Правовое государство: Понятие и Содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:53, реферат

Краткое описание

Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства

Оглавление

Введение.
Становление и развитие идеи правового государства.
Понятие правового государства.
Принципы правового государства
Основы правового государства.
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат правовое государство.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

 

 

«Ростовский  институт защиты предпринимателя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Теория Государства и Права

 

 

Правовое государство: Понятие и Содержание

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

Заочной формы обучения

Юридического факультета

гр. ЮЗ-15-У

Бестерженев А.В.

Научный руководитель:

Доктор Философских наук, кандидат юр. наук, профессор.  Иванов В.В.

 

 

 

 

 

Ростов – на – Дону

2015г.

 

Содержание

 

  1. Введение.
  2. Становление и развитие идеи правового государства.
  3. Понятие правового государства.
  4. Принципы правового государства
  5. Основы правового государства.
  6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства. Правовое государство является реальным только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства. Идея правовой государственности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях. В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти. Правовое государство является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия.

 

  1. Становление и развитие идеи правового государства.

Уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации начали формироваться понятия о государстве как организации, которая осуществляет свою деятельность на основе закона. Большое влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы.

Заметный шаг в направлении к теории правового государства был сделан в политико-правовых учениях древнеримских мыслителей, особенно Цицерона. Предшествующие представления древнегреческих авторов о взаимосвязи государства и права, политики и закона получили свое новое выражение в его трактовке государства как публично-правовой общности.

 Идеология Возрождения впервые выдвинула человека на первой место в системе общемировых ценностей. Зарождение идей естественного нрава, неотчуждаемых прав индивида, принадлежащих ему от рождения, стали отправной точкой в развитии учения о правовом государстве. Этот факт определяет сущность и смысл понятия правового государства до наших дней.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Н. Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.

В XVIII-XIX вв. возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах государственной власти, Д. Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности рассматривается Локком как проявление деспотизма. Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашения с правительством, и право на восстание для восстановления попранной свободы. Однако восстание не должно быть актом меньшинства.

С именем Монтескье связано детальное обоснование принципа разделения властей и идеи правления законов, а не людей. Согласно Монтескье, главная цель государства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе, и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Его основополагающие идеи о роли государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является абсолютной ценностью, никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Цель государства — торжество права. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Концепция правового государства активно развивалась в трудах русских дореволюционных юристов: В.М. Гессена, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородце-ва, Г.Ф. Шершеневича и др.

3. Понятие правового  государства.

В литературе нет единства по вопросу определения правового государства. Н.И. Матузов и А.В. Малько понимают под этим термином «организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений».

Еще одно сходное определение приводит М.И. Байтин: «Правовое государство - это государство, пределы власти которого, формирование, полномочия, функционирование его органов регламентированы правом, и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

В.В. Бойцова определяет правовое государство как совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.

B.C. Нерсесянц понимает  правовое государство как правовую  форму организации и деятельности  публично-политической власти и  ее взаимоотношений с индивидами  как субъектами права. По его  мнению, это означает официальное  признание, закрепление и соблюдение  как минимум трех положений: прирожденных  и неотчуждаемых (естественных) прав  и свобод человека; верховенство  правового закона; правовой организации  самой систем государственной  власти на основе принципа  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В.М. Боер, Ф.М. Городинсц, Э.П. Григонис, М.В. Сальников, Н.Г. Янгол под правовым государством понимают функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.

По мнению А.П. Герасимова, правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которой высшая ценность - человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд.

О.Е. Кутафин понимает под правовым такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Инструментом, способом достижения и реализации права, созданного человеком, называет правовое государство и О.В. Макаров. Л.Б. Тиунова отмечает, что «правовое государство служит инструментом сохранения общества при помощи права».

Однако чаще всего правовое государство рассматривают как сложившуюся в процессе исторического развития особую, наиболее совершенную модель современного демократического цивилизованного государства.

Несмотря на все разнообразие определений правового государства, в его идее можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее  полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом  государственной и иной публичной  власти.

Свобода человека - это его способность действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости в рамках, ограниченных свободой других лиц. Человек свободен распоряжаться своими способностями, имуществом, силами. Право призвано максимально раздвинуть возможности человека во всех областях социальной жизни, с тем, однако, чтобы права одного человека не нарушали права другого. В основе человеческой свободы лежит принцип «все, что не запрещено законом, разрешено».

Ограничение же государства правом призвано предотвратить возможные злоупотребления правом со стороны государства. Право регламентирует порядок формирования, полномочия органов государственной власти, их ответственность перед населением. При этом государственные органы и должностные лица в своей деятельности должны руководствоваться принципом «дозволено только то, что прямо разрешено законом». В правовом государстве основная и главная задача органов власти - претворение в жизнь права, его реализация. Деятельность государства только тогда может считаться правовой, когда она осуществляется в соответствии с правом, на основе его предписаний.

Обе названные стороны правового государства выражают его сущность только во взаимосвязи. Целью ограничения власти государства является именно признание и соблюдение прав человека, а соблюдение прав человека невозможно без обеспечения их силой государственного принуждения.

 

  1. Принципы правового государства.

Значительное внимание в современной юридической литературе уделяется принципам правового государства:

1. Господство  или верховенство права предполагает:

– правовую организацию государственной власти, т.е. создание и функционирование всех государственных структур строго на основе закона;

– правовой характер принимаемых законов - опора их на естественные, неотъемлемые права и свободы человека;

– связанность государства правом и законом, установление правовых пределов деятельности государства, его органов и должностных лиц, обязанности государства и его органов действовать в рамках конституции и законов;

– подчинение всех без исключения субъектов права правовым нормам, в том числе законам;

– верховенство Конституции в системе нормативно-правовых актов, прямое действие норм Конституции, ограничение всей остальной правотворческой деятельности в государстве конституционными пределами;

– регулирование всех основополагающих общественных отношений исключительно нормами закона.

Принцип господства права предполагает подчинение государства обществу, выражает народный суверенитет, его право самому определить форму и содержание государства. В этом смысле примат права и демократия неразрывны. Без права демократия превращается в диктат простого большинства меньшинству, произвол власти, вседозволенность.

В литературе выделяют господство права в материальном и в формальном смысле.

В материальном смысле господство права включает в себя:

– верховенство Конституции, гарантирующей надлежащий набор прав человека, закрепляющей общий естественно-правовой статус человека и гражданина;

– всеобщую обязательность прав человека;

Информация о работе Правовое государство: Понятие и Содержание