Право и государство: понятие, признаки и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть этапы становления государства и права, их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также понятие, признаки
и принципы правового государства как гаранта наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- Изучить литературу по теме исследования;
- Определить функции и взаимодействие права и государства;
- Проанализировать соотношение права и государства;
- Изучить понятие, признаки и принципы правового государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: ИХ ФУНКЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 5
1. 1. Предпосылки возникновения права и государства 5
1. 2. Функции права и государства 6
1. 3. Государство и право в их соотношении. 11
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА 16
2. 1. Теория правового государства 16
2. 2. Понятие и признаки правового государства 22
2. 3. Принципы правового государства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Право и государство.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

4. Как способ ограничения  политической власти выступает  верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

5. Взаимная ответственность  государства и личности — это  тоже способ ограничения политической  власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

В условиях правового  государства личность и властвующий  субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Этот способ ограничения  политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

Подчиняясь праву, государственные  органы не могут нарушать его предписаний  и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

а) ответственность правительства  перед представительными органами;

 б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная  ответственность должностных лиц  государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

 в) импичмент и  др.

Формами контроля со стороны  общественности за выполнением обязательств государственных структур могли  бы стать референдумы, отчеты депутатов  перед избирателями и т. д. На тех  же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения  между государством и личностью  должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Названные способы и  средства ограничения государственной  власти могут рассматриваться в виде самостоятельных категорий, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип — последовательное связывание посредством права государственной власти.

Кроме двух основных можно  выделить и другие принципы, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон. Это: высокий  уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

Идея правового государства  есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов  правового государства два из них остаются приоритетными, главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо они оба выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической, представляющей средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций. И тогда гражданское общество ничего от этого не выиграет, а наоборот, только проиграет.

В условиях правового  государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, «замешанных» в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаем трудные поиски согласия, принятие компромиссных решений. Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только «плохие поступки» государства, но и «хорошие». Это — неизбежное зло, которым общество вынуждено расплачиваться за подобное жизнеустройство. Сравнивая его со злом, которое причиняет обществу и личности государство, не ограниченное правом, отдадим предпочтение все же первому. То есть и в данном вопросе последуем древней мудрости, рекомендующей «из двух зол выбирать меньшее».

Идея правового государства  в некотором роде носит универсальный  характер в том смысле, что она  практически присуща политической и правовой идеологии цивилизаций  всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

Если говорить о России, то в. части 1 статьи 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация  — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»24.

Процесс становления  правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной  законодательной системы, способной «связать» государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, — задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно25.

Россия в современный  период находится в состоянии  кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву, как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

С другой стороны, не абсолютизируя  роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо «в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и «правовое государство» — это скорее идеальный тип...»26.

Сегодня правовое государство  предстает в большей степени  как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям, культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С момента своего зарождения государство и право связаны между собой, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.            

Назначение государства  и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, «ведения общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее «от просто случая и просто произвола». Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе.

 Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;  наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; федерализм; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
  2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия / С.С. Алексеев – М.: Юристъ, 2005.
  3. Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Государство и право. 1991. № 2. С. 6-9.
  4. Аржанов М.Л. Государство и право в их соотношении. М., 1980.
  5. Бердяев Н. А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.
  6. Венгеров А.Б. Происхождение права / Общая теория права: Курс лекций. Н.Новгород, 1993.
  7. Вишневский А. Ф. Общая теория государства и права: Учебник – М.: Издательство деловой и учебной лит-ры, 2004.
  8. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
  9. Воротилин Н. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология: Курс лекций. М, 1993.
  10. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  11.   Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности// Государство и право. 2004. № 3. С. 7-12.
  12. Лазарев В. В. Общая теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юристъ, 2001.
  13. Ленин   В.   И. Полное собр. соч. Т. 35. М., 1987.
  14. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 2005. № 5. С. 15-20.
  15. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М„ 1989.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. М., 1987.
  17. Матузов Н.И. О принципе «все, не запрещенное законом, дозволено» // Сов. государство и право. 1989. № 8. С. 12-18.
  18. Нерсесянц B.C. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность. М., 1990.
  19. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.
  20. Теория государства и права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2006.
  21. Толстой Л.Н. Царство божие внутри нас // Полн. собр. соч. М., 1987.
  22. Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. № 4.
  23. Федоров В.П. Истоки идей правового государства. Владивосток, 2004.
  24. Четвернин И. Л. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М, 1993.

Информация о работе Право и государство: понятие, признаки и принципы