человека прожиточный  минимум;

- каждый трудоспособный человек  должен иметь возможность зарабатывать  на себя и на содержание  всей семьи;

- нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует  долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Перераспределять даже на основе принципа справедливости можно лишь то, что накоплено сверх  необходимого. Не отнять, что имеется  в наличии, и поделить поровну, а  накопить и перераспределить часть  созданного для тех, кто не может сам заработать, чтобы достойно жить.

Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать  лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется  праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет  по созданным для себя законам, праву  не подчиняется и не способна умерить  свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

Цель  данной курсовой работы – раскрыть основные правовые проблемы формирования социального государства в России.

 

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  • изучить теоретические аспекты социального государства;
  • рассмотреть основные направления социальной политики в России;
  • выявить принципы и признаки правового государства.

Предметом исследования является социальное государство  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие правового социального государства 

 

Правовым  называется такое государство, которое  во всей своей деятельности подчиняется  праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового  государства являются:

  1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;
  2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
  4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
  5. важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

 

2. Принципы и признаки правового государства

 

В отличие  от обычного государства правовое связано  правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Формально-юридические  признаки права, как: системность и  упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и  равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных  и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Наряду  с основными признаками права  важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

В целях  более глубокого изучения и более  эффективного применения принципов  права используется ряд критериев  классификации принципов права  и соответственно разделения их на различные группы.

Общие принципы правового государства – это  социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или  более отрасли права, преимущественно  смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

Отраслевые  принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются  и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.

      2.1. Признаки правового государства

 

     Историческая память хранит немало поучительных  и  плодотворных идей о совместимости государства с правом.  Правовое государство - это продукт нового времени.  Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового   государства   лежат   идеи   немецкого   философа    Канта(174-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Рус-со.  Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола),  должно прийти  правовое  государство,  в основе которого лежит идея автономной личности,  обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Признаки  правового государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность органов правового государства базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную.
  3. Взаимная ответственность личности и государства.
  4. Реальность прав и свобод гражданина,  их правовая и  социальная защищенность.
  5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6.Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

        К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,  видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании;  - выработка высокой политико-правовой грамотности;  -  появление  действенной способности противостоять произволу;  - разграничение партийных и государственных функций; - установление  парламентской системы управления государством;  -  торжество политико-правового плюрализма;  - выработка нового правового мышления и правовых традиций,  в  том числе:

а) преодоление  узконормативного восприятия правовой действительности,  трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ  от догматического комментирования  и апологии  сложившегося  законодательства; 

в)преодоление   декоративности  и  декларированности  юридических норм;  г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. 

    Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления.  Отторжение  правовой  государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам  могут  рваться  различные  перерожденческие антиправовые структуры,  своего рода политические аномалии (авторитарная  тирания,  бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия демагогически-популистские силы). Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,  общечеловеческих начал в праве,  самоценности человека.  Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,  такая же, как демократия, гуманизм, права человека,  политические и экономические свободы,  либерализм и другие.  Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни,  наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом,  это мера,  масштаб демократизации  политической жизни.  Правовое государство открывает юридически  равный  доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.  В чем же  заключается отличие правового государства от государства как такового?  Государство как таковое характеризуется его всевластием,  несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.  В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,  ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.      Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает  общими  чертами, которые сводятся к следующему:

  1. Ему присуща государственная власть как  средство  проведения внутренней и внешней политики.
  2. Оно представляет собой  политическую  организацию  общества, основанную  на  соответствующем  социально-экономическом базисе общества.
  3. Располагает специальным государственным механизмом.
  4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
  5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
  6. Обладает  государственным суверенитетом.

      Особенности механизма  правового  государства заключаются в следующем.  Все его структурные  части и элементы  функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.  Наделенные властными полномочиямми, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю  общества.  Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают  с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,  гарантированные конституцией  и другими нормативно-правовыми актами.  Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является  способом  его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.   Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью  перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.  В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества.  Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу,  то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики,  предпринимательства,  гласности, свободы средств массовой  информации,  социальной  защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,  обеспечение социальной  защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Информация о работе Правовые проблемы формирования социального государства в России