Правонарушения: социологический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение социального аспекта совершения правонарушений.
Задачи: выработать предложения, реализация которых будет способствовать снижению правонарушений.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТГиП.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      1. Cовершенствование правовой базы и усиление организационной работы в этой сфере. Президент подчеркнул, что в нормативных документах должна быть четко определена компетенция и ответственность каждой структуры, входящей в единую систему профилактики. Это позволит повысить общую координацию работы, сконцентрировать, объединить усилия органов власти и общественных организаций на действительно значимых направлениях.      

      2. Второе направление Президентом РФ выделено особо – профилактическая работа среди молодежи. Он отметил, что на федеральном и местном уровнях уже действуют целевые программы по защите детства. Возрождена работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Активизировалась работа подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Однако кардинально снизить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, пока не удается, а неблагополучное положение в молодежной среде определяет негативную динамику развития криминальной ситуации на предстоящее десятилетие.

      Нельзя  успокаиваться обозначившейся тенденцией снижения преступности несовершеннолетних, так как абсолютное количество несовершеннолетних снижается, а количество правонарушений детьми до 14 лет практически не уменьшается.

      Без знания и понимания причин совершения правонарушений подростками, полной самоотдачи ответственных административных органов, органов образования, культуры, спорта, молодежной политики, СМИ и общественных организаций, непосредственно работающих с детьми и молодежью, нельзя продвинуться вперед в решении данной проблемы.

      Должен  быть строгий спрос на всех уровнях  за выполнение требования Президента РФ о необходимости изжития формализма и значительного повышения качества и содержания профилактической и воспитательной работы с молодежью в школах, вузах, спортивных обществах.

      Для работы с молодежью Президент  РФ требует подбирать профессионально подготовленных, глубоко порядочных, ответственных людей, способных помочь подросткам найти свое место в жизни.

      3. Социальная адаптация людей, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и рода занятий. Речь идет о содействии им в решении жилищных проблем, оказании медицинской и правовой помощи. Эта работа является обязательным условием снижения уровня повторной преступности. Как подчеркнул Президент РФ, в стране сложилась в этой сфере нездоровая традиция и ее нужно менять. Особое значение имеет трудоустройство тех, кто вернулся из мест лишения свободы. Правительству РФ поручено в этом году завершить разработку нормативного правового акта в этой сфере. Положительный опыт принятия решения о выделении для таких людей трех процентов рабочих мест в организациях с численностью персонала свыше 30 человек уже имеется в Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской областях. В некоторых муниципальных образованиях этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Однако только по сельской зоне ежемесячно не трудоустроены более 150 человек. С этой категорией не работают уголовно-исполнительные инспекции, они предоставлены сами себе, вокруг них образуется враждебная среда. В итоге, почти четверть лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в области вновь совершают преступления в течение первого года после прибытия из мест заключения.

      4. Привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций. Как отмечено в выступлении Президента РФ, чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой.

      Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

      Основными задачами профилактики правонарушений являются:

  • формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
  • снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
  • устранение причин и условий совершения правонарушений;
  • недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.        

      Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

  • ведущая роль государства в профилактике правонарушений;
  • участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;
  • законность;
  • комплексность и системность;
  • многоуровневость;
  • приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;
  • непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.

      Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом положений:

  • государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;
  • развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;
  • профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

      Профилактика  правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.

      Меры  общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

  • - сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;
  • - анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;
  • - прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;
  • - создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);
  • - выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
  • - учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;
  • - осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
  • - изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
  • - формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
  • - обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
  • - разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;
  • - привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;
  • - разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений;

Необходимо  использовать:

  • направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);
  • направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков.

Меры  индивидуальной профилактики правонарушений:

  • профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
  • направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
  • оказание помощи профилактируемому лицу;
  • осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
  • привлечение родственников, других лиц к воздействию;
  • другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

      Таким образом, профилактика правонарушений направлена на ликвидацию истоков преступности и является основным видом упреждающего воздействия на криминогенные факторы, которое осуществляется на ранних стадиях их развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В БОРЬБЕ

СПРАВОНАРУШЕНИЯМИ. 

      Основным  субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти.13

      Органы  местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.

      В настоящее время весьма остро  поставлен вопрос об искоренении  правонарушений во всех сферах общественной жизни, о необходимости усиления ответственности за соблюдение общегосударственных, общенародных интересов, решительной борьбы против нарушений государственной и трудовой дисциплины.

      Одно  из центральных мест в системе  правоохранительных органов 
Российской Федерации занимают Органы Внутренних Дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

      В частности на МВД возлагаются основные задачи:

- разработка  и принятие в пределах своей  компетенции мер по защите  прав и свобод человека и  гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

- организация  и осуществление мер по предупреждению  и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и расследованию преступлений;

- обеспечение  исполнения уголовных наказаний;

- руководство  ОВД и внутренними войсками  в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

- совершенствование  нормативной правовой основы  деятельности ОВД и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.14

      Систему ОВД возглавляет Министерство внутренних дел РФ. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДЖ, ОВДТ), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОН). Кроме того, в структуру МВД входят также следственный комитет, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУПС), 
Главное управление исполнения наказаний (ГУИН), образовательные учреждения и др.15

      Правовой  основой деятельности МВД являются: Конституция РФ, федеральные законы, акты ГосДумы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и норму международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

      Свою  деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

      Необходимо  заметить, что в настоящее время  резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью. Им в большинстве своем совершаются квартирные кражи, грабежи, разбои, уличные правонарушения. Именно поэтому внимание к несовершеннолетним, молодежи должно быть резко усиленно, особенно в плане предупреждения правонарушений.

Информация о работе Правонарушения: социологический аспект