Право и экстремизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

В течение достаточно длительного периода российское законодательство не могло дать исчерпывающего, имеющего определенное юридическое содержание и не нарушающего основы конституционного строя определения экстремизму.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Экстремизм: понятие, классификация, методы борьбы 3
1.1 Понятие экстремисткой деятельности…………………………………
1.2 Классификация…………………………………………………………
1.3 Методы борьбы 3
Глава 2. Взаимосвязь права и экстремизма 4
2.1 Влияние права на экстремизм………………………………………
2.2 Влияние экстремизма на право 5
Заключение……………………………………………………………………
Библиография 6

Файлы: 1 файл

итоговая.docx

— 46.04 Кб (Скачать)

Для примера рассмотрим дело участников экстремистской организации из Набережных Челнов "Исламский джамаат" действовавшей на территории Татарстана. Подсудимым было предъявлено обвинение по нескольким статьям УК РФ, в том числе 208 (участие в незаконном вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом), 30-205 (приготовление к теракту), 282.2 ч.2 (участие в деятельности религиозного объединения, запрещенного федеральным законодательством и 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка оружия и взрывчатых устройств). В ходе обысков были обнаружены: литература экстремистской направленности, инструкции по изготовлению взрывных устройств массового поражения, несколько автоматов, пистолеты, "пояса шахидов", 600 граммов пластиковой взрывчатки, свинцовые шарики, гранаты и большое количество патронов. Позже на территории Белорецкого района Башкирии были обнаружены хорошо законспирированные схроны и блиндажи с запасом продовольствия, организованные членами организации. Планировалось, что здесь, в частности, будут расположены военно-полевые лагеря, чтобы вести партизанские действия на территории как Татарстана, так и других регионов РФ. В обвинительном заключении было сказано, что данная организация имела цель дестабилизировать обстановку в Республике Татарстан накануне празднования 1000-летия г.Казани Следствием было установлено, что в преспективе участники данной огранизации намеревались создать на территории Поволжья исламское государство с выходом к границам Средней Азии и Северного Кавказа.

Цели, стаявшие перед  участниками данной организации методы и средства, используемые для их достижения, позволяют сделать вывод, что эти действия не относятся к явлениям, происходящим в религиозной сфере. Действия этой группировки являются примером религиозно-политического экстремизма, так как преследуя свои политические цели участники этой организации мотивировались или же камуфлировались религиозными постулатами.

Классификация экстремизма и четкая дифференциация понятий, образуемых в ее результате, очень важны. Это даст возможность точно выявить причины, порождающие ту или иную разновидность экстремизма, это способствует разумному и правильному выбору средств и методов борьбы с экстремизмом, будет содействовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления разных форм экстремизма.

 

 

 

    1.  Методы борьбы

Из-за стремительного роста экстремисткой  преступности, в России сформировался  систематизированный подход законодательства к предупреждению и противодействию  экстремистской деятельности. Главной целью в противодействии экстремизму является установление гражданского мира, межконфессионального диалога, толерантности. Воплощать ее в жизнь ,по моему мнению, обязанность органов государственной власти, правозащитных и других организаций. Для этой деятельности должны быть созданы определенные организации как государственные, так и негосударственные. Примером является образование в структуре Министерства внутренних дел Департамента по противодействию экстремизму и Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму.  Эти центры функционирую во всех субъектах.

Департамент по противодействию экстремизму  Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДПЭ МВД России) - самостоятельное  структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел  Российской Федерации, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной  политики, нормативное правовое регулирование  в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее  иные функции в соответствии с  нормативными правовыми актами МВД  России. Основным направлением его деятельности определено пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти. Основными задачами ДПЭ МВД России являются:

- участие в  формировании государственной политики  в установленной области деятельности;

- участие в  совершенствовании нормативного  правового регулирования в установленной  области деятельности;

- организация  борьбы с преступлениями экстремистской  направленности;

- организационно-методическое  руководство подразделениями по  противодействию экстремизму главных  управлений МВД России по федеральным  округам, министерствам внутренних  дел, главных управлений, управлений  внутренних дел по субъектам  Российской Федерации, управлений  внутренних дел на железнодорожном,  водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних  дел в закрытых административно-территориальных  образованиях, на особо важных  и режимных объектах.

 

Согласно статье 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» основными принципами противодействия экстремистской деятельности являются:

признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина, а равно законных интересов  организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства  с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания  за осуществление экстремистской деятельности.

 

В статье 2 Конституции Российской Федерации сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Законность подразумевает, что в борьбе с экстремизмом основная сила принадлежит нормативно-правовым актам. Согласно этому принципу субъекты общественных отношений обязаны неуклонно соблюдать все нормативно-правовые акты, для обеспечения равенства всех перед законом, его верховенства.

Свобода доступа граждан  и организаций к информации, имеющей  отношение к основным направлениям, способам противодействия экстремистской деятельности является следствием принципа гласности.

Приоритет обеспечения безопасности России основывается на том, что права и свободы человека и гражданина ограничиваются федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства;

Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Мерам, направленным на предупреждение экстремистской деятельности отдан приоритет в связи с тем, что они направленны не только на предупреждение, но и на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности является важным элементом в борьбе с экстремизмом, ибо лишь силами государственного принуждения это явление преодолеть не удастся.

И естественно, деятельность, направленная на разжигание межнациональной розни, нарушение основ конституционного строя и целостности государства должна быть строго наказана.

Так как основную роль в  борьбе с экстремизмом играют меры государственного принуждения, им следует  уделить внимание.

Витрук Н.В меры государственного принуждения подразделяет на меры предупреждения, меры пресечения, меры защиты, меры юридической ответственности. В основанием такой классификации лежит целевая направленность мер государственного принуждения, способ осуществления правопорядка. По мнению Цыганковой Е.А «целевая направленность указывает, к достижению каких результатов стремится правоприменитель, реализуя ту или иную принудительную меру. Способ обеспечения общественного порядка определяет, каким образом оказывается данное принудительное воздействие».  Я согласна с вышесказанным мнением, ибо в борьбе с таким довольно сложным и многогранным феноменом как экстремизм необходимо уметь прогнозировать последствия применения той или иной меры принуждения, должна преследоваться конкретная цель и должны быть  выработаны специальные средства и методы ее осуществления.

По моему мнению, самой  эффективной является мера предупреждения. К примеру, если родители при воспитании своего ребенка будут терпимы к другим этносам, будут разъяснять ему, что все люди равны вне зависимости от национальной, религиозной или расовой принадлежности, то и у ребенка проявится толерантность по отношению к другим нациям и иноверцам.  Не малую роль в предупреждении экстремистской деятельности играют молодежные общественные организации, которым следует организовывать круглые столы с молодежью, при участии представителей органов местной власти, преподавателей, социальных работниках. Молодежь высказывала бы свое мнение по поводу того, что их  не устраивает и вместе со взрослыми пытались бы мирно, без крайних мер найти выход из ситуации.

Мера пресечения экстремистской деятельности направлена на прекращение  распространения ее влияния на общество, сознание людей. Так, деятельность религиозных и общественных организаций носящих экстремистский характер прекращается или приостанавливается. В 2007 году было создано два федеральных списка экстремистских организаций, признанных таковыми судом. В один список включены организации, деятельность которых ликвидирована или прекращена, в другой – деятельность которых приостановлена. Примером является прекращение деятельности согласно статье 10 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» следующих организаций: местная религиозная организация «Свидетели Иеговы» г.Таганрог ( решение Ростовского областного суда от 11.09.2009г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 08.12.2009). Группа «Джамаат мувахидов»  (решение Ленинского районного суда города Астрахани от 19.10.2007). Для плодотворной борьбы с экстремизмом необходимо быстро реагировать на появление противоправных настроений и эффективно применять меры пресечения.

 


Информация о работе Право и экстремизм