Правовое государство: Понятие и Содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:53, реферат

Краткое описание

Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства

Оглавление

Введение.
Становление и развитие идеи правового государства.
Понятие правового государства.
Принципы правового государства
Основы правового государства.
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат правовое государство.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

– конституционное требование правового характера законов (и, соответственно, запрет антиправовых законов) и всей деятельности государства.

Господство права в формальном смысле означает:

– соблюдение иерархии источников права;

– допустимость только конституционного и законодательного установления пределов свободы индивидов и их объединений по принципу «незапрещенное разрешено» и определения компетенции государственных органов и должностных лиц государства, а также местного самоуправления по принципу «неразрешенное запрещено».

В системе правовых ценностей закон является высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает наибольшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона и, прежде всего, Конституции создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека означает, что государство должно признавать и охранять права и свободы человека и гражданина от посягательств, как других лиц, так и самого государства. При этом важнейшим постулатом правового государства должно стать закрепление и реальное обеспечение равенства всех людей перед законом и судом, предоставление им равной правосубъектности и равных правовых возможностей.

Данный принцип в Конституции России выражен в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); оно только обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Важнейшим принципом правового государства является обеспечение равенства всех его граждан перед законом и судом (ст. 19).

Создание правового государства невозможно без формирования полноценного гражданского общества, свободно и независимо функционирующего параллельно с государством, которое представляет собой «некую межгосударственную ассоциацию граждан, объединенных по различным принципам, служащую целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого».

Именно в нем человек в полной мере способен реализовать свои права и свободы, самореализоваться, именно гражданское общество призвано стать институтом, ограничивающим государство в его стремлении к полной власти. Это общество осознает свои права, свободы, обязанности и ответственность. В нем провозглашаются и воплощаются в жизнь: права и свободы человека и гражданина, демократия и разделение властей, равенство всех перед законом и судом, идеологический и политический плюрализм, свобода слова и печати, запрет вмешательства государства в частную жизнь граждан, взаимные права, обязанности и ответственность государства, общества и граждан, претворяется в жизнь справедливая социальная политика. Такое общество должно быть открыто. Формирование гражданского общества изменяет и роль государства в обществе. Правовое государство подчинено гражданскому обществу. Это - инструмент обеспечения жизнедеятельности гражданского общества и всех его членов.

3. Принцип легитимности государственной власти заключается в том, что формирование, полномочия, пределы государственной власти, ее содержание регламентируются правом, основываются на праве. Важным инструментом легитимации власти является формирование наиболее важных ее органов посредством избрания их населением.

В случае если деятельность органов государственной власти не основана на праве, не подчиняется предписаниям правовых норм - такое государство не может быть признано демократическим. Этот принцип правового государства логически вытекает из принципа господства права.

4. Взаимная ответственность государства и человека означает, что в своих взаимоотношениях государство и гражданин выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями, за неисполнение которых они должны нести ответственность. Государство не только вправе требовать от человека выполнения ее обязанностей, но и само несет ответственность перед ним за выполнение определенных обязанностей. Гражданин обязан соблюдать Конституцию, быть законопослушным, а государство обязано возмещать убытки, причиненные им человеку, и обеспечивать ему равные с другими индивидами возможности для самореализации, защищать и обеспечивать его права и свободы, поддерживать правопорядок.

Человечество выработало различные формы ответственности как по отношению к государству, так и по отношению к индивиду. Формами ответственности государства являются: политическая, конституционная, имущественная ответственность. Формы ответственности индивида - административная, имущественная, дисциплинарная, уголовная. В то же время правовое государство предполагает режим законности во всех сферах жизни общества, обусловливающий уважение граждан к праву и закону, а также наличие юридической ответственности граждан за злоупотребление правом или неисполнение обязанности.

5. Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование различных ветвей власти, прежде всего, законодательной, исполнительной и судебной. Деятельность различных ветвей власти должна быть основана на системе сдержек и противовесов. Неразрывно связан с принципом разделения властей и принцип независимости суда. В англосаксонской системе права этот принцип наиболее важен. В Англии, а затем в Америке идея господства права материализовалась в институте сильного независимого суда, который стоит на страже права перед писаными законами. В романо-германской системе авторитет писаного права существенно выше, а роль суда несколько менее значима.

Российские ученые часто выдвигают принцип разделения властей на первое место в системе принципов правового государства. Думается, однако, что этот принцип предназначен, прежде всего, для наиболее эффективной защиты прав и свобод человека от произвола государства, отдельных его органов, поэтому он имеет подчиненный характер по отношению к перечисленным выше принципам правового государства.

6. Установление механизма гарантий прав и свобод человека, иными словами - должная юридическая процедура.

Права и свободы, их конституционное закрепление не имеет никакого смысла без создания по-настоящему действенной системы их защиты, системы гарантий от нарушения их, в том числе и со стороны государства. Ярким примером, подтверждающим этот тезис, является закрепление в Конституции СССР 1936 г. наиболее полного и демократического на тот момент перечня прав и свобод человека и гражданина. Однако реализация на практике конституционных положений была невозможна, в том числе и потому, что механизм их реализации и защиты не был создан.

В каждом конкретном случае правовое государство должно обладать набором юридических процедур, с помощью которых гражданин может реализовать или защитить свои права. Отсутствие юридической процедуры фактически лишает гражданина возможности реализовать свои права и делает их лишь пустыми словами.

Проблемы, возникающие в связи с практической реализацией рассматриваемого нами принципа, поистине универсальны и затрагивают самые различные вопросы правовой жизни, как отдельного государства, так и всего человечества. Об этом свидетельствует целый ряд международных пактов и соглашений в области прав человека, подписанных и ратифицированных большинством европейских и других государств мира. Международное сообщество стремится к созданию действенных механизмов международной защиты прав человека, принуждения государств к их повсеместному соблюдению, в том числе путем установления основ юридических процедур в межгосударственных актах.

Таким образом, правовое государство можно определить как ограниченную господством или верховенством права организацию публичной власти в обществе, имеющую своей целью признание, соблюдение и защиту неотъемлемых нрав и свобод человека и гражданина. Правовое государство - это государство конституционное.

 

5.Основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

 

6.Заключение

Таким образом, правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством.

В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и неукоснительно обеспечивает реализацию этих прав и защищает их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Список литературы

 

  1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996. – 400 с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 1999. – 357 с.
  3. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. – 245 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. – 300 с.
  5. Деев Н.Н. Государство и право. - М., 1996. – 367 с.
  6. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. – 450 с.
  7. Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - 350 с.
  8. Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 1993. - 400 с.
  9. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993. - 350 с.

 


Информация о работе Правовое государство: Понятие и Содержание