Понятия и виды субъктов правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Субъектами правовых отношений являются физические лица и организации.

Физические лица – это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

 

 Для участия в гражданском  обороте юридическому лицу необходимо  не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие  от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

 

 Как уже отмечалось  выше, правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами индивидуализирующими его признаками является его местонахождение и наименование.

 

 Юридические лица, в  зависимости от характера участия  государственных органов в их  регистрации, могут быть образованы  несколькими способами:

 

 Разрешительный порядок  образования юридического лица  предполагает, что создание организации  разрешено тем или иным компетентным  органом;

 

 Нормативно-явочный порядок  создания юридического лица не  требует согласия каких-либо третьих  лиц, включая государственные  органы. Регистрационный орган лишь  проверяет соответствие закону  учредительных документов организации  и соблюдение порядка ее образования.

 

 Распорядительный (явочный)  порядок характерен тем, что  юридическое лицо возникает на  основе одного лишь распоряжения  учредителя, не требуя специальной  государственной регистрации. Однако  статья 51 действующего в настоящий  момент Гражданского Кодекса  не предусматривает никаких исключений  из общего правила о необходимости  государственной регистрации юридических  лиц.

 

 Наряду с законодательством,  правовой основой деятельности  любого юридического лица являются  его учредительные документы.  Для различных видов юридических  лиц состав учредительных документов  различен. Так, общества с ограниченной  или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют  на основе учредительного договора  и устава. Правовая база деятельности  хозяйственных товариществ (полных  и на вере) – учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

 

 Как уже отмечалось  выше, каждое юридическое лицо  должно быть зарегистрировано  в соответствии с законом. Государственная  регистрация является завершающим  этапом образования юридического  лица, на котором компетентный  орган проверяет соблюдение условий,  необходимых для создания нового  субъекта права, и принимает  решение о признании организации  юридическим лицом, после чего  основные данные об организации  включаются в единый государственный  реестр юридических лиц и становятся  доступными для всеобщего ознакомления.

 

 При реорганизации  юридических лиц все права  и обязанности реорганизуемого  лица или часть их переходят  к иным субъектам права, то  есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц  может осуществляться: путем слияния  нескольких организация в одну  новую; путем разделения юридического  лица на несколько новых организаций;  путем присоединения юридического  лица к другому; путем выделения из состава организации других юридических лиц; путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

 

 Ликвидация юридического  лица предусматривает прекращение  его деятельности без перехода  прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам.

 

 Исходя из организационных,  функциональных и иных качеств  и различий юридических лиц  можно классифицировать все их  множество по различным критериям.

 

 В зависимости от  формы собственности, лежащей  в основе юридического лица, можно  выделить государственные и частные  (негосударственные) юридические  лица. К числу государственных  (которые в связи с этим должны  преследовать общегосударственные  интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

 

 В зависимости от  цели деятельности юридические  лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

 

 Состав учредителей  также можно отнести к числу  критериев, по которому следует  классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические  лица, учредителями которых могут  выступать только юридические  лица. Такие организации называются  союзами и ассоциациями. Унитарные  предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица  могут быть учреждены любыми (за  отдельными исключениями) субъектами  права.

 

 Различный характер  прав участников в отношении  юридического лица позволяет  классифицировать: организации, на  имущество которых учредители  имеют право собственности или  иное вещное право (государственные  и муниципальные унитарные предприятия,  а также учреждения); организации,  в отношении которых их участники  имеют обязательственные права  (хозяйственные товарищества и  общества, кооперативы); организации,  в отношении которых их участники  не имеют имущественных прав (общественные  объединения и религиозные организации,  фонды и объединения юридических  лиц).

 

 В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

 

 Хозяйственные товарищества  и общества также можно классифицировать  по тому, что более важно для  их участников: объединение их  личных усилий для достижения  предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение  капиталов (общества, имущественное  участие).

 

 Также может выступать  в качестве критерия классификации  уже упомянутый ранее порядок  образования юридических лиц:  образуемые в разрешительном  или нормативно-явочном порядке.

 

 По составу учредительных  документов разграничиваются договорные  юридические лица – хозяйственные  товарищества, договорно-уставные –  общества с ограниченной или  дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также  уставные юридические лица.

 

 И, наконец, еще одним  критерием классификации юридических  лиц, традиционным для доктрины  пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные. Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

 

 

 

4. Государство и государственные  (муниципальные) образования как  субъекты права

 

 Имея в виду большой  объем материала, имеющегося по  рассматриваемой мной теме, позволю  себе вкратце остановиться на  таком субъекте правоотношений, как государство и государственные  (муниципальные) образования.

 

 Государство, как и  другие субъекты права, может  участвовать в правовых отношениях. Однако правоспособность государства  обладает рядом особенностей, связанных  с тем, что оно является также  и главным субъектом публичного  права, носителем власти.

 

 Государство осуществляет  власть и обладает суверенитетом.  Суверенитет государства выделяет  его на фоне остальных субъектов  права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих  его в особый субъект правоотношений:

 

1.      Государство  само принимает законы, которыми  должны руководствоваться все  остальные субъекты права;

 

2.      Государство  может принимать административные  акты, из которых возникают правовые  отношения независимо от воли  другой стороны;

 

3.      Государство  сохраняет властные функции даже  тогда, когда оно вступает в  построенные на началах равенства  правовые отношения;

 

4.      Государство  пользуется иммунитетом.

 

 Перечисленные свойства  выражают далеко не все особенности  государства как участника правовых  отношений, но даже то, что названо,  позволяет говорить об особом  положении государства в праве.

 

 Касаемо правоспособности  государства нельзя не отметить  тот факт, что правоспособность  государства не может быть  тождественна правоспособности  различных физических и юридических  лиц, в чем-то она шире, в  чем-то уже. Во многом объем  правоспособности государства определяется  тем, что государство участвует  в гражданском обороте не в  своих частных интересах, а  в целях наиболее эффективного  отправления публичной власти. Поэтому  государство, вступая в гражданский  оборот должно следовать своему  предназначению, и правоспособность  государства можно назвать целевой.

 

 Так как государство  участвует в гражданском обороте  не как нерасчлененное целое,  а как совокупность субъектов  разного уровня, все эти субъекты  выступают самостоятельно, как участники  правовых отношений. В правовых  отношения участвуют три категории  субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.

 

 

 

 Заключение

 

 Поставленные во введении  к работе промежуточные задачи  решены со следующими результатами.

 

1. Субъекты права являются  участниками правоотношений, под  которыми понимаются люди и  их объединения, выступающие в  качестве носителей предусмотренных  законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Под дееспособность понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.

 

2. Граждане обладают правосубъектностью, которая слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность. Первая – правоспособность – означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество). Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина.

 

3. Субъектами права являются  также юридические лица – особые  образования, обладающие рядом  специфических признаков, образуемые  и прекращающиеся в специальном  порядке, установленном законом.  Конструкция юридического лица  является основной правовой формой  коллективного участия лиц в  гражданском обороте, что является  необходимым в связи с тем,  что жизнь современного общества  невозможна без объединения людей  в группы, союзы разных видов,  без соединения их личных усилий  и капиталов для достижения  тех или иных целей. В отличие от таких субъектов правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

 

4. Государство, как и  другие субъекты права, может  участвовать в правовых отношениях. Однако правоспособность государства  обладает рядом особенностей, связанных  с тем, что оно является также  и главным субъектом публичного  права, носителем власти. Государство  осуществляет власть и обладает  суверенитетом. Суверенитет государства  выделяет его на фоне остальных  субъектов права. Государство  само принимает законы, которыми  должны руководствоваться все  остальные субъекты права; государство  может принимать административные  акты, из которых возникают правовые  отношения независимо от воли  другой стороны; государство сохраняет  властные функции даже тогда,  когда оно вступает в построенные  на началах равенства правовые  отношения; государство пользуется  иммунитетом.

Информация о работе Понятия и виды субъктов правоотношения