Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав - на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2. ПОНЯТИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
4. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.
Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. «Несмотря на всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы… Там, где нет законов, там нет и свободы». [15, с. 34]
Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.
Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против «старого режима» во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права, так или иначе, испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй. [22, с. 130]
Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл «сыном свободы» и говорил: «Я основывал свое дело на свободе». [4, с. 254] Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.
В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. «Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием». [3, с. 21] Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается.
Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. «Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях.
Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.
Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.
2. Понятие прав и свобод человека
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Свобода - это возможность, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами, это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие «свобода», идея свободы достаточно активно употребляются людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе и воспринимаются как совершенно ясные и понятные. Вместе с тем «свобода» при всей кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей. И очень часто оказывалось, что эти жертвы были напрасны, поскольку на смену одной несвободе приходила другая, еще более деспотическая.
Утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т. п. А потому свободу большинство людей отождествляет с высвобождением от прошлого, свободой от чего-то, т. е. главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
Наиболее важной является трактовка свободы как категории права, как важнейшего принципа права.
Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правого поля.
Таким образом, говоря о понятиях «права» и «свободы», следует согласиться с выводами Л. Д. Воеводина о наличии в них и сходства, и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства. [6, с. 133, 134]
Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения ряда авторов, которые говорят об идентичности этих понятий, указывая лишь, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора. [18, с. 151, 152]
Разграничение понятий «права» и «свободы» имеет практический смысл. Если государство в своем Основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае предоставления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.
Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме, и в этом состоит ее отличие от произвольной воли. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т. е. свобода их воль. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - это все необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело другой формы выражения свободы, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий. [8, с. 47]
Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней.
В древней философии (у Аристотеля и Эпикура) речь идет о свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развитие человеческой личности. [24, с. 406]
Марксисты определили свободу как деятельность, опирающуюся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов, а в способности выбрать, принимать решения «со знанием дела» [16, с. 116]
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской. [5, с. 169]
Такая трактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представители которой утверждали, что естественные права и свободы принадлежат человеку с момента рождения, а, вступая в общество, люди приобретают гражданские права. Естественно-правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течением времени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций выводит три основных принципа естественного права: воздержание от посягательства на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». [7, с. 28-29]
На начальном этапе английской революции демократические силы выступали за религиозную свободу, свободу от принудительного набора в армию и благосостояние народа. Существенный вклад в развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII столетия Дж. Локк, который включает в систему естественных прав личности право на жизнь, свободу и имущество.
Однако для него характерен реалистический переход к понимаю свободы. Он пишет: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной самовластной воли другого человека». [10, с. 16, 17]
В период буржуазных революций в конце XVIII века была актуальной идея «равенства возможностей». Принцип правового равенства имеет универсальное значение. Если этот принцип действует - значит, в данном обществе существует правовое начало и правовой способ регуляции общественной жизни. Где этого принципа нет - там нет и права как такового.
Однако формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права. Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Открытые перед человеком возможности должны определяться только его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, полом или иными факторами.
В русской правовой науке XIX-XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:
- главенствующая роль принадлежит государству и праву;
- закон становится всеобщим и необходимым только в том случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.