Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:13, курсовая работа
Цель работы - определить сущность и особенности механизма правового регулирования на современном этапе развития общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие правовых средств, правового регулирования и правового воздействия;
- рассмотреть понятие и структуру механизма правового регулирования;
- определить основные проблемы и пути совершенствования механизма правового регулирования в современном обществе.
Введение 2
1. Общетеоретические основы правового регулирования 4
1.1. Правовые средства: понятие и виды 4
1.2. Правовое регулирование и правовое воздействие 5
2. Механизм правового регулирования как инструмент социального управления 8
2.1. Понятие механизма правового регулирования 8
2.2. Структура механизма правового регулирования 11
3. Эффективность и пути совершенствования механизма правового регулирования в современном обществе 19
3.1. Эффективность механизма правового регулирования 19
3.2. Информационное общество: изменение теретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.
Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.
Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.
Соединение нормативного
регулирования и правоприменени
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта»1.
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и правопорядка.
Интересы человека –
вот главный ориентир для развития
и совершенствования элементов
механизма правового
С внедрением информационных технологий в правовой сфере появляется "двойная" проблема: информатизация в праве и право в информации. Этой проблеме сопутствует ряд других проблем: появление новых отраслей права, новых способов возникновения правоотношений, влияние информационных технологий на правовую систему и т.п. Связанной с ними является проблема необходимости изменения принципов принятия решения правоведами в новых условиях.
В последние годы, с появлением на рынке такого объекта правоотношений, как информация, все более активно возникает и развивается новый вид собственности. Возникли новые виды угроз и преступлений - преступления против информационной безопасности в информационной сфере, которые также можно (условно) разграничить на две большие группы - преступления в сфере информационных технологий (например, изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети; разработка, использование либо распространение вредоносных программ) и преступления в сфере самой информации (модификация компьютерной информации). Правовое урегулирование получил электронный документооборот. Подобные процессы, равно как и другие, связанные со становлением информационного общества и формированием "инфосферы", привели к появлению и развитию информационного законодательства и информационного права. Возникли (возникают) новые официальные источники права - тексты нормативных правовых актов, размещенные в электронных базах и банках данных правовой информации, реестрах, в том числе находящиеся в среде Интернет.
Однако если говорить только о традиционных подходах к пониманию правового регулирования отношений в информационном обществе, то есть опасность сведения понимания этих процессов только к информационному праву и информационному законодательству. Суть изменений, которые должны наступить в правовом регулировании отношений в информационном обществе, пока еще до конца нами не осознана, не систематизирована, не отложилась, если можно так сказать, системно-комплексно в сознании каждого юриста и юриста-теоретика в частности.
С этой точки зрения абсолютно права И.Л. Бачило, которая, подчеркивая взаимозависимость и взаимосвязь права и информации, пишет, что "право не теряет своего основного назначения. Оно призвано регулировать отношения, связанные с информацией... в процессах информационного обеспечения всех иных отношений самых различных субъектов. Право регулирует, диктует и одновременно испытывает все перипетии, свойственные информационной среде настоящего времени. Оно и само меняется, обнаруживая новые объекты регулирования, трансформируя методы своего воздействия на общественные отношения1.
Одно из основных изменений связано с появлением нового способа возникновения правоотношений - виртуального, появлением "виртуальных" субъектов и объектов права. И если до сих пор в теории права признавалось, что есть индивидуальные или коллективные субъекты, то теперь возникает новый субъект - виртуальный, определить место нахождения которого достаточно сложно. В связи с этим требуется разработка специфических метода и механизма правового регулирования.
"Виртуализация" правоотношений приводит и к тому, что возникает новая черта правоотношений - они становятся надгосударственными, наднациональными, что можно выделить в качестве второго изменения в правовом регулировании. Происходит это прежде всего потому, что новым "игроком" в юридической сфере становится "киберпространство", не имеющее границ. Соответственно правоотношения, возникающие в рамках "киберпространства", необходимо регулировать не только и не столько на государственном, сколько на надгосударственном, наднациональном уровне. "Таким образом, Интернет, совершенно новая правовая среда, ломающая устоявшиеся представления о действии правовых норм в пространстве и стирающая национальные границы, заставляет рассматривать поведение лиц, оперирующих в ней, прежде всего в плоскости международного частного права"1.
Перечисленные изменения влекут за собой пересмотр некоторых основ теории права, связанных прежде всего с изменением взглядов на метод и механизм правового регулирования.
Идут процессы создания информационно-правовых ресурсов в государствах и последующие за ними процессы их объединения (например, тенденции объединения правовых ресурсов в рамках Европейского союза; государств-участников СНГ, ЕврАзЭС), создания единого информационно-правового пространства государства, а в перспективе - создания общего информационно-правового пространства европейских государств, мирового правового пространства.
В свою очередь, государства находятся во взаимодействии между собой в рамках сосуществования в мировом сообществе и на основе принципов, изложенных в документах тех или иных межгосударственных образований. В этом случае стимулом к принятию решения в виде нормативного акта может выступать не необходимость урегулирования внутригосударственной проблемы, а стремление направить развитие внутригосударственных отношений на более высокий уровень, ориентируясь на правила, принятые в том или ином сообществе государств. В связи с этим также становится насущно необходимой системная интеграция информационных технологий и информационных ресурсов, что возможно реализовать в рамках создания единой сети государственных органов и внедрения электронного документооборота (e-government, e-governance).
Все это должно постепенно привести к "исчезновению", "отмиранию" нормативных правовых актов в той форме, в которой мы их создаем сейчас, т.е. привести к кардинальному пересмотру в том числе таких понятий, как "правовая норма", "нормативный правовой акт", "система законодательства", "свод законодательства". Достаточно констатировать и тот факт, что схема правовой нормы в ее классическом виде и без "виртуализации", без информатизации существует только в ограниченном числе нормативных актов (уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях).
Так, по мнению А. С. Шиловича, конечным итогом всестороннего
внедрения информационно-
Тесно взаимосвязанным с процессами объединения ресурсов и одним из важнейших факторов является осознание того, что в едином информационном (информационно-правовом как части общего) пространстве люди начинают и должны жить по иным законам. Не отходя от принципиально важных для каждого государства норм и принципов жизни, основанных прежде всего на обычае, на традициях, специфике той или иной местности, начинают (с учетом норм международного права) вырабатываться некие общие правила жизни на Земле. И не учитывать этого в новых обстоятельствах борьбы против терроризма, жизни в условиях глобальных климатических изменений нельзя.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что конец ХХ- начало XXI вв. ознаменованы поворотом к значимости интеллекта, возобновлением интереса к концепции ноосферного общества как высшей (на данный момент нашего представления об этих процессах) стадии развития общества, последующей за информационным. Представление о ноосфере как "месте", слое накопления позитивных знаний, идей, концепций предполагает не только необходимость формирования у новых поколений представления о единстве закономерностей информационных процессов в природе и обществе, формирование нового "ноосферного" типа мышления, чувства ответственности за будущее планеты, основанное на гуманистической ориентации мировоззрения , но и реальную возможность пользования этой информацией.
В этой связи стоит задуматься над появлением в начале XXI в. таких документов, как Хартия Земли, Декларация тысячелетия ООН (утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г.), Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии"1. Перечисленные документы основаны прежде всего на общечеловеческом понимании жизни на земле, в общем социуме, в общем информационном пространстве и, следовательно, расширившихся возможностей использования информации как на пользу, так и во вред человечеству (информационные войны).
С этой точки зрения представляет интерес понятие мирового правопорядка, под которым понимается "система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманных и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права"1.
Итак, право как таковое перестает быть правом, основанным только на традициях и морали данного общества, регулятором отношений, возникающих только внутри самого общества данного государства, но вынуждено идти дальше, регулируя отношения, складывающиеся на более высоких системных уровнях, приобретает планетарное значение2 , чему в наибольшей мере способствуют информационные технологии. Именно в таком контексте мы можем оценить роль концепции ноосферного общества в развитии права и начать процесс переоценки целей правового регулирования.
Норма права - это прежде всего информация. Информационная сущность права становится "движущей силой" прогресса в области внедрения информационных технологий в правовую сферу (правовой информатизации). Учитывая информационный аспект правового регулирования, многие авторы не без основания рассматривают его (помимо чисто юридических характеристик) как информационный процесс. Например, А.Ф. Черданцсв отмечает, что "правовое регулирование с точки зрения теории информации есть движение информации. В процессе правового регулирования создается информация (нормативные и иные правовые акты и документы разного рода), передается, воспринимается, перерабатывается, выдается новая информация"3 . Кроме того, право наряду с регулятивной и охранительной, экономической, политической, воспитательной, компенсационной и иными функциями обладает и информационной функцией . Как пишет Т.Н. Радько, право - это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права1 . В то же время Т.Н. Радько относит информационную функцию права к неосновным социальным функциям, тогда как именно эта функция позволяет "работать" всем остальным функциям, как собственно юридическим, так и социальным.