Правовая культура и правосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Формирование правосознания становится в XIX—XX веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы цивилизованного общества. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида и общества в целом. Многие условия жизнедеятельности в разных обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответственности. Правосознание выполняет важную роль в правотворчестве и правоприменении. Огромная заслуга в области исследования правосознания и, в частности, теории естественного права принадлежит Канту. В своей концепции «свобода и равенство» Кант формулирует, что право есть нравственность, поэтому общая норма права предписывает поступать так, чтобы поведение личности находилось в закономерном согласии с поведением всех людей .

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

      Под правовым воспитанием понимается систематическая  и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.

      Правовое  воспитание может проводиться в  различных формах (Приложение 3). Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая  гласность в правотворческой и правоприменительной практике.

      Оно осуществляется путем преподавания основ права в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, проведение занятий  в системе повышения квалификации, правовой пропаганды и просвещения через печать и телевидение, посредством организации лекций и бесед на правовые темы для населения.

      Поддержание и повышение уровня правовой культуры российского общества вызывает необходимость  принятия комплекса мер, прежде всего, со стороны компетентных государственных органов по организации и проведению на должностном уровне правового воспитания.

      Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального  правосознания значительной части лиц, действующих в правоохранительной сфере, не соответствует современным требованиям. В сфере работников правоохранительных органов также сохраняются правовой нигилизм, нацеленность на личное усмотрение при разрешении юридических дел, ориентация не на требования закона, а на позиции руководителей. Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, да и вообще должностных лиц является первостепенной задачей.

      Развитие  правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство 17.

      Преодоление правового нигилизма весьма сложный  и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое. 18

      Политика  нашего государства в сфере правового  регулирования, юридическая практика должна строиться таким образом, чтобы в обществе, в сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности, без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3 Правосознание и правовая культура в России.

      3.1 Особенности  российского правосознания и правовой культуры. 

      Часто при изучении проблем правовой культуры можно столкнуться с высказываниями о том, что правовая культура в  России отсутствует и может быть присуща только обществу с развитым правовым государством. Рассмотрим данное высказывание с позиции науки.

        Правовая культура, как уже отмечалось выше, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу, так и отдельным индивидам.  А.Р. Ратинов отмечает, что «усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек «с молоком матери» впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания»19.

      Следовательно, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры, хотя она может быть на  очень низком уровне.

      Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым  нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

         Особенности российского правосознания  могут  быть  выявлены  лишь посредством   конкретных   исследований.   Исторический  опыт  неопровержимо  свидетельствует,  что  любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными,  если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании. На идеологическом уровне, не говоря  уже об  обыденном сознании, еще не  преодолены  все те  предубеждения  и  стереотипы,  которые  мешают достаточно полному пониманию  роли  права,  его  социального  потенциала.  В числе таких предубеждений –  представление  о  праве  лишь  как  о  средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права  с  законом20.

            Существует мнение,  что  юридическому нигилизму немало способствовала перестройка. Однако  более  значимым  представляется другое объяснение: как только общество отказалось  от  авторитарных  методов не  правового  государственного  управления  и попыталось  встать  на  путь правового государства,  как только  скованные ранее в   политическом   и экономическом плане люди  получили  более или менее реальную  возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе  знать низкий уровень   правовой   культуры   общества,   десятилетия   царившие   в   нем пренебрежение к праву, его недооценка.   Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе.

      Исторически сложилось, что законодательство, создающее юридические основы рынка, демократические формы государственного устройства, остается чуждым правосознанию значительной части населения. Массовое сознание , особенно в условиях всякого рода кризисов, социальных катаклизмов, тяготеет к введению власти «сильной руки», которая только и может навести в стране твердый порядок и которая отнюдь не обязательно должна опираться на закон.

      Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень  трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.

      В настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система  правового воспитания населения  в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение.

      Оценка  законов при их принятии и применении на предмет соответствия праву направлена на повышение качества законодательной базы, что будет способствовать формированию уважительного отношения к праву и преодолению правового нигилизма. Основным и непосредственным критерием оценки законов должны выступать конституционные положения, и федеральный закон будет правовым, если он соответствует Конституции РФ, Федеральному конституционному закону. Для законов субъектов Федерации дополнительным критерием могут выступать федеральные законы, а также конституции (уставы) этих субъектов, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

      Формирование  подлинно государственного правосознания  должностных лиц связано с  преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр  политики ставится гражданин как  духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и правопорядок. 21

      Осуществляемые  в стране реформы в политической, экономической, социальной и правовой сферах требуют от государственного аппарата и правоохранительных органов  дальнейшего улучшения организации, совершенствования форм и методов работы, строгого соблюдения демократических принципов деятельности, обеспечения достоверности и повышения доступности информации. Нужно подчеркнуть  также необходимость повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости. Судебная защита это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов людей. 

      3.2 Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России. 

            В современных условиях в  российском  обществе  необходимо  преодолеть правовой  нигилизм,  воспитывая  уважительное  отношение  к  закону,   путем обеспечения  качества   принимаемых   законов,   упрочнения   законности   и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников. Массовое сознание людей не должно мириться с  произволом,  коррупцией. Основами  формирования  здорового  нравственного   и правового сознания российских граждан является социальный  мир,  гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных  гарантий прав  человека. 

      Правовое  воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства 22.

      Воспитание  правосознания  начинается  с  усвоения нравственных  ценностей,  норм  в  семье,  школе,  в  духовном  общении.   Знание гражданами своих  прав,  свобод,  а также обязанностей перед государством и обществом является составной  частью правовой культуры.

        В своем научном труде П.И. Новгородцев считает, что кризис правосознания возможно преодолеть если ввести в основы понимания права религиозно–нравственную составляющую, как единственно верно скрепляющую ценность любого общества и России в том числе. 23

      В  теории  и  методике  правового  воспитания  выделяется тройственная иерархия целей в  деятельности,  направленной  на  формирование комплекса    специфических    качеств    личности    в    правовой     сфере жизнедеятельности:

            1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

            2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

            3. конечная цель  – формирование  мотивов и привычек  правомерного социально активного поведения 24.

      Очень важно ознакомление населения с  образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень  правовой защищенности личности, а  следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества, прежде всего - стабильное законодательство, действуют традиции уважения к закону и ответственности перед ним; правовой культурой проникнуты все структуры государственного и социального механизма.

      Стремительное качественное обновление общества, становление  рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и  многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях правового государства.

      Поступательное развитие общества возможно лишь тогда, когда между гражданами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. В результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично.

Информация о работе Правовая культура и правосознание