Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КП.docx

— 52.41 Кб (Скачать)

Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125) — это возможность обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, которая устанавливается Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»^.

Конституционный Суд России — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со статьей 2 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»7 полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией РФ (в частности, главой 7 «Судебная власть») и данным Законом.

Защита Конституционным  Судом конституционных прав и  свобод граждан осуществляется, прежде всего, при рассмотрении ряда категорий  дел:

— при проверке конституционности  актов и договоров, указанных  в пунктах «а», «б», «в», «г», «д»  ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;

- при разрешении споров  между органами государственной  власти, определенными пунктами  «а», «б», «в» ч. 3 ст. 125 Конституции  РФ;

— при толковании Конституции (ч. 5 ст. 125)'.

Почти все дела, разрешенные  российским Конституционным Судом, затрагивают вопросы защиты этих прав и свобод граждан. Конституционный  Суд РФ по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; п. 3 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Рассмотрение конституционных  жалоб граждан в конституционных  судах — особая категория дел. Во-первых, заявитель должен четко  сформулировать в жалобе свое суждение о том, какое его конкретное конституционное  право или свобода нарушено и  кем. Во-вторых, знать, что конституционные  суды страны, в том числе Конституционный  Суд России и конституционные  суды субъектов Федерации, - это не кассационные, апелляционные или  надзорные судебные инстанции в  рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в судах  общей юрисдикции, они лишь оценивают  в пределах своих полномочий конституционность  закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц.

Процедура рассмотрения конституционной  жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных  прав и свобод личности. Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства, как показывает практика, способствовала утверждению свободы  передвижения и запрету института  прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина.

Таким образом, полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, порядок  обращения и общие правила  производства являются реализацией  конституционной гарантии права  граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку  определения и постановления  Конституционного Суда РФ при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время  соответствие действующего законодательства Конституции страны.

Судебная защита прав и  свобод согласно части 1 ст. 46 Конституции РФ гарантируется каждому.

Законная  самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно части 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и сво-5оды всеми способами, не запрещенными законом. Индивид имеет право использовать для защиты своих нрав и свобод все государственные средства защиты согласно статьям 33, 35, 36, 46, 47 — 54 Конституции РФ, т.е. может использовать все виды обращений, обжалований, в особенности в судебную систему.

Защищая свои права и свободы, лицо вправе использовать демократические  институты гражданского общества: обращаться в средства массовой информации, партии и иные общественные объединения. Используя  свои гражданские нрава, оно может  осуществлять пикетирование, обращаться к общественности с просьбой о  проведении массовых акций в свою защиту в виде митингов, демонстраций, письменных обращений. Законодательное  регулирование получили вопросы  о видах оружия, используемого  лицом в целях самообороны  и защиты своих прав.       

Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется нормами Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, в том; числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих областях взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц.

Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие: законодательные гарантии в сфере исполнительной власти; административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти; специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства страны, федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека; прокурорский надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Международная защита прав и свобод — возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

 

Заключение

Положение человека, его  права, свободы являются центральным  объектом конституционного регулирования  в Российской Федерации, предметом  охраны и защиты иных законов —  источников конституционного права.

В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают  участие все отрасли российского  права, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей. Особая роль при этом принадлежит Конституции, положения которой о человеке, гражданине образуют ядро, основу всего  правового статуса личности.

Совокупность конституционных  норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции).

При этом не следует забывать различий между объективным правом — совокупностью юридических  норм, определяющих положение человека в государстве, и субъективным —  теми конкретными правами и свободами, которыми обладает каждый человек, находящийся  на территории России.

На территории Российской Федерации находятся физические лица, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранного государства, лица, не имеющие  ни российского, ни иностранного гражданства. Конституция учитывает особенности  каждой из этих категорий физических лиц. Однако она исходит из того, что эти различия не являются главными, государство должно обеспечить достойные  условия, уважительное отношение к  любому человеку как личности, гарантировать  защиту его жизни, здоровья, чести  и достоинства.

Реализуя этот подход, Конституция  России закрепляет совокупность прав человека, определенный в нормах международной; права и общепризнанный мировым  сообществом минимум социальных благ и свобод, необходимых для  обеспечения достойного существования  любого лица, находящегося на территории России.

Во-первых, Конституция указывает  на международно-правовой источник и  общепризнанный характер прав человека. Важно подчеркнуть, что общепризнанные нормы о правах человека не только являются основой для закрепления  соответствующих прав в Конституции, но и впервые в отечественной  конституционной практике признаются в качестве составной части ее правовой системы, т.е. обладают возможностью непосредственно регулировать общественные отношения на территории России. При  этом ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Во-вторых, Конституция России исходит из того, что права человека признаются и гарантируются государством. Это означает, что государство  не «дарует» эти права своим гражданам, другим лицам, находящимся на его  территории, не «наделяет» их ими. Государство  не является источником этих прав и  не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Права человека существуют до и вне государственного признания и складываются в результате развития общества, совершенствования  его экономической и социальной организации.

В-третьих, Конституция России указывает на естественный и неотчуждаемый  характер прав и свобод человека. Права  человека принадлежат каждому человеку с момента рождения и непосредственно  вытекают из достоинства человеческой личности. Неотчуждаемость их означает, что они принадлежат каждому  человеку на всем периоде его жизни  и не могут быть отменены государством по своему усмотрению. Эти права  являются основным критерием оценки деятельности государства, своеобразным барьером, переступать который оно не может, не разрушив конституционный строй.

И наконец, в-четвертых, права  и свободы человека по Конституции  РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отсутствие в ряде случаев законов, конкретизирующих процедуры осуществления  этих прав, не может рассматриваться  как основание для отказа в  их реализации со стороны государственных  органов и должностных лиц.

Гражданские (личные) конституционные  свободы в своем подавляющем  большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших  индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.

Вторую группу конституционных  прав и свобод образуют политические права и свободы. Основное назначение политических прав и свобод — обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм  государственной власти.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические  и культурные права. К их числу  можно отнести свободу экономической  деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной  собственности, и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами; право на свободный  труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право  на благоприятную окружающую среду; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Основное назначение этого  блока прав человека и гражданина — обеспечить достойные социально-экономические  условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах  социально полезной деятельности, оказать  поддержку малоимущим и престарелым  лицам со стороны государства.

Каждое из перечисленных  конституционных прав и свобод имеет  собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законодательства. Ряд конституционных прав гражданина определяет содержание и направление  развития целых отраслей российского  законодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального  обеспечения).

Каждое конституционное  право и свобода реализуются  с помощью экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление  заложенных в конституционном праве  или свободе вариантов поведения  человека, гражданина. Ряд общих, универсальных  для всех конституционных прав и  свобод, гарантий закреплен в самом  Основном Законе.

Сегодня в нашей стране все еще отсутствует подлинное  уважение к человеку и его правам. Это понятно, поскольку деформация правосознания, проходившая десятилетия  и глубоко укоренившееся пренебрежение  к правам и свободам, создают сложную  ситуацию незащищенности индивида, его  неуверенности в действиях властей  по соблюдению его прав и свобод. Поэтому первостепенной задачей  государства являются обучение культуре прав человека, которое должно распространятся  и на должностных лиц, и на всех людей, проживающих на территории страны.

Список использованной литературы:

   Норматино-правовые акты:

1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. – М.: Изд-во АСТ, 2008. – 64 с

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ

"О Конституционном  Суде Российской Федерации"

   Научно-учебная литература:

  1. Брокгауз Ф.Л., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Эксмо, 2003.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. — М.: 2004.
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2003.
  4. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. — М, 2003.

5.     Рудинский  Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. — 2000. — Мв 31

   Интернет- ресурсы

Информация о работе Права человека