Правоотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы ясно представить себе механизм действия такой сложной юридической категории как правовое отношение, необходимо овладеть его теоретической базой. Это значит:
1.Подробно рассмотреть, что представляют собой правовые отношения, какова их сущность, структура, форма.
2. Рассмотреть классификацию и основные виды правоотношений.
3. Юридические факты и фактический состав.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..
1. Общая характеристика правоотношения………………..
1.1. Понятие, признаки, виды правоотношений……..…….
1.2. Структура правоотношения…………………………….
1.2.1.Субъекты правоотношения………………………
1.2.2.Обьекты правоотношения………………...........
1.2.3Содержание правоотношения………………..…
2. Юридические факты. Фактический состав…………………
Заключение……………………………………………………….
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая 55.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

 

   Юридические факты представляют собой явления действительности, существующие в определенной точке пространства и времени.

Если речь идет о фактах-действиях, то конкретность действий означает, что они совершены определенными субъектами и несут конкретное социальное и правовое содержание. Конкретность юридических фактов-событий выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый определенный момент времени; несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений , входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно права и интересы общества, государства , социальных коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридического значения; определенным образом выраженные (объективированные) вовне. Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека и тому подобные явления; состоящие в наличии либо отсутствии определенных явлений материального мира.Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие) явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т.п.); прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Некоторые же категории индивидуально определяемых фактов определены в законодательстве лишь в общем виде; зафиксированные в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Многие юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.); вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду, прежде

всего, возникновение, изменение и прекращение правового отношения. Но

юридический факт может вызывать и иные правовые последствия, например,

аннулировать  ранее возникшие юридические  факты .

Невозможно  что-либо сказать о юридических  фактах, если представлять их себе как некое нерасчлененное целое. Научная классификация юридических фактов представляет собой тонкий инструмент изучения предмета, существа свойственных ему закономерностей.

 

       Классификация юридических фактов – один из хорошо разработанных в теории аспектов темы правоотношения. В самых ранних работах по проблемам юридических фактов мы видим попытку их обобщить, систематизировать, ввести в определенные рамки. Выработанные классификации юридических фактов – достижение правовой мысли своего времени, оказавшие заметное влияние на развитие юридической теории. Не случайно эта классификация в основных своих моментах сохранилась и в настоящее время. Часто в научной литературе предпринимаются попытки развить и дополнить существующую классификацию. В этой работе я ограничусь изложением классификации юридических фактов, выработанных научными работниками

Юридического  института МВД России .

В качестве оснований  для классификации выступают правовые последствия и волевой признак.

 

1. По правовым  последствиям юридические факты  делятся на правообразующие,

правоизменяющие и правопрекращающие.

 

Правообразующие факты обусловливают возникновение правоотношений (например, избрание гражданина депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

 

Правоизменяющие факты показывают изменение правоотношений (например, избрание депутата спикером Государственной Думы).

 

Правопрекращающие факты вызывают прекращение правоотношений (например, лишение депутата депутатского мандата за правонарушение).

 

Один и тот  же факт может быть одновременно и  правообразующим, и

правоизменяющим, и правопрекращающим. Нужно лишь учитывать, что речь в этом случае идет о разных правоотношениях, то есть о правоотношениях с разными объектами, субъектами и содержанием. Так, развод может быть фактом, прекращающий правоотношения между мужем и женой. Изменяющим правоотношения по поводу найма жилья.

 

2. По волевому  признаку юридические факты можно  разделить на две группы: события и действия.

 

События – это юридические факты, наступление которых не связано с волей

субъектов правоотношения. Оно может быть порождено волей  других лиц, не являющихся участниками конкретного правоотношения (например, в гражданском споре по поводу раздела наследства по завещанию умершего родственника событием будет вступление в силу завещания, которое является волей умершего, но не связано с волей родственников).

 

События в свою очередь делятся на относительные  и абсолютные.

 

Относительные события – это юридические  факты, наступление которых связано с воле людей, не являющихся участниками правоотношения (см. приведенный выше пример).

 

Абсолютные  события – это юридические  факты, наступление которых вообще не

связано с волей  людей (например, таким событием будет  являться стихийное бедствие, из-за которого обязанная сторона не смогла выполнить условия

договора).

 

Действия –  это, юридические факты, связанные с волей участников правоотношения.

В зависимости  от установленного в государстве  правопорядка они могут быть правомерными и неправомерными (влекущими возникновение отношений юридической ответственности).

 

Правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические проступки.

 

Юридические акты – это действия, совершаемые с  целью порождения юридических последствий, вступления в юридические правоотношения. Юридическими актами является абсолютное большинство правомерных действий. К их числу относятся, например, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки и иски, заявления граждан в органы государственной власти и управления, вызывающие правовые последствия.

 

Юридические проступки  – это действия, совершаемые без  цели порождения

юридических последствий, но в результате которых такие  последствия возникают в силу указания закона. Например, сотрудник милиции при исполнении служебных обязанностей (например, задерживая преступника) получил увечье, приведшее к инвалидности, что порождает целый ряд юридических последствий: выплату пособия, увольнения со службы, назначение пенсии и т.д. Очевидно, что сотрудник не имел целью установления названных правовых отношений, они возникли в соответствии с законом, гарантирующим материальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

 

Неправомерные действия (правонарушения) делятся  на преступления и проступки.

Преступления  носят уголовно-правовой характер. Проступки же бывают

дисциплинарными, административными и гражданско-правовыми.

 

Схематично  классификацию юридических фактов можно изложить следующим образом:

Иногда для  возникновения, изменения или прекращения правовых отношений необходим не один, а несколько юридических фактов. Такую совокупность (а вернее– систему) юридических фактов, порождающих правовые последствия, принято называть фактическим или юридическим составом. Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо: 1) наличие российского гражданства; 2) достижение определенного возраста; 3) наличие соответствующего состояния здоровья; 4) отсутствие установленного законом права на отсрочку.

Совокупность перечисленных обстоятельств является фактическим составом, порождающим для гражданина правовые отношения, связанные с прохождением им действительной военной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

     На основании  всего вышеизложенного можно заключить, что правоотношение не является чем-то особенным. Это те же необходимые для существования людей общественные отношения, только получившие через законодателя и другие правотворческие органы свою юридическую оценку и тем самым взятые под охрану государства.                               

     Основными  же признаками правоотношений  как одного из видов общественных отношений можно считать: их регулирование общеобязательными нормами права; присущее им свойство регулярности, многократной повторяемости; их социальную значимость; их свойство возникать между конкретно-определенными лицами (субъектами); определенность поведения их участников по отношению друг к другу; возможность их обеспечения силой государственного принуждения.                           

Итак, я рассмотрел основные положения такой сложной и многогранной юридической категории как правовые отношения. Конечно, в рамках курсовой работы невозможно охватить весь тот огромный массив информации, имеющий отношение к данной теме. Мною были изложены традиционные взгляды на понятие и сущность правоотношения, даны представления о его структуре и содержании, а также рассмотрены основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Хочется отметить, что  несмотря на то, что термин  «правоотношение» появился уже около двух тысяч лет назад в Древнем Риме, и сегодня ряд вопросов в рамках теории правоотношения является дискуссионными. Возможно, это связано сложностью самого изучения и осмысления этого понятия, а также с некоторым консерватизмом методов, применяемых при его изучении. Об этом говорит и Р.О. Халфина, пришедшая к выводу, что «создание теории правоотношения требует глубокого изучения этого сложнейшего явления с более широких позиций, чем те, которые традиционно приняты в правовой науке».

В процессе изучения учебной  и научной юридической литературы я поняла, что практический смысл  и научная ценность изучения юридических  фактов заключается в том, что  они связывают право с жизнью, позволяют чутко реагировать  на изменения в общественных отношениях. Устанавливая нормы права, законодатель должен «увидеть» юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно отразить в нормах действующего законодательства. Неточное выделение юридических  фактов, неправильная их правовая оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другие, напротив, приобретают несвойственные им качества.

Завершая свою работу, считаю нужным подчеркнуть актуальность и важность рассмотрения данной темы для деятельности будущих юристов независимо от той отрасли права, в которой ему придется работать. Ведь содержание правового отношения, будь то гражданско-правовое, уголовно-правовое или иное отношение, всегда построено на наличии у его субъектов определенных прав и обязанностей, соблюдение и защита которых является основной целью в деятельности юристов-практиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

 

Дайте определение ,найдите в нормативный  актах , приведите пример и выпишите:

а) учредительные(декларативные ) нормы-принципы;

б) норму  с альтернативной санкцией.

Обозначить  и охарактеризовать особенности  демократического режима в российской федерации.

 

  

а) учредительные(декларативные ) нормы-принципы;

 

 По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

 

   Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

 

    Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в которых сформулированы непререкаемые требования общего характера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Например, нормы-принципы функционирования социально-экономического и общественно-политического строя, взаимоотношения государства и личности.

    Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека").

   Нормы-принципы широко распространены в конституционном праве, получают закрепление непосредственно в законе. К примеру, принципы гражданства, избирательного права непосредственно отражены соответственно в Законе о гражданстве и в избирательных законах.

 Так, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» содержит статью, специально посвященную законодательной характеристике таких понятий, как выборы, избирательные права граждан, гарантии избирательных прав граждан, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избиратель, избирательные комиссии, список кандидатов и др.

 

Учредительные нормы  выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:

 

-    закрепляют основы общественно-политического строя;

Информация о работе Правоотношение