Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 07:02, курсовая работа
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Введение
1. Понятие и задачи правовой охраны конституции
2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации
3. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России
Список использованных источников
Несмотря на постоянные попытки
подправить текст Конституции в
соответствии с требованиями политической
конъюнктуры, Основной Закон в течение
пятнадцати лет оставался неизменным.
Хотя и были изменения в 65-й главе,
где перечислены названия субъектов
Федерации - их число за эти годы
в процессе укрупнения сократилось
с 89 до 83. Но корректировка всякий раз
производилась в строгом
В ноябре прошлого года президент Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию обратился к политической элите страны с предложением внести следующие изменения в Конституцию. Во-первых, изменить срок полномочий президента РФ (на действующего президента эта норма не распространялась), увеличив его с четырех до шести лет. Во-вторых, изменить срок полномочий депутатов Госдумы, увеличив его с четырех до пяти лет. И в-третьих, повысить ответственность кабинета министров, обязав правительство России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.
Позже, выступая в Кремле на научно-практической конференции, посвященной пятнадцатилетнему юбилею Конституции, президент заявил:
- Конституция - фундаментальный
документ. Но это не значит, что
мы не можем смотреть на
Конституцию глазами
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, выступая на конференции в Кремле, подчеркнул: "Нужно, чтобы государственность и Конституция как ее правовое средоточие воспринимались всем народом как бесценное завоевание. Именно бесценное и именно завоевание. Бесценное - потому что потерявший государственность народ ввергается в пучину разнообразных бедствий, как материальных, так и культурных, духовных, нравственных. И в конечном итоге перестает существовать".[12]
Поскольку предложенные изменения не затрагивали основополагающие главы Конституции (первая, вторая и девятая главы Основного Закона особенно жестко защищены от перемен), то для их превращения в законодательную норму было достаточно одобрения двумя третями голосов членов законодательных органов власти в Российской Федерации. И еще до Нового года думцы, региональные парламентарии и сенаторы поддержали предложения Дмитрия Медведева.
12 декабря 2008 года в
Москве прошла научно-
"Конституция, юбилей
которой мы сейчас отмечаем, создавалась
не для того, чтобы потакать
чьим-то частным политическим
интересам, она создавалась,
Президент Медведев отметил, что Конституция 93-го года обязала государство на деле соблюдать и защищать новые базовые ценности перешел к возможностям, которые открывает Конституция для развития российского законодательства. Во-первых, это совершенствование власти, четкое разграничение полномочий и ответственности. Во-вторых, организация общественного контроля, и здесь важным шагом стало создание Общественной палаты. И в-третьих, это социальная сфера. Государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых.
"Идеальна ли наша
Конституция? Я думаю, ответ
очевиден. Нет. Потому что не
бывает идеальных документов. Она
отражает наши представления
о государственном устройстве, об
обществе, о модели развития, которые
сложились приблизительно 20 лет
назад. Но в этом нет ничего
страшного. Американская
Законотворцы готовы работать над совершенствованием основного закона. Лидер ЛДПР считает, что Конституция должна подстраиваться под новые экономические реалии. "В принципе, Конституция должна действовать хотя бы лет 50. Но ситуация резко изменилась в мире. Тяжелейший кризис, в который вошла вся планета. Количество людей будет все больше и больше, а продовольствия нет. Мы будем приветствовать любые поправки, направленные на обеспечение безопасности",[15] - заявил на конференции Владимир Жириновский.
Коммунисты требуют усилить контроль за исполнительной властью. "Мы должны принять целый ряд законов, которые бы ограничили от самовластия. Для этого должен быть принят закон об оппозиции, принят закон о контроле за каждым министром и каждым губернатором, законодательным собранием"[16], - подчеркнул лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Президент соглашается, что Конституция – это, конечно, не данный свыше канон, а результат общественного договора, который, как известно, может изменяться. Но, по мнению Дмитрия Медведева, есть положения, которые должны оставаться неизменными. "Все, что касается фундаментальных прав и свобод, президентского характера нашего государства, федеративного устройства, это то, что, по всей вероятности, не должно меняться никогда или во всяком случае в исторической перспективе. Противное грозит существованию государства Российская Федерация. Если же что-то подобное произойдет, последствия могут быть крайне тяжелыми", - отметил российский президент.[17]
При этом Медведев, покидая конференцию, отметил, что это всего лишь его точка зрения. И она носит дискуссионный характер.
Когда 15 лет назад обновленная Россия писала новую Конституцию, одним из самых горячих желаний ее авторов было создать такой основной закон, который уже не пришлось бы больше отменять или переписывать. Но теперь Россия и россияне дозрели до понимания того, что Конституция – это живой закон, который может и должен меняться. Глава государства не считает, что нынешняя Конституция идеальна. Он допускает возможность внесения каких-то изменений в Основной закон в будущем. Однако на вопрос "нужна ли нам принципиальная модернизация Конституции, пусть даже не сейчас, а через 15-20 лет", Медведев ответил: "Нет, не нужна. Конституция в том виде, как сейчас существует, отражает удачно все главные реалии российского государства"
Заключение
Для охраны Конституции РФ
наличие такого правового института
как конституционная
Система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.
Конституционное судопроизводство, обеспечивающее соответствие нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации", имеет своей целью защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, что согласуется с целями рассматриваемых мер федерального воздействия.
Как было уже сказано выше,
конституционный надзор отличается
от конституционного контроля тем, что
надзорные органы не вправе отменять
нормативные акты, являющиеся, по их
мнению, неконституционными. Между
тем эти органы вносят очень большой
вклад в дело охраны Конституции
РФ, постоянно проверяя нормативные
акты и в случае обнаружения в
них несоответствия Конституции
РФ обращаясь к субъектам
Из федеральных органов государственной власти такие функции возложены на Прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ.
В плане охраны Конституции
РФ Прокуратура РФ осуществляет надзор
за исполнением законов
Кроме того, на Прокуратуру РФ возлагаются функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными субъектами.
В случае несоответствия Постановлений Правительства РФ Конституции РФ Генеральный Прокурор информирует об этом Президента РФ.
Выше нами уже была изложена точка зрения президента России на дальнейшее развитие Конституции РФ как Основного закона государства. Президент однозначно указал, что на данном этапе развития общества существующая конституция актуальна и не требует кардинальных изменений. Тем самым он еще раз подчеркнул, что основной закон государства находится под охраной президента, правительства и соответствующих субъектов охраны конституции и остается главным законодательным актом страны.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993.
2. О порядке
принятия и вступления в силу
поправок к Конституции
3. О некоторых
вопросах применения судами
4. По делу
о толковании положений
5. Послание
Президента России В.В. Путина
Федеральному Собранию
6. Послание
Президента РФ Федеральному
7. "Российская газета" - Федеральный выпуск №4831 от 21 января 2009 г.
8. "Российская
газета" Материалы научно-практической
конференции, посвященной 15-
9. Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 года № 58-О. Правовая система «Консультант Плюс»
10. Консультационно-правовая
система «Консультант Плюс».
11. Белкин А.А. Обеспечение
конституционности: сопряжение
12. Качанов Р.Е. Судебная
дисквалификация
13. Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. М., 2002. С.93; Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2001. С.249.
14. Конституционное
право. Энциклопедический
15. Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы российской Конституции // Государство и право. – 2000. – № 5.
16. Шафир М.А. О правовой охране Конституции // В кн.: Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. – М., 1982.
17. Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана конституции» // Гос-во и право. – 2000. – № 7.
18. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998. С.25-26.
[1] Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана конституции» // Государство и право. 2002. № 7. С.6-8.
Информация о работе Правовая охрана Конституции Российской Федерации