Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является показать, насколько государство способно защитить данную категорию граждан, путем предоставления им социальных и правовых гарантий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Понятие безработного…………………………………………… 5
Глава 2. Порядок регистрации безработного гражданина……………… 7
Глава 3. Права и обязанности безработного…………………………….. 9

Файлы: 1 файл

статус безработного 2009.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется, как правило, по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центров органов службы занятости или иных образовательных учреждений в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Гражданам, успешно завершившим обучение, учреждения профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков.

 

Гарантии  социальной поддержки.

 

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных  относится выплата пособий по безработице.

Пособие по безработице  представляет собой возмещение работнику  утраты заработка в связи с  временной потерей работы на период поиска нового рабочего места9.

Нынешняя экономическая  ситуация диктует необходимость  поиска новых рациональных механизмов использования государственных средств для социальной защиты граждан от безработицы. Пособие по безработице должно не только компенсировать временно утраченный заработок, но и быть экономически оправданным и социально обоснованным.

Становиться все более очевидным, что необходим более дифференцированный подход условиям и нормам социальной защиты граждан от безработицы, в том числе и к выплате пособий по безработице.

Гражданину, признанному  службой занятости безработным, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной заработной платы либо начисляется в процентом отношении к среднемесячному заработку работника по последнему месту работы. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости.

Гражданам, признанным в  установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется  с первого дня признания их безработными.

В соответствии с п. 5 ст. 9 , п. 2 ст. 13 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 1998г. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течении 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в субъекте РФ.10

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице выплачивается с учетом районного коэффициента. Поскольку в соответствии с ч.4 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при исчисления среднего заработка во всех случаях учитывается выплата районного коэффициента, в п. 4 ст. 30 Закона  «О занятости населения в РФ указывается, что гражданам, имеющим период оплачиваемой работы не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, средний заработок для начисления пособия по безработице рассчитывается без учета районного коэффициента.

На основании п. 5 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения  в РФ» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном 
порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается 
дополнительное пособие. Размер дополнительного пособия установлен в зависимости от продолжительности проживания граждан на соответствующей территории зоны радиоактивного загрязнения.

Поскольку дополнительное пособие является компенсацией за неблагоприятные  условия проживания, поэтому его выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не фонда занятости населения.

 

Право на подходящую работу.

 

Основным правом безработного гражданина является право на подходящую работу. Понятие «подходящая работа» определено, а Конвенции МОТ №44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельств» (1934г.) и является основой системы материальной помощи безработным гражданам во многих государствах. Для того чтобы иметь основание для получения пособия по безработице, безработные должны оказаться в положении, при котором невозможно найти подходящую работу или отказаться от предложений органов службы занятости только в случаях, если предлагаемая им занятость является неподходящей. Этим условием преследуется цель не принуждать безработных соглашаться на предложения под давлением нужды и тем самым дает возможность сохранить определенный квалификационный уровень11

Конвенция МОТ №44 дает несколько критериев подходящей работы: профессия, местонахождение, вознаграждение за работу, условия труда, непричастность к трудовым конфликтам и др.

Общие требования к подходящей работе определены ст. 4 закона о занятости, согласно которой подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условием последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. (как видно, здесь четко выделено четыре условия подходящей работы.)

В соответствии со ст. 5 закона «Об образовании» гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), государством гарантируется на конкурсной основе получения бесплатного профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получается впервые. Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение и по направлению службы занятости.

 

Право на обжалование  действий органов службы занятости  и их должностных лиц.

 

При реализации прав граждан, предусмотренных не только Законом  РФ «О занятости населения в РФ», Декларация прав и свобод человека, Конституция РФ закрепили возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц.

При реализации прав, вытекающих из отношений занятости, часто возникают конфликты. Наиболее распространенными являются споры в связи с отказом органов службы занятости в признании граждан безработными, выплате пособий по безработице и стипендий, их приостановке и снижению, снятие безработных с учета и т.д.

Обжалование гражданина в суд может предшествовать подача им жалобы на должностное лицо или  на орган службы занятости в целом  в вышестоящий по подчиненности  орган, что в настоящий момент, как показала практика, является достаточно эффективным оружием в борьбе за права и законные интересы безработных граждан.

 

Обязанности.

 

Закон  «О занятости  населения в РФ» не содержит конкретных положений, закрепляющих обязанности, возлагаемые на безработного гражданина в период поиска им подходящей работы. Но анализ текста закона дает возможность назвать следующие обязанности гражданина, имеющего статус безработного:

    • сообщать органам службы занятости о трудоустройстве или ином виде занятости;
    • перерегистрироваться в службе занятости при соблюдении условий и 
      установленных сроков, но не реже двух раз в месяц;
    • явиться своевременно в течение трех дней со дня направления органами службы занятости на переговоры с работодателем;
    • явиться в органы службы занятости для получения направления на работу или учебу.

Невыполнение безработным  возложенных на него обязанностей без  уважительных причин влечет в одних  случаях - прекращение выплаты пособия по безработице; в других – может повлечь приостановку выплаты пособия по безработице, сокращение размера выплачиваемого пособия.

 

 

Заключение.

 

Анализ законодательства РФ о занятости в области социально-правовой защиты безработных позволяет сделать  вывод, что действующие правила  в данной области, по своей сути, приближены ко многим международно-правовым нормам, хотя и требуют последующих доработок.

Применение закона  «О занятости населения в РФ»  поставило ряд вопросов, выявило  пробелы некоторых положений, а так же неточности, требующие своего внимания.

Например, статья 3 ч.3 Закона гласит, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 летнего возраста, что в свою очередь противоречит нормам КЗоТ РФ, в соответствии с которым возможен прием на работу лиц, достигших 14 летнего возраста. Поэтому закон о занятости в данном вопросе требует корректировки.

Необходимо отметить, что закон «О занятости населения в РФ» не устанавливает обязанности безработных. Однако Постановление Правительства РФ» О порядке регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997г., содержит ряд обязанностей, возложенных на безработных. По моему мнению данный пробел должен быть восполнен в Законе. Одновременно с этим, необходимо закрепить, какие правовые последствия наступают при её невыполнении.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция РФ
  2. Закон РФ от 19.04.91 г. ( в редакции ФЗ от 20.03.96г.) «О занятости населения в Российской Федерации»
  3. КЗоТ РФ
  4. Конвенция МОТ о пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам, от 4 июня 1934 г. №44
  5. Порядок регистрации безработных граждан. Утверждён постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г.
  6. Федеральный закон « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» ( в редакции ФЗ от 08.02.98г.)
  7. В.И.Власов Комментарии к закону « О занятости населения в РФ»
  8. М.С.Бахнов «Закон о занятости в РФ»//Трудовое право «1,2. 2004г.
  9. Е. Катульский «Основные направления государственной политики на российском рынке труда»

11 Федеральный закон от 20 июля 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ»

11Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей»

11 Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

11 Уголовно - Исполнительный Кодекс

11 Федеральный закон «О вынужденных переселенцах»

11 Федеральный закон « О беженцах»

 

 

 

 

 

 

 

1 в дальнейшем – «закон о занятости населения в Российской Федерации»

2 Федеральный закон от 20 июля 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ»

3Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей»

4 Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

5 Уголовно - Исполнительный Кодекс

6 Федеральный закон «О вынужденных переселенцах»

7 Федеральный закон « О беженцах»

8 Е.Катульский «Основные направления государственной политики на российском рынке труда»

9 Ф. Прокопов «Эффективность системы пособий по безработице»

10 Бахнов М.С. «Закон о занятости в РФ» // Трудовое право. № 1,2. 2004г.

11 В.И. Власов Комментарий к Закону РФ «О занятости населения в РФ»




Информация о работе Правовой статус безработного