Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:05, реферат
Главный институт политической системы – государство, отличительной чертой которого является суверенность (верховная власть, независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и наконец, осуществлять правосудие.
Введение 3
Права человека как один из признаков правового государства 5
Права человека и правовое государство 5
Заключение 10
Литература 11
Главный институт политической системы – государство, отличительной чертой которого является суверенность (верховная власть, независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и наконец, осуществлять правосудие.
Государственная власть имеет в своем распоряжении государственный аппарат управления, а также специальные вооруженные отряды людей – армию, милицию и т.п., и потому государство выступает как сила, способное осуществлять принуждение в отношении любого члена общества. С помощью чиновников, армии, милиции, суда легко подавить интересы социальных групп, классов и даже целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии служит ярким примером этого. В результате открытые террористические диктатуры превратились в опаснейших противников общественного прогресса.
В нашей стране, начиная с 30-х гг., государство тоже проявило необузданный нрав. Оно ввело принцип «запрещено все, что не разрешено». Вместо законов, права в стране господствовали команда и приказ. Не случайно такие способы (методы) управления получили название административно-командных.
В последней трети XX в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое государство.
В словосочетании «правовое государство»: на первом месте в нем – право, на втором – государство. В социально-политической жизни это означает верховенство право в обществе, во всех его сферах. Такой основополагающий принцип правового государства.
История становления и развития государственности неотделима от поиска оптимальных параметров взаимоотношения власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в государствах любой формации. На ранних этапах развития государственности в зависимости от социально-классовой принадлежности человек либо получал возможность воздействия на власть, либо выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей. Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге неразвитой государственности, низкого уровня культуры общества. Установление формального правового равенства явилось важнейшим историческим прорывом к свободе, праву, правам человека, которые открыли путь к новому этапу развития государственности – правовому государству.
Развитие идей правового государства насчитывает тысячелетия. Характерно, что развитие идей и доктрин правовой государственности неотделимы от становления понятий прав человека, явившихся в конечным счете тем центральным звеном, вокруг которого и во имя которого развивались и выстраивались принципы правового государства.
Социальные революции, приводившие к смене одной общественно-экономической формации другой, всегда определяли не только новый характер государства, отражавший принципы взаимоотношений власти и индивида, но и новые позиции по отношению к праву, законности и ограниченно из них вытекающей проблеме прав человека, правового положения личности в обществе.
Такие революции совершались в рамках западноевропейского региона и охватили Нидерланды, Италию, Англию, Францию, т.е. страны, внутри которых сложились социально-экономические предпосылки для устранения сословно-феодальных границ и утверждения капиталистического способа производства.
Антифеодальная борьба революционного класса – буржуазии – опиралась на поиск новых форм взаимоотношений индивида и власти, на необходимость противопоставить феодальному произволу новые принципы, а именно принципы прав человека.
Политическое и правовое мышление Нового времени, выступив против власти государства, подавляющей человека, выдвинуло на первый план индивида с его притязаниями и интересами, и они должны были привести к установлению такого государственного порядка, который мог бы их удовлетворить.
Основные притязания индивида к новой государственной власти состояли в следующем: власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права и благосостояние всех членов общества; в новом государственном порядке должна осуществляться неотъемлемо принадлежащая человеку свобода. Из последнего постулата вытекает учение о естественных, неотчуждаемых правах человека, которые стоят выше государственной власти и призваны стать её ограничителем, удерживать её от произвола и насилия.
Раннебуржуазные теории господства права, правового государства, разделения властей опирались на теоретические построения античных мыслителей относительно подчинения закону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации государства. Для них также характерна неотделимость прав человека от принципов правового государства.
В середине XIX в. происходит изменение взглядов на границы государственного вмешательства в жизнь общества. В конце XIX – начале XX в. правовое государство и в теории и на практике обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм (приоритет прав человека по отношению к власти); демократичность (преодоления отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы); нравственность (забота об «общем благе»); ограничения всевластия (разделение властей, создание сдержек и противовесов).
Анализируя условия становления идей и принципов правового государства, можно с уверенностью сказать, что само это понятие не могло бы сложиться без таких «облагораживающих» свойств, как права человека, как «человеческое измерение» государственности. Поэтому в своем становлении и развитии права человека и правовое государство неразделимы. И верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, но в конечном счете – его цель, которой подчинены все иные характеристики.
О сущности и признаках правового государства написано много. Исследователи выделяют различные признаки государства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей.
П. Новгородцев, анализируя природу правового государства, подчеркивал, что она основана на свободе и правах человека и именно в этом качестве государство сохранило практическую ценность необходимой и целесообразной организации, оказывающей человечеству элементарные, но незаменимые услуги.
Существует несколько понятий правового государства, однако при различиях конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия, неизменным выступает свобода личности, объективированная в системе её неотъемлемых прав.
Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида – важнейший противовес всесилию государственной власти, призванной обеспечить её ограничение и самоограничение. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства, с которым связаны иные его признаки, служащие осуществлению свободы и прав человека: построение государственной и общественной жизни на принципах права, разделение властей, взаимная ответственность индивида и государства. Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного правом, запрет применения насильственных мер, не основанных на праве. Права человека «держат дистанцию» между индивидом и государством. Правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Законы и другие нормативные акты, исходящие из государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Именно поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляют ещё один принцип правового государства.
Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения.
Фундаментальное требование правового государства – это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана прав и свобод человека.
Теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает своё основное ценностное качество. Для обеспечения этого принципа необходимого разделения властей, их уравновешивание.
Однако приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод.
Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защищавших права человека создаёт механизм, без которого не может функционировать правовое государство. Например Конституционный Cуд (Германия, Испания, Италия, Россия), Конституционный совет (Франция), Верховный Суд (США).
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашается правовым государством. Любая Конституция не только фиксирует достигнутый общественный уровень государственного и правового развития, но и определяет его цели, формирует ценностные идеалы. В конституции любой страны, претендующей на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология, естественных прав человека, не может обойтись без провозглашения правового государства.
В данный момент в России существуют некоторые противоречия между конституционными идеалами и реальностью и поэтому, в полной мере, Россия не может быть названа правовым государством.1
Но вместе с тем в современной России легализирована частная собственность, Конституция содержит некоторые необходимые формально – юридические гарантии прав и свобод человека. Правовое государство, по своей сути, - это либеральное государство, главная задача которого заключается в максимальном обеспечении равной для всех свободы, всеобщего формального (правового) равенства. Объем и содержание неотъемлемой правовой свободы описываются совокупностью прав человека.
Всеобъемлющей формой солидарности людей может быть только правовое государство, цель которого – защита прав и свобод человека, и на формирование такого государства должны направляться усилия всего российского общества.
Таким образом, Права человека – это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определяющий аспект выражения бытия человека и осуществления формы свободы и равенства людей.
Господство права как важнейший аспект правовой государственности достигается с признанием прав человека высшей ценностью в обществе и государстве с приданием им общерегулятивного значения.
Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, что права человека – это целостный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» к государству, праву, этике, морали. Права и свободы человека являются определенными нормативным измерением его социально культурной деятельности. Более того, они выступают как одна из величайших культурных ценностей.
При изучении теории прав человека неизбежно её пересечение со многими дисциплинами: историей и теорией государства и права, всеми отраслевыми и процессуальными юридическими науками.
Принцип непосредственного действия прав и свобод человека означает, и их верховенство в правовой системе государства.
В заключение хочу подчеркнуть, что формирование правового государства – это очень сложный, противоречивый и длительный процесс.
Правовое государство для нас пока не реальность, а идеал, к которому нужно стремиться, целенаправленно реформируя все стороны жизни общества.
1 Конституция РФ. Проблемный комментарий /под. Ред. Четверкина В. А. М.: 1997 С. 41.