Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:13, курсовая работа
Цель работы - определить сущность и особенности механизма правового регулирования на современном этапе развития общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие правовых средств, правового регулирования и правового воздействия;
- рассмотреть понятие и структуру механизма правового регулирования;
- определить основные проблемы и пути совершенствования механизма правового регулирования в современном обществе.
Введение 2
1. Общетеоретические основы правового регулирования 4
1.1. Правовые средства: понятие и виды 4
1.2. Правовое регулирование и правовое воздействие 5
2. Механизм правового регулирования как инструмент социального управления 8
2.1. Понятие механизма правового регулирования 8
2.2. Структура механизма правового регулирования 11
3. Эффективность и пути совершенствования механизма правового регулирования в современном обществе 19
3.1. Эффективность механизма правового регулирования 19
3.2. Информационное общество: изменение теретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Итак, норма права с информационной стороны - это сведения о должном, дозволенном (поощряемом) или запрещенном поведении, об условиях осуществления правомерного поведения, а также о неблагоприятных последствиях невыполнения требований государства . Именно это свойство нормы права и придает праву возможность выполнять информационную функцию, делает его как нельзя более "удобным" для процессов информатизации. Норма права, таким образом, выступает источником информации. Оказывать влияние она начинает только после того, как о ней и ее содержании станет известно (именно это и предопределяет информационную сущность права вообще). Вместе с тем, следует подчеркнуть, что поведение личности определяется не самой правовой нормой и не информацией о ней (ее содержании), а сложившимся представлением о правовых предписаниях, то есть правосознанием.
Следует обратить внимание на такую функцию права, как функция регулирования социальных отношений. Понимание правоотношения как управленческого делает взгляд на способы принятия решения о разработке либо о применении правовой нормы значительно более системным, позволяет учитывать кибернетические законы управления. И именно это понимание наиболее близко к тому, которое, на наш взгляд, должно лечь в основу изменения подходов к теории права вообще.
Достаточно актуальной является и проблема дальнейшего исследования коммуникативной теории права .
Правовая информация, выступая в качестве информации, регламентирующей и регулирующей практически все отношения в общественной и международной жизни, является одновременно неотъемлемой частью тех позитивных знаний, которые получены с участием человеческого интеллекта. Соответственно, правовая информация представляет собой часть ноосферы, и такое ее понимание заслуживает совершенно иных подходов к се формированию, равно как и пониманию направлений развития правовой системы каждого государства (в рамках данной статьи не рассматриваются представления о "негасфере", как месте размещения отрицательной информации. Вместе с тем информатизация практически может "бороться" и с "негасферой" путем внедрения в нес позитивных знаний. Простейшим примером может служить использование возможностей доступа к законодательству для лиц, отбывающих наказание, в целях их социализации).
Таким образом, необходима более тщательная
теоретическая отработка
Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, научной, иной юридической деятельности, а наиболее ярким отличием одного вида правовой информации от другой является наличие либо отсутствие нормативности (наличие норм права)2 . Оба типа правовой информации являются необходимыми для нормального функционирования всей правовой системы государства, но обладают совершенно различными свойствами и эти различия необходимо учитывать при планировании и разработке всех информационных процессов. В свою очередь, понятие "правовая система" позволяет охватить все правовые явления, все типы (виды) правовой информации не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии, определить в целом, что может и должно быть отнесено к правовой информации. В.А. Копылов пишет: "Система правовой информации - центральная часть правовой системы государства и общества, без которой существование государства невозможно1 .
Правовая информатизация, основанная на развитии (внедрении) новейших информационных и компьютерных технологий, национальных и глобальных телекоммуникационных сетей в правовую систему государства, открывает принципиально новые возможности организации экономической, социальной, культурной и трудовой деятельности людей, создания системы эффективного государственного управления и сбалансированного развития международных отношений. Таким образом, с точки зрения правовой системы государства правовая информатизация позволяет связать воедино все составляющие правовой системы, осуществлять их взаимодействие на принципиально новых началах с помощью достижений информатизации (информатики).
Исходя из вышеизложенного, под правовой информатизацией следует понимать организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей государственных органов, юридических и физических лиц в правовой информации на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование, накопление, обработку, организацию и выдачу пользователю правовой информации в целях содействия совершенствованию правовой системы государства и мирового правопорядка. Говоря более точно, правовая информатизация — это использование информационных технологий в целях совершенствования правовой системы государства и мирового правопорядка.
Под целью правовой информатизации понимают изменение системных свойств правовой сферы для повышения ее восприимчивости к новшествам, предоставление возможности активного и целенаправленного использования мировых информационных (правовых) потоков, новых возможностей влиять на правотворческую, правоохранительную, правоприменительную деятельность, информационное действие права, научные исследования в правовой сфере, а с ними -на правовую систему, государственный механизм в целом. Для этого необходимо создать единое информационно-правовое пространство государства (государств).
Комплекс изменений, рассмотренных в данной главе, существенно влияет на теорию права и правовое регулирование отношений в современном обществе, но не является бесспорным или окончательным.
Итак, рассмотрев механизм правового регулирования, можно сделать следующие выводы:
4. Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие: совершенствование правотворчества, совершенствование правоприменения, повышение уровня правовой культуры субъектов права.
5. Правовая информатизация
на данном этапе развития
В целом встраивание правовых информационных технологий в правовую систему государства, правовую практику, механизм правового воздействия и правового регулирования позволяет обеспечить достижение таких результатов, как: 1) формирование адекватной социальной среды, в которой имеющиеся правовые нормы (законодательство в целом) окажутся адекватно воспринятыми, а процесс правотворчества и правоприменения - осознанным; 2) повышение правовой культуры общества; 3) наиболее полное обеспечение юридической практики правовой информацией как нормативного, так и ненормативного характера; 4) возможность применения законов математической логики и теории принятия решений при создании правовых норм, системы права, системы законодательства; при этом достигается еще одна цель - переход на системный, основанный на логическом моделировании процесс нормотворчества; 5) системное, основанное на теории принятия решений моделирование законодательства и применение норм права и (в силу повышения общего уровня правовой культуры и правовой осведомленности) стимулирование на более высоком уровне всего законотворческого процесса; 6) возможность интеллектуального анализа правовой информации путем создания экспертных систем, нейросетевых и генетических алгоритмов; 7) переход на качественно новый уровень создания законодательства, правовой системы государства в целом.
1 Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Сов. государство и право. 1987. № 6. С. 14.
2 Малько Л В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66-77.
1 Петражицкий Л И Введение в изучение права и нравственности Основы эмоциональной психологии - СПб, 1909 С. 3
2 Казимирчук В П Социальный механизм действия права // Сов государство и право 1970 № 10 С 37-44, Право и социология М, 1973 С 69; Лапаева ВВ. Конкретно-социологические исследования в праве М, 1987 С 93"103.
1 Матузов И И Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 13.
1 Сапун В А Инструментальная теория права в юридической науке//Современное государство и право Вопросы теории и истории. Владивосток, 1992 С 18.
1 Бачило ИЛ. Информация - объект права // Научно-техническая информация. Сер. 1 "Организация и методика информационной работы". 1999. № 8. С. 27.
1 Сатолина М.Н. Информационное общество: к вопросу об отдельных аспектах изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений // Государство и право. – 2006. - №4. – с. 82
1 Шилович А.С. Право информационного общества: основные предпосылки развития системы права в условиях информатизации // Проблемы правовой информатизации. Вып. 1 (7). 2004. С. 63.
1 Сатолина М.Н. Информационное общество: к вопросу об отдельных аспектах изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений // Государство и право. – 2006. - №4. – с. 83.
1 Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1998. С. 533.
2 Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов. – М., 1999. – с. 178
3 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник М., 1499. С. 353.
1 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2001. С. 168
1 Гринберг А.С., Кашинский Ю.И.. Славин Б.С. Введение в правовую информатику. Минск, 2002.
2 Сатолина М.Н. Информационное общество: к вопросу об отдельных аспектах изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений // Государство и право. – 2006. - №4. – с. 83.
1 Копылов В.А. О макромодели правовой системы государ-стаа и общества // Научно-техническая информация, Сер Л. "Организация и методика информ. работы". 1993. № 11. С. 3-6.