Правосознание и правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы: изучение правового сознания и правовой культуры, выявление и анализ проблем, связанных с недостаточным уровнем правосознания российского общества. Поэтому отдельную главу я посвящаю теме правового нигилизма, как одной из более значимых деформаций правового сознания.
Задачи курсовой работы:
Изучение сущности правосознания, его структуры, видов и функций.
Рассмотрение содержания понятия правового нигилизма, его истоков, форм проявления и причин в современном обществе.
Определение понятия правовой культуры, ее видов и функций.
Рассмотрения правого воспитания и правового обучения как важнейших способов повышения уровней правосознания и правовой культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Правосознание как элемент правовой системы общества
Понятие и структура правосознания………………………………5
Виды правосознания………………………………………………..6
Функции правосознания………………………………………..…..9
Соотношение права и правосознания…………………………….10
Деформация правосознания……………………………………….11

Правовой нигилизм
Понятие правового нигилизма…………………………………….12
Истоки правового нигилизма……………………………………...13
Причины правового нигилизма………………………………..….15
Формы проявления правового нигилизма………………………..16
Пути борьбы с правовым нигилизмом……………………………17

Значение правовой культуры
Понятие правовой культуры………………………………………19
Виды и функции правовой культуры……………………………..20
Правовое воспитание и правовое обучение……………………...22
Повышение правовой культуры общества…………………….…24

Заключение…………………………………………………………………….…25

Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

 

    1. Значение правовой культуры

 

    1. Понятие правовой культуры

 

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.5

Несмотря на то, что  история правовой культуры насчитывает  не одну тысячу лет, сам термин «правовая  культура» был сформулирован  лишь в 60-80-е годы XX века. Разработка этого понятия осуществлялась в  основном с прикладных позиций.

Ученые выделяют множество  показателей,  которые отражают  уровень правовой культуры общества. Разумеется, что  самым основным элементом правовой культуры является уровень правосознания населения. То есть то, насколько глубоко осознается им ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано в правовом отношении население, каково его эмоциональное отношение к суду, правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова остановка граждан на соблюдение правовых предписаний.

Если применить этот критерий оценки уровня правовой культуры к нашему обществу, то получится  совсем не радужная картина. Нельзя сказать, что в нашей стране люди глубоко  осознают ценность прав и свобод человека, многие даже не знают какими правами и свободами они обладают,  и, следовательно,  не замечают их нарушений.

Существенное влияние  на правовую культуру общества оказывает  и правоприменение, то есть деятельность уполномоченных органов власти, направленная на  регулирование общественных отношений на основе закона и его реализации; и уровень развития правовой науки, то есть деятельность ученых-юристов, а также юридическое образование. Ну и, конечно же,  немаловажным показателем развития уровня правовой культуры является состояние законности и правопорядка.

 

    1. Виды и функции правовой культуры

 

Через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой общества, формируется  правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

Таким образом, понятие  «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

  • правовая культура общества;
  • правовая культура личности.

Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов — правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.6

Функции правовой культуры также во многом совпадают с функциями  правосознания. Выделяют следующие  функции правовой культуры: познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская, коммуникативная и прогнатическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она направлена на создание правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция связана с обеспечением устойчивого, слаженного и эффективного функционирования правовой системы и общества в целом. Присущие правовой культуре ценности, идеалы, правовые нормы, традиции и  образцы поведения должны способствовать консолидации общества, концентрации его усилий на формирование правового государства. Правовая культура должна обеспечивать социальное сплочение людей, взаимность их прав и обязанностей, регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Ценностно-нормативная функция заключается в оценке людьми права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Это оценка всего законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности. На  этот процесс большое влияние оказывает правовая действительность и уровень правовой культуры общества.

Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время, элементы научного прогнозирования и планирования, например в законодательной сфере, усиливаются.

 

    1. Правовое воспитание и правовое обучение

 

Основополагающую роль в формировании и повышения уровня правосознания и правовой культуры играют правовое воспитание и правовое обучение.

Обычно говорят о  правовом воспитании в широком и  узком смысле. Широкое определение этого понятия включает в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности. В узком смысле речь идет о целенаправленном воздействии общества на сознание людей, их нравы, черты характера, образ поведения.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.7

Правовое воспитание может проводиться в одном из следующих основных видов:

  1. правовая пропаганда, т.е. целенаправленное интенсивное информационное воздействие на индивидуальное и массовое сознание с целью ориентирования поведения отдельных лиц и всего общества на соблюдение правовых предписаний и решение возникающих конфликтных ситуаций правовыми способами.
  2. правовое обучение, т.е. передача и усвоение правовых знаний и ориентирование обучаемого на их использование.
  3. целенаправленное влияние юридической практики, т.е. влияние отдельных практикующих юристов, правоохранительных органов и иных организаций, оказываемое в процессе применения правовых норм на индивидуальное и общественное сознание, направленное на привитие правовых навыков, развитие правосознания и привитие правовых культурных ценностей.
  4. самовоспитание, т.е. индивидуальная деятельность человека, направленная на развитие собственного правосознания и приобщение к основным достижениям правовой культуры.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить  без обучения, а обучение так или  иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем, весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

 

 

 

    1. Повышение правовой культуры общества

 

Одной из действенных  мер по обеспечению государством законности и правопорядка цивилизованным демократическим путем является его деятельность по повышению правовой культуры общества, государственных  органов и каждого гражданина. Особое значение придается при этом правовому обучению населения. В этих целях государство вводит преподавание правовых дисциплин в общих и профессиональных образовательных учреждениях, создает необходимые условия для самостоятельного изучения населением действующего права, а также привлекает граждан к участию в деятельности правоохранительных органов, стремится повысить действенность и эффективность борьбы с правонарушениями.

Так, в Российской Федерации  учащиеся общеобразовательных школ знакомятся с основами правовых знаний, правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в Конституции РФ, студенты всех неюридических вузов изучают гражданский, трудовой кодексы, иные нормативно-правовые акты, которыми регулируется их трудовая, политическая и иная деятельность. Каждый гражданин имеет возможность подписаться и получать официальные издания законов, указов Президента РФ, иных нормативно-правовых актов. Юридические издательства издают для населения комментарии действующего законодательства, популярные работы по праву. По телевидению регулярно выступают должностные лица, видные ученые-юристы, которые разъясняют содержание действующих законов, порядок реализации лицами предоставленных им прав.

Многогранная деятельность государства по правовому воспитанию населения не даст плодотворных результатов, если не будет подкрепляться совершенствованием остальных сфер общества.8

 

Заключение

 

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего  общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.

Правосознание в своих  пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует  в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляет гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

В настоящее время  в юридической и другой литературе, в периодической печати отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности и других правонарушений. Достаточно длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве.

Существует и проблема правового  нигилизма. Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а порой и в игнорировании требований законов.

Причины правового нигилизма различны. Политика подавления личности, запреты, основанные на идеологической почве, репрессии, понимание и толкование официальными властями права лишь как средства достижения политических целей привели к укоренению в общественном сознании нигилистического восприятия права, формирование его негативного образа. Происходящие в обществе поспешные социально-экономические преобразования сохраняют и даже усиливают питательную среду правового нигилизма.

Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального правосознания  значительной части лиц, действующих в правоохранительной сфере, еще не соответствует современным требованиям. В сфере работников правоохранительных органов также сохраняются правовой нигилизм, нацеленность на личное усмотрение при разрешении юридических дел, ориентация не на требования закона, а на позиции руководителей. Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, да и вообще должностных лиц является первостепенной задачей.

Нельзя не обратить внимания и на другую крайность, которая заметна  в обществе, а именно на переоценку роли права. Она проявляется в том, что некоторая часть людей связывает решение определенных проблем только с принятием соответствующих законов. Им представляется, что достаточно принять закон и соответствующая проблема автоматически решится. Это глубокое заблуждение свидетельствует о неразвитости правосознания.

Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой – преодоление правового  идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Информация о работе Правосознание и правовая культура