Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа
В течение достаточно длительного периода российское законодательство не могло дать исчерпывающего, имеющего определенное юридическое содержание и не нарушающего основы конституционного строя определения экстремизму.
Введение 3
Глава 1. Экстремизм: понятие, классификация, методы борьбы 3
1.1 Понятие экстремисткой деятельности…………………………………
1.2 Классификация…………………………………………………………
1.3 Методы борьбы 3
Глава 2. Взаимосвязь права и экстремизма 4
2.1 Влияние права на экстремизм………………………………………
2.2 Влияние экстремизма на право 5
Заключение……………………………………………………………………
Библиография 6
Введение3
Глава 1. Экстремизм: понятие, классификация, методы борьбы3
Глава 2. Взаимосвязь права и экстремизма4
2.1 Влияние права на экстремизм………………………………………
2.2 Влияние экстремизма на право5
Заключение……………………………………………………
Библиография6
Введение
Глава 1. Экстремизм: понятие, классификация, методы борьбы
В течение достаточно длительного периода российское законодательство не могло дать исчерпывающего, имеющего определенное юридическое содержание и не нарушающего основы конституционного строя определения экстремизму.
В Указе Президента РФ от 28 октября1992 г. № 1308 "О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации" пункте 2 сказано: Председателям правительств республик в составе Российской Федерации, главам администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
неукоснительно выполнять требование Конституции Российской Федерации о недопустимости создания и деятельности партий, организаций и движений, имеющих целью свержение конституционного строя, разжигание национальной и социальной розни, совершение иных противоправных деяний;
принять строжайшие меры к пресечению деятельности экстремистских элементов.
А что же следует понимать под «экстремистскими элементами»? Ответа в данном указе нет. Получается, нужно бороться с тем, чего не знаем, уполномоченные на такую деятельность лица сами будут определять, что является экстремистскими элементами, а что нет, но это может привести к ужасному произволу, нарушению конституционных прав граждан. Поэтому при проверке конституционности данного указа, содержащееся в пункте 2 понятие «экстремистские элементы» признано не имеющим юридического значения, так как не имеет определенного юридического содержания.
Впервые юридическую силу термин экстремизм приобрел при ратификации и подписании Шанхайской конференции от 16.06.2001 «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В статье 1 части 1 пункте 3 под экстремизмом понимается: какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон. Здесь же, в части второй данной статьи оговаривается, что такое определение является неисчерпывающим, каждая Сторона вправе совершенствовать, расширять его. По-моему мнению, такой подход очень удобен и разумен, так как в каждой стране экстремизм проявляется в разных обличиях, но в то же время им преследуются одни и те же цели, оговоренные в данной статье. Поэтому каждая Сторона(Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан) ратифицировавшая и подписавшая данную конвенцию будет дополнять, уточнять определение экстремизма в соответствии с особенностями развития своей страны.
Так, 25 июля 2002г. был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
Чтобы как следует понять что же такое экстремистская деятельность(экстремизм) рассмотрим некоторые пункты из вышеупомянутого определения на примерах из реальной жизни.
В Республике Карелия рассматривалось дело жителя г.Петрозаводска В. Дрезнера, который обвинялся в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). В ходе расследования было установлено, что обвиняемый распространял обращения, в виде листовок, электронных писем, содержащий призыв о передаче Финляндской Республике приграничных территорий Республики Карелия, Мурманской и Ленинградской областей Российской Федерации. Суд признал Дрезнера виновным в осуществлении экстремистской деятельности, так как его призывы были направлены на нарушение целостности Российской Федерации.
Ярким примером осуществления экстремистской деятельности является функционирование структурного подразделения "Движения против нелегальной иммиграции" в городе Портвино. Лица, входящие в данное подразделение имели одной из своих целей разжигание национальной ненависти или вражды, унижение достоинства человека по признакам национальности, происхождения, дискриминацию лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и (или) не относящихся по своим внешним данным к славянской народности путем применения к ним физического насилия или угрозы его применения, а также совершение других действий, направленных на побуждение жителей г.Протвино к осуществлению экстремистской деятельности". Так, данными лицами были установлены места, где наиболее часто появляются лица неславянской внешности, для того чтобы вылавливать их там и применять физическое насилие. Деятельность данной организации была предотвращена судом. В ходе расследования было выяснено, что обвиняемые в осуществлении экстремистской деятельности распространяли материалы, содержащие призывы к разжиганию межнациональной вражды, с помощью агитации привлекали в свою организацию молодежь, применяли физическое насилие к лицам неславянской внешности. Ими был убит уроженец Таджикистана. Дело относительно этих лиц рассматривалось в соответствии со ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества), п.п. "а", "в" ч. 2 ст.282 УК РФ(возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), ч. 1 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), п. "б" ч. 2 ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека), ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества).
Из вышесказанного видно, что экстремизму свойственна приверженность к крайним взглядам и мерам. Проблемы, возникающие в обществе, решаются крайними, не присущими обществу способами, механизмами. Такой подход решения проблем ставит под угрозу развитие любого общества. Для плодотворной борьбы с чем либо, нужно четко знать с чем нужно бороться, тем более с таким многогранным явлением как экстремизм.
Экстремизм, на современном этапе своего развития достиг широкого разнообразия. Экстремистскую деятельность можно дифференцировать по целям, по тому в какой сфере жизни она проявляется, по тому какими процессами она обусловлена(экономическими, социальными, политическими и т.д), по численности и организованности участников можно выделить действия сообществ, групп (организации и секты); спонтанных группировок или же тщательно сформированных; одиночек. Г.И. Авцинова предлагает следующую классификацию:
По направленности:
По масштабам действий:
По отношению к властным структурам:
В зависимости от идеи революционизма:
Если при
Экономический экстремизм основывается на отрицании многообразия форм собственности, хозяйство ведется едиными методами, конкуренции нет места. Экстремистские проявления могут быть выявлены в деятельности коммерческих предприятий.
В сфере экологии приверженцы крайних взглядов выступают против технического прогресса, не уделяют внимая развитию природоохранной системы.
Духовный экстремизм подразумевает отрицание других культур, уничтожение исторических памятников, отсутствие национального воспитания у граждан.
Для такого многонационального и многоконфессионального государства как Российская Федерация особую опасность представляет националистический экстремизм. По мнению Л.Х. Авшалумовой национальная память является носителем истории своего народа, она хранит духовно-нравственные ценности, победы и поражения, имена героев, влияющих на жизнь того или иного народа, поддерживающих в нем идеи национального патриотизма, национальной гордости и национального единения. Я согласна с данным высказыванием, и считаю, что самым опасным и болезненным является нетерпимость, унижение, порицание нравственных ценностей другого народа. Народы должны уважать обычаи и историческую память друг друга, заимствовать полезное для себя, ни в коем случае не должно агитироваться верховенство какой-либо нации, это приведет к расколу в обществе, к межнациональной ненависти, беспределам, вооруженным конфликтам.
Ярким примером беспредлелов, основанных на национальной почве служат события декабря 2010 года на Манежной площади. Тысячи мужчин разных возрастов выкрикивали националистические лозунги «Россия для русских», «Русские, вперед». Этим митингующие не ограничились, попавшиеся им на встречу молодые люди неславянской внешности были сильно избиты, но сотрудники ОМОНа смогли спасти их. Потом они направились в метро и продолжали там применять физическое насилие ко всем, кто казался им нерусским. Такое стечение обстоятельств показывает, насколько опасна нетерпимость к другим нациям, дело может привести к вспышке еще больших и мощных конфликтов, чего в нашей многонациональной стране быть не должно, ибо это приведет к расколу в обществе.
Религиозный экстремизм заключается в нетерпимости к другим религиям, вероубеждениям, иногда и в рамках одной конфессии. Самым сильным орудием в руках такого явления является идеология, ее нельзя сломить подправив законодательство или усилив деятельность органов государственной безопасности. Лидеры экстремистских организаций манипулируют чувствами, убеждениями людей, в основном молодежи, делают из них религиозных фанатиков, которым ни страшна смерть, они готовы убивать рады высшей цели. А цель самих инициаторов далека от религии. Они преследуют свои политические цели, хотят нарушить целостность страны, выступают против основ конституционного строя. Здесь имеет место не только религиозный экстремизм, а более мощный механизм – экстремизм политический. Он может быть оппозиционным и государственным по отношению к властным структурам. Примером первого является деятельность Партии большевиков организовывающая забастовки, демонстрации, вооруженные формирования, выступая против действующего государственного порядка. Предпринимала попытки захвата власти и в октябре 1917 добивалась своего. Осуществляемые властными структурами репрессии тоже носят экстремистский характер. Экстремизм, каким бы он ни был всегда имеет крайние, насильственные, бескомпромиссные методы решения проблем. Особое внимание, по моему мнению, следует уделить взаимосвязи религиозного и политического экстремизма. Это обусловлено тем, что в последние время экстремистские действия, носящие религиозный характер проявляются в политической сфере общества. Нуруллаев А.А и Нуруллаев Ал. А в своей статье «Религиозно-политический экстремизм» соединяют в один термин понятия религиозный и политический экстремизм. Под религиозно-политическим экстремизмом они понимают деятельность, направленную на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, которая мотивирована или же камуфлирована религиозными постулатами и лозунгами. Введение такого понятия, по их мнению, поможет отделить явления , которые протекают в религиозной сфере от противоправных действий совершаемых в мире политики, которые подкреплены религиозной мотивацией или же камуфлированы ей. Я согласна с авторами, потому что зачатую СМИ подводит под одну черту нетерпимость к другим религиям, возбуждение религиозной розни с действиями, которые носят лжерелигиозный характер.