Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение социального аспекта совершения правонарушений.
Задачи: выработать предложения, реализация которых будет способствовать снижению правонарушений.
На сегодняшний день обостряются общественные противоречия, что сразу же сказывается на преступности несовершеннолетних. Молодежь является составной частью народа, испытывает его постоянное идеологическое и общественно- политическое влияние. Молодые люди в силу особенностей своего возраста имеют специфический социально-психологический склад, выражающийся в повышенной эмоциональности, острой восприимчивости, впечатлительности.
Очень точно была подмечена суть процесса профилактики правонарушений Ветровым В.И.: "Профилактика правонарушений и иных отклонений от норм поведения представляет собой организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель – не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулировании поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека".16
Профилактика правонарушений, и, прежде всего индивидуальная, требует глубочайшего проникновения во внутренний мир личности молодого возраста, в механизм развития чувств, привычек, мышления, воли. Эффективность организации и осуществления индивидуальной профилактической работы с указанной категорией лиц зависит во многом от знания условий индивидуальной жизни, психологических особенностей каждого из них, конкретного характера антиобщественных взглядов и устремлений.
Благоприятные условия для правонарушений и антиобщественных поступков несовершеннолетних создает низкий моральный облик родителей. Так, например, в семьях родителей-алкоголиков, подростки становятся свидетелями аморальных поступков и они, как правило, внутренне подготовлены к антиобщественному поведению и проявляют аморальные тенденции.
В структуре преступности несовершеннолетних групповые преступления занимают значительный удельный вес и обладают большой общественной опасностью. Групповая агрессивность, озлобленность, ожесточенность подростков становится все более примитивной чертой микросреды по месту жительства. Членами таких группировок чаще всего становятся лица "вытолкнутые" из формальных сообщностей: семьи, школ, трудовых коллективов. Самое главное вовремя оценить сложившуюся обстановку и предпринять эффективные меры по ее стабилизации. Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на сегодняшний день является одной из острых проблем.
Основным
документом, регламентирующим работу
в данном направлении является Федеральный
Закон "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
принятый
Государственной Думой 2 июня 1999 года,
одобренный Советом Федерации 9 июня 1999
года.17
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних; органы управления, социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости и наконец Органы Внутренних Дел.
Активное участие в предупреждении и профилактике правонарушений несовершеннолетних принимают Органы Внутренних Дел, которые оказывают в этих целях необходимое содействие:
- подразделениям по делам несовершеннолетних Органов Внутренних Дел;
- центрам
временной изоляции для
- подразделениям криминальной милиции ОВД и др.
Основной целью проводимой профилактической работы с несовершеннолетними является – переориентация, разобщение или прекращение антиобщественной деятельности асоциальных групп несовершеннолетних, поставленных на учет.
Можно выделить ряд этапов в проводимой работе:
1 Этап – инспекция по делам несовершеннолетних обязана выявлять группы несовершеннолетних антиобщественной направленности и устанавливать важнейшие качественные характеристики (состав участников, лидеров, активных участников, места сбора, объекты, где совершаются правонарушения и т.п.)
В качестве источников информации можно использовать данные статистики правоохранительных органов, данные оперативно-розыскной службы, информации, поступающую от населения, государственных и общественных организаций и т.д.
2 Этап – постановка групп на учет путем заведения учетно- профилактических дел (УПД). Основание постановки этих групп на учет наличие в них подростков, на которых имеются материалы об антиобщественном характере их связей и которые могут быть поставлены на индивидуальный учет в ОППН (отделе по профилактике преступлений несовершеннолетних) УПД заводится инспектором, в зоне обслуживания которого проживает большинство участников или лидер групп. В случае заведения УПД на группу к нему приобщатся и УПК (учетно-профилактические карточки) ранее заведенные на участников групп.
3
Этап – оказание на группу
профилактического воздействия.
- разъяснение
несовершеннолетним, входящим в
группы и их родителям
- использование
предупреждения конфликтов
- принятие
мер по пресечению случаев
отрицательного влияния на
- внесение
при необходимости предложений
следователю об изменении на
более строгие меры пресечения
в отношении активных
4
Этап – снятие групп с учета.
Существует три основания
В тех случаях, когда отдельные участники разобщенной группы продолжают совершать правонарушения на каждого их них возобновляется УПД или УПК.
В деле профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, особенно массовых хулиганских проявлений со стороны территориальных подростковых группировок важное значение имеет постоянное взаимодействие подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних, участковых инспекторов милиции, дежурных частей, следственных подразделений. Нужно постоянно анализировать оперативную обстановку на участке, изучать тенденции и особенности структуры, динамики правонарушений несовершеннолетних, место, способы, время их совершения, социально- психологические особенности виновных и т.д.18
На практике те подразделения по профилактике преступлений несовершеннолетних ориентированы преимущественно на одну форму профилактики-контроля за поведением подростков, стоящих на учете. При проведении профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями работники учитывают особенности характера, темперамента несовершеннолетних, их настроение во время беседы. Ведь в зависимости от темперамента на один и тот же факт подростки реагируют по разному, большое значение имеет общий интеллектуальный и культурный уровень подростков, система мотивов.19
Помимо профилактических бесед с правонарушителями работники ОВД предпринимают и другие меры по пресечению правонарушений. Так, например, работники (инспектора) ОППН-отдела по профилактике преступлений несовершеннолетних регулярно организуют рейды в местах скопления молодежи (дискотеки, рынки и др.) с целью выявления лиц, нарушающих нормы права и предупреждения совершения ими преступления.
Таким
образом, общая криминогенная обстановка
в стране на прямую зависит от того
как фактически выполняют свои обязанности
работники Органов Внутренних Дел,
которые призваны активно бороться с правонарушениями
и проводить профилактическую работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, на сегодняшний день проблема профилактики правонарушений остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и раннее. Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению. Правонарушение нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.
Надо заметить, что иными стали совершаемые в нашей стране правонарушения. Появились определенные тенденции:
1. Среди
правонарушений резко возросло
количество преступлений. При этом
они становятся исключительно
циничными и жестокими,
2. Резко
возросло количество
3. Появились
новые виды правонарушений (например
- рэкет, похищение людей с
4. Преступность приобрела профессиональный, организованный и в определенной мере, международный характер. Для стабилизации сложившегося положения необходимо прежде всего выявить причины правонарушений.
На мой взгляд, основными причинами правонарушений в современном обществе являются следующие:
1. Низкий уровень материальной жизни населения, в связи с нестабильностью и упадком экономики, гиперинфляцией при низкой заработной плате.
2. Низкий
уровень правовой культуры
3. Кризис
морали. На смену господствовавшей
десятилетиями морали
Также одной из причин совершения правонарушений является ложное понимание демократических преобразований как вседозволенности; культ наживы, алчность, пренебрежение нормами общественной морали и нравственности, правовой нигилизм.
Определив и тщательно изучив причины совершения правонарушений мы можем осуществлять профилактику правонарушений на более высоком уровне.
По окончании исследования мною были сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень правонарушений в стране и постоянный их рост говорят о том, что правоохранительные органы работают пока еще неэффективно, не проявляют должной ответственности и наступательности в борьбе с преступностью, не оперативно реагируют на появление новых форм и видов правонарушений, уступают преступникам в технике, средствам связи и защиты.
2. На
мой взгляд, для повышения эффективности
профилактической работы в первую очередь
необходимо, чтобы любые негативные проявления
индивидуального поведения получали своевременную
правовую оценку, адекватную и пропорциональную
степени их опасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И
ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)
1. Нормативные правовые акты
и акты официального толкования права
1.1. Положение о МВД РФ (1996 г.)
1.2. ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
(принят ГосДумой 2 июня 1999 г.)
2. Научная и учебная литература