Правовая культура и правосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Формирование правосознания становится в XIX—XX веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы цивилизованного общества. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида и общества в целом. Многие условия жизнедеятельности в разных обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответственности. Правосознание выполняет важную роль в правотворчестве и правоприменении. Огромная заслуга в области исследования правосознания и, в частности, теории естественного права принадлежит Канту. В своей концепции «свобода и равенство» Кант формулирует, что право есть нравственность, поэтому общая норма права предписывает поступать так, чтобы поведение личности находилось в закономерном согласии с поведением всех людей .

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

      Наиболее  зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических  прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

      От  уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени  зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или, наоборот, неправомерным, социально вредным и опасным. В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. 

      1.2  Понятие и структура правовой культуры 

      Правовая  культура является неотъемлемой частью общей культуры общества, базируется на её началах, является отражением уровня ее развития. Несмотря на то, что история  правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века.

      Формирование  правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов  культуры - политической, моральной, эстетической. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

      Исследователи сходятся на мнении, что уровень  правовой культуры современного россиянина остается на невысоком уровне. В  этой связи надежды возлагаются  на позитивное развитие правосознания  и оформление правовой культуры

      «Правовая культура есть процесс и результат  творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и  утверждением правовых ценностей», —  пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в  России М. Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры 9.

      Через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой  общества, формируется правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а также в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

      Таким образом, понятие «правовая культура»  употребляется обычно в двух основных значениях:

      - правовая культура общества (Приложение 2)

      - правовая культура личности (Приложение 3)

      В научной литературе нередко встречается  указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

      Правовая  культура складывается из ряда взаимосвязанных  элементов – уровня правосознания и правовой активности граждан.

      Уровень правосознания выражается в степени  освоения знания и понимания права  гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование  прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

      Правоприменительная, судебная, следственная, прокурорского  надзора, арбитражная, нотариальная и другие виды юридической практики представляют собой специфическое производство, соответствующим образом организованное и спланированное. Её субъекты - юристы-профессионалы. Их деятельность - показатель уровня правоприменительной культуры.

      Правовая  культура - это не просто совокупность социальных явлений, но именно качественное состояние последних, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики. Высокий уровень правовой культуры, важнейшей частью которой выступает правосознание общества, является одним из признаков правового государства.  
 
 
 
 
 
 
 

      2 Правовой нигилизм и правовой идеализм как проявления деформированного правосознания

      2.1 Формы проявления и причины правового нигилизма 

      Нигилизм  вообще (в переводе с лат. nihil - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение  субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Нигилизм разнолик. Одним из видов нигилизма является правовой нигилизм, сущность и причины возникновения которого  рассмотрены ниже.

           Правовой нигилизм - это активное отрицание права, его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов.10

      Существуют  следующие формы проявления правового  нигилизма:

  • прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов,
  • повсеместное и массовое неисполнение и несоблюдение юридических предписаний,
  • издание противоречивых, параллельных или взаимоисключающих актов,
  • конфронтация исполнительной и законодательной структур,
  • нарушение и несоблюдение прав и свобод человека.

      Правовой  нигилизм есть определенная форма общественного  состояния, отражающая политические и  национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется. В связи с этим, правовой нигилизм не только правовая категория, но его можно охарактеризовать и как социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его норм людьми, социальными группами или даже всем обществом, оценки, переходящей в соответствующие действия или бездействия.

      Причины правового нигилизма различны. К ним относятся:

      - исторические корни как естественное  следствие самодержавия в дореволюционной  России;

      - теория и практика понимания  после 1917 г. Диктатуры пролетариата  как власти, не связанной и  не ограниченной законами;

      - функционирование политико-правовой системы, в которой господствовали командно-административные методы управления.

      Основной  причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнает о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности - правового нигилизма11.

      Политика  подавления личности, запреты, основанные на идеологической почве, репрессии, понимание и толкование официальными властями права лишь как средства достижения политических целей привели к укоренению в общественном сознании нигилистического восприятия права, формирование его негативного образа12. Происходящие в обществе быстрыми темпами социально-экономические преобразования сохраняют и даже усиливают питательную среду правового нигилизма. Отрицательное влияние оказывает и тот факт, что технология власти по-прежнему основана на принуждении.

      Правовой  нигилизм находит свое выражение  в усилении настроений социальной пассивности, развитии социальных болезней, в росте преступности, в актах бессмысленного насилия, моральной деградации.

      Традиция  пренебрежительного отношения русского народа к праву уходит в глубину  веков. П.И. Новгородцев считал, что правовой нигилизм народа является ответной реакцией на несправедливые действия и «неправедные» законы. 13

      Правовой  нигилизм получил широкое распространение  во многих странах. Глубокие корни правовой нигилизм пустил и в условиях российской действительности. Проблема преодоления правового нигилизма в сегодняшней России  является довольно актуальной и будет рассмотрена в следующей главе. 

      2.2 Правовой идеализм. 

      Правовой  идеализм (юридический фетишизм) - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. 14

      Правовой  идеализм является прямой противоположностью правового нигилизма, однако обе  эти категории имеют сходные  по содержанию последствия негативного характера. Категорию «Правовой идеализм» ввел в научный оборот в 1994 году профессор Н.И. Матузов. 15

      Если  правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм - его переоценку, идеализацию. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

      Хотя  внешне правовой идеализм менее заметен, он причиняет не меньший вред государству  и  обществу. Правовой идеализм - это  неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписывается то, что оно не в состоянии дать обществу. 16

      Проявление  правового идеализма, как и правового  нигилизма разнолико. Наиболее основными  формами являются следующие:

  • создание законодательством таких правовых актов, которые призваны регулировать правовые отношения, еще не возникшие в обществе; издание правовых актов, не учитывают существующие объективные и субъективные условия
  • отсутствие реального механизма для реализации юридической нормы;
  • недоучет тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться принятые юридические нормы.

      Правовой  идеализм как явление сопровождает человеческую цивилизацию практически  на всем пути ее развития. Так, еще Платон полагал, что главным средством осуществления его замыслов, строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Но лишь с помощью закона невозможно ликвидировать безработицу, повысить социальный и экономический уровень жизни.

      Таким образом, правовой идеализм наряду с  правовым нигилизмом являются формами  деформированного правосознания и  крайне недопустимы в правовом государстве.

2.3 Пути преодоления правового нигилизма: правовое воспитание и правовое обучение. 

      В настоящее время отмечается невысокий  уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве.  Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой - преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

      Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в  первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.

Информация о работе Правовая культура и правосознание