Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа
В течение достаточно длительного периода российское законодательство не могло дать исчерпывающего, имеющего определенное юридическое содержание и не нарушающего основы конституционного строя определения экстремизму.
Введение 3
Глава 1. Экстремизм: понятие, классификация, методы борьбы 3
1.1 Понятие экстремисткой деятельности…………………………………
1.2 Классификация…………………………………………………………
1.3 Методы борьбы 3
Глава 2. Взаимосвязь права и экстремизма 4
2.1 Влияние права на экстремизм………………………………………
2.2 Влияние экстремизма на право 5
Заключение……………………………………………………………………
Библиография 6
Для примера рассмотрим дело участников экстремистской организации из Набережных Челнов "Исламский джамаат" действовавшей на территории Татарстана. Подсудимым было предъявлено обвинение по нескольким статьям УК РФ, в том числе 208 (участие в незаконном вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом), 30-205 (приготовление к теракту), 282.2 ч.2 (участие в деятельности религиозного объединения, запрещенного федеральным законодательством и 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка оружия и взрывчатых устройств). В ходе обысков были обнаружены: литература экстремистской направленности, инструкции по изготовлению взрывных устройств массового поражения, несколько автоматов, пистолеты, "пояса шахидов", 600 граммов пластиковой взрывчатки, свинцовые шарики, гранаты и большое количество патронов. Позже на территории Белорецкого района Башкирии были обнаружены хорошо законспирированные схроны и блиндажи с запасом продовольствия, организованные членами организации. Планировалось, что здесь, в частности, будут расположены военно-полевые лагеря, чтобы вести партизанские действия на территории как Татарстана, так и других регионов РФ. В обвинительном заключении было сказано, что данная организация имела цель дестабилизировать обстановку в Республике Татарстан накануне празднования 1000-летия г.Казани Следствием было установлено, что в преспективе участники данной огранизации намеревались создать на территории Поволжья исламское государство с выходом к границам Средней Азии и Северного Кавказа.
Цели, стаявшие перед участниками данной организации методы и средства, используемые для их достижения, позволяют сделать вывод, что эти действия не относятся к явлениям, происходящим в религиозной сфере. Действия этой группировки являются примером религиозно-политического экстремизма, так как преследуя свои политические цели участники этой организации мотивировались или же камуфлировались религиозными постулатами.
Классификация экстремизма и четкая дифференциация понятий, образуемых в ее результате, очень важны. Это даст возможность точно выявить причины, порождающие ту или иную разновидность экстремизма, это способствует разумному и правильному выбору средств и методов борьбы с экстремизмом, будет содействовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления разных форм экстремизма.
Из-за стремительного роста экстремисткой преступности, в России сформировался систематизированный подход законодательства к предупреждению и противодействию экстремистской деятельности. Главной целью в противодействии экстремизму является установление гражданского мира, межконфессионального диалога, толерантности. Воплощать ее в жизнь ,по моему мнению, обязанность органов государственной власти, правозащитных и других организаций. Для этой деятельности должны быть созданы определенные организации как государственные, так и негосударственные. Примером является образование в структуре Министерства внутренних дел Департамента по противодействию экстремизму и Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму. Эти центры функционирую во всех субъектах.
Департамент
по противодействию экстремизму
Министерства внутренних дел Российской
Федерации (ДПЭ МВД России) - самостоятельное
структурное подразделение
Согласно статье 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» основными принципами противодействия экстремистской деятельности являются:
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
законность;
гласность;
приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
сотрудничество государства
с общественными и религиозными
объединениями, иными организациями,
гражданами в противодействии
неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
В статье 2 Конституции Российской
Федерации сказано, что человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
и гражданина-обязанность
Законность подразумевает,
что в борьбе с экстремизмом основная
сила принадлежит нормативно-
Свобода доступа граждан и организаций к информации, имеющей отношение к основным направлениям, способам противодействия экстремистской деятельности является следствием принципа гласности.
Приоритет обеспечения безопасности России основывается на том, что права и свободы человека и гражданина ограничиваются федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства;
Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Мерам, направленным на предупреждение экстремистской деятельности отдан приоритет в связи с тем, что они направленны не только на предупреждение, но и на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности является важным элементом в борьбе с экстремизмом, ибо лишь силами государственного принуждения это явление преодолеть не удастся.
И естественно, деятельность, направленная на разжигание межнациональной розни, нарушение основ конституционного строя и целостности государства должна быть строго наказана.
Так как основную роль в борьбе с экстремизмом играют меры государственного принуждения, им следует уделить внимание.
Витрук Н.В меры государственного принуждения подразделяет на меры предупреждения, меры пресечения, меры защиты, меры юридической ответственности. В основанием такой классификации лежит целевая направленность мер государственного принуждения, способ осуществления правопорядка. По мнению Цыганковой Е.А «целевая направленность указывает, к достижению каких результатов стремится правоприменитель, реализуя ту или иную принудительную меру. Способ обеспечения общественного порядка определяет, каким образом оказывается данное принудительное воздействие». Я согласна с вышесказанным мнением, ибо в борьбе с таким довольно сложным и многогранным феноменом как экстремизм необходимо уметь прогнозировать последствия применения той или иной меры принуждения, должна преследоваться конкретная цель и должны быть выработаны специальные средства и методы ее осуществления.
По моему мнению, самой эффективной является мера предупреждения. К примеру, если родители при воспитании своего ребенка будут терпимы к другим этносам, будут разъяснять ему, что все люди равны вне зависимости от национальной, религиозной или расовой принадлежности, то и у ребенка проявится толерантность по отношению к другим нациям и иноверцам. Не малую роль в предупреждении экстремистской деятельности играют молодежные общественные организации, которым следует организовывать круглые столы с молодежью, при участии представителей органов местной власти, преподавателей, социальных работниках. Молодежь высказывала бы свое мнение по поводу того, что их не устраивает и вместе со взрослыми пытались бы мирно, без крайних мер найти выход из ситуации.
Мера пресечения экстремистской деятельности направлена на прекращение распространения ее влияния на общество, сознание людей. Так, деятельность религиозных и общественных организаций носящих экстремистский характер прекращается или приостанавливается. В 2007 году было создано два федеральных списка экстремистских организаций, признанных таковыми судом. В один список включены организации, деятельность которых ликвидирована или прекращена, в другой – деятельность которых приостановлена. Примером является прекращение деятельности согласно статье 10 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» следующих организаций: местная религиозная организация «Свидетели Иеговы» г.Таганрог ( решение Ростовского областного суда от 11.09.2009г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 08.12.2009). Группа «Джамаат мувахидов» (решение Ленинского районного суда города Астрахани от 19.10.2007). Для плодотворной борьбы с экстремизмом необходимо быстро реагировать на появление противоправных настроений и эффективно применять меры пресечения.