Право собственности по конституциям зарубежных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Однако вопросы, связанные с этим понятием очень актуальны и по сей день. Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на
протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Историческая трактовка права собственности в классической западной юриспруденции 4
1.1. Общие положения 4
1.2. Особенности конституционного закрепления права собственности в различных правовых системах 8
1.3. Взгляд современных западных юристов 10
Глава 2. Право собственности по конституциям государств Европы 13
2.1. Особенности конституционных основ права собственности в некоторых государствах Европы 13
2.3. Конституционное закрепление права собственности в Италии, Португалии и Испании 18
2.4. Конституционное закрепление основ права собственности в странах Австрии, Швейцарии и ФРГ 21
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Авторы  из стран общего права пытаются дать универсальное определение собственности  путем составления своего рода каталога правомочий собственника. Один из них, англичанин А. Оноре, предложил определение  права собственности, в которое  входят следующие 11 элементов:

     1) право владения, понимаемое как  исключительный физический контроль  над вещью или как право  исключительного ее использования;

     2) право пользования или личного  использования вещи, когда оно  не включает два последующих  правомочия;

     3) право управления, т.е. право решать, как и кем может быть использована вещь;

     4) право на доход, т.е. на те  блага, которые дает реализация  двух предыдущих полномочий;

     5) право на отчуждение, потребление,  трату по своему усмотрению, изменение  или уничтожение вещи;

     6) гарантия от экспроприации или право на безопасность;

     7) право передавать вещь;

     8) бессрочность;

     9) запрещение использовать вещь  во вред другим;

     10) возможность отобрания вещи в  уплату долга;

     11) остаточный характер, т.е. существование  правил, обеспечивающих восстановление нарушенного правомочия.

     Конкретное  право собственности может охватывать лишь некоторые из указанных элементов. Следовательно, на одно и то же имущество  может существовать несколько прав собственности.

     Некоторые западные авторы, разделяя в целом взгляды А. Оноре, вносят в определение собственности отдельные уточнения. Так, американский юрист Л. Беккер считает, что правом собственности могут быть названы далеко не все из вышеназванных правомочий. По его мнению, наиболее фундаментальным является право на отчуждение, которое (взятое изолированно или в сочетании с другими элементами) можно рассматривать в качестве права собственности. Кроме того, к собственности он относит право на владение, пользование, доход при условии, что каждое из этих правомочий является бессрочным или к тому же гарантировано от экспроприации. Наконец, к праву собственности можно отнести и любое сочетание элементов, указанных Оноре, если в это право входит хотя бы одно из первых пяти правомочий, содержащихся в приведенном перечне прав собственника. По подсчетам Беккера, возможно существование около 1500 вариантов права собственности. Это количество многократно возрастает, если в определении собственности учитывать и цели соответствующего права. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Право собственности по конституциям государств Европы

     2.1. Особенности конституционных основ права собственности в некоторых государствах Европы

     Изучение  института права собственности, как и любого другого, невозможно без обращения к мировому опыту, нашедшему отражение в основных законах различных государств. Изложению текста основных законов каждого государства предшествует научная статья, отражающая их принципиальные положения и характерные особенности. В то же время в предваряющих статьях в основном рассматриваются вопросы государственного устройства, полномочия органов власти и исполнительных органов, права граждан, а права государственной собственности обойдены вниманием.

     Прежде  всего, обращает на себя внимание то, что термин «собственность» употребляется в тексте конституций, переведенных на русский язык, чаще всего как синоним понятия «имущество». Равнозначно используются термины «собственность» и «право собственности». Создается впечатление, что отождествление этих понятий не только недостаток перевода на русский язык, но и разное понимание самого термина «собственность».

     Европа - родина конституционализма. Конституция каждой страны Европы имеет свои неповторимые черты. Анализ закрепленных в них положений о собственности позволяет сделать вывод о том, что конституционные нормы, регулирующие отношения собственности, носят концептуальный или доктринальный характер и являются основополагающими. Большое влияние на формулирование конституционного принципа, определяющего роль и значение собственности, сыграла Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции 26 августа 1789 года, которая провозгласила собственность священной и неприкосновенной. Вслед за этой Декларацией доктрины о неприкосновенности собственности закреплены основными законами многих стран Европы.

     В настоящее время право собственности  объявлено неприкосновенным: по Основному  закону Австрийской Республики от 21 декабря 1867 года, Конституции Королевства  Дании от 5 июня 1953 года, Конституции Княжества Лихтенштейн от 5 октября 1921 года, Конституции Княжества Монако от 17 декабря 1962 года, в Поправках к Конституции Республики Исландия 1995 года, по новым конституциям государств, образованных после распада СССР. Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года, Конституции Республики Болгарии от 12 июля 1991 года, Конституции Литовской Республики от 25 октября 1992 года, Конституции Эстонской Республики от 28 июня 1992 года, по Конституции Украинской Республики частная собственность объявлена нерушимой.

     В конституциях других стран Европы доктрина неприкосновенности собственности  заменена другими концептуальными  понятиями: право собственности  «признается», «гарантируется», «защищается» или «охраняется». Собственность (частная  собственность) «признается и защищается» по Конституции Республики Армения; «признается» по Конституции Испании от 27 декабря 1978 года; «признается и гарантируется» Конституцией Итальянской Республики от 22 декабря 1947 года и  Конституцией Грузии от 24 августа 1995 года; «гарантируется»  Конституцией Республики Албания от 21 октября 1998 года, Конституцией Венгерской Республики от 18 августа 1949 года, Основным законом Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года, Конституцией Португальской Республики от 2 апреля 1976 года; «защищается» («находится под защитой государства», «подлежит защите», «имеет защиту») по Конституции Греции, вступившей в силу 11 июня 1975 года; «охраняется» по Конституции Польши от 2 апреля 1997 года.

     Конституцией  Латвийской Республики от 15 февраля 1922 года и Конституцией Турецкой Республики от 7 ноября 1982 года провозглашено, что «каждый имеет право на собственность». Принцип гарантии и охраны  собственности выражен в Конституции Норвежского Королевства от 17 мая 1814 года путем указания на то, что право на движимое и недвижимое имущество ни в коем случае не может быть нарушено.

     Согласно  ст. 43 Конституции Ирландии, принятой 29 декабря 1937 года, право на частную  собственность определяется следующим  образом: "Государство признает, что человек, в силу того, что он разумное существо, имеет естественное, предшествующее позитивному праву право частной собственности на внешние блага".

     Между тем абсолютизация частной собственности  как права естественного вызывает критику даже со стороны Ватикана. Папа Иоанн Павел II в энциклике Sollicitudo Rei Sociales 1997 года говорил: «Необходимо еще раз напомнить этот необычный принцип христианской доктрины: вещи этого мира изначально предназначены для всех. Право на частную собственность имеет силу и необходимо, но оно не аннулирует значения этого принципа. Действительно, над частной собственностью довлеет социальный долг, то есть она несет в себе как свое внутреннее свойство социальную функцию, основанную как раз на принципе всеобщего предназначения имеющегося добра"6.

     Следует отметить, что основными законами большинства стран, даже тех, в которых  провозглашается принцип неприкосновенности собственности, все же предусмотрена  возможность ее ограничения в  определенных случаях, чаще всего в  общественных целях. Так,  Конституция Княжества Монако хотя и закрепляет неприкосновенность собственности, тем не менее, предусматривает, что это право может быть ограничено. Согласно ст. 24 Конституции Княжества "Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установленных законом и при условии справедливого предварительного возмещения". В интересах общества признано допустимым по закону ограничение права собственности по конституциям ФРГ, Королевства Нидерландов, Республики Болгария, Республики Польша, Турецкой Республики, Королевства Бельгия, Португальской Республики. В ст. 5 Основного закона Австрийской Республики подчеркнуто, что отчуждение собственности допускается только в случаях и в порядке, установленных законом. На необходимость компенсации при изъятии частной собственности в общественных целях указывается в конституциях многих европейских государств.

     Нельзя  не отметить, что по конституциям Эстонской  Республики, Литовской Республики и  Республики Болгария, а также в соответствии со ст. установлены ограничения возможности приобретения права собственности на определенные объекты для лиц, не являющихся гражданами этих государств. Предусматривается, что законом могут быть определены или самим основным законом устанавливаются  виды имущества, которые могут приобрести только граждане или юридические лица некоторых категорий или органы местного самоуправления только этих стран.

     Что касается права государственной  собственности, то конституции ряда стран не содержат никаких положений в отношении этого права. Нет упоминаний о праве государственной собственности в конституциях Королевства Бельгия, Королевства Дания, Ирландской Республики, Республики Исландия, Княжества Лихтенштейн, Королевства  Нидерландов, Королевства Норвегия, а также  в современных конституциях стран: Республики Молдова, Республики Польша, Украинской Республики, Латвийской Республики. В ст. 36 Конституции Княжества Монако закреплено в качестве конституционного  положение о том, что свободное и бесхозяйное имущество является достоянием государства. Конституция Королевства Швеция содержит главу 9 "Финансовая власть", в которой обусловливается формирование государственного бюджета и имеется указание о том, что денежные средства находятся в распоряжении правительства.

     Хотя  в Основной закон Финляндской  Республики, введенный в действие с 1 марта 2000 года, включен параграф 90 «Государственная собственность», однако понятие и содержание его не раскрываются, объекты права не называются. Закреплен  лишь порядок передачи имущества, составляющего государственную собственность: она может переходить только в соответствии с законом или с разрешения Эдускунты, которая осуществляет законодательную власть и принимает решение о государственных финансах (гл. 3,    § 3). Глава 7 определяет состав государственных финансов: налоги, сборы, государственные займы, частные внебюджетные, государственные фонды, а также устанавливает, что надзор и проверка государственных финансов осуществляется Эдускунтой.

     В конституциях государств, образовавшихся после распада СССР, в частности в конституциях Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года, Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года, а также в Хартии основных прав и свобод Чешской Республики от 9 января 1991 года, на конституционном уровне закрепляется государственная собственность как одна из форм (видов) собственности наряду с частной (и муниципальной). В Конституции Украинской Республики, принятой 28 июня 1996 года, формы собственности не названы, но ст. 41 содержит указание о том, что для удовлетворения своих потребностей граждане могут пользоваться объектами государственной и коммунальной собственности в соответствии с законом. Земля признана основным национальным богатством, находящимся под охраной государства.

     Венгерская Республика сохранила Конституцию 1949 года (с последующими дополнениями и изменениями). В ней установлены виды собственности: общественная, частная и исключительно государственная собственность. В  п. 2 § 12 указывается и о собственности самоуправлений. А в § 10 провозглашается, что собственность республики есть национальное достояние и что  сферу исключительной собственности государства определяет закон.

     Конституцией  Республики Болгария от 12 июля 1991 года в п. 2 ст. 17 закреплены две формы  собственности: частная и публичная. В п. 1-4  ст. 18 перечислены объекты исключительно государственной собственности. Земля признана основным национальным богатством, которое находится под особой защитой государства; обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей. Изменение ее предназначения допускается «в порядке исключения, если доказана необходимость этого изменения и при условиях и в порядке, определенных законом» (ст. 21).

     2.3. Конституционное  закрепление права  собственности в  Италии, Португалии и Испании

     Представляют  особый интерес вопросы государственной  собственности по конституциям старейших  европейских государств - Италии, Португалии, Испании. На мой взгляд, самая регламентированная Конституция в Португальской Республике (с изменениями 1989 года). Ее положения вызывают интерес с точки зрения на государственную собственность, или, как указано в ней, государственный сектор. В ст. 81 перечислены 11 первоочередных обязанностей государства в экономической и социальной сферах. Выделены три сектора - государственный, частный и кооперативно-общественный. Особенность этого Основного закона в том, что в нем названы не только сектора собственности на средства производства, но и конкретные объекты, относящиеся к каждому из указанных секторов. Так, в ст. 82 п. 2 указано, что государственный сектор составляют средства производства, которые находятся в собственности и под управлением государства и других государственных учреждений.

     С точки зрения социальной направленности собственности выделяется ст. 84, аналога которой нет в конституциях других европейских стран. В ней перечисляются объекты общественного владения, указано, что законом конкретно определено, какое имущество относится к общественному владению государства, автономных областей, местных органов власти, а также условия и пределы его использования.

     Наиболее  интересна в Конституции этого  государства часть II "Экономическая  организация общества". В ней  закреплены основополагающие принципы социально-экономической организации, в частности: сосуществование государственного, частного, кооперативного и общественного секторов, основанных на соответствующих формах собственности; обобществление средств производства и земель, а также природных ресурсов в соответствии с общественными интересами; защита кооперативной и общественной собственности на средства производства      (ст. 80). Эта Конституция содержит очень редкую для законов других государств статью, предусматривающую участие трудящихся в управлении предприятиями (ст. 89). Предусмотрен бюджет социального обеспечения.

Информация о работе Право собственности по конституциям зарубежных государств