Для участия в гражданском
обороте юридическому лицу необходимо
не только наличие правоспособности,
но и дееспособности. В отличие
от граждан, у юридических лиц правоспособность
и дееспособность возникают и прекращаются
одновременно.
Как уже отмечалось
выше, правосубъектность тесно связана
с признаками, индивидуализирующими конкретного
субъекта права. В случае с юридическими
лицами индивидуализирующими его признаками
является его местонахождение и наименование.
Юридические лица, в
зависимости от характера участия
государственных органов в их
регистрации, могут быть образованы
несколькими способами:
Разрешительный порядок
образования юридического лица
предполагает, что создание организации
разрешено тем или иным компетентным
органом;
Нормативно-явочный порядок
создания юридического лица не
требует согласия каких-либо третьих
лиц, включая государственные
органы. Регистрационный орган лишь
проверяет соответствие закону
учредительных документов организации
и соблюдение порядка ее образования.
Распорядительный (явочный)
порядок характерен тем, что
юридическое лицо возникает на
основе одного лишь распоряжения
учредителя, не требуя специальной
государственной регистрации. Однако
статья 51 действующего в настоящий
момент Гражданского Кодекса
не предусматривает никаких исключений
из общего правила о необходимости
государственной регистрации юридических
лиц.
Наряду с законодательством,
правовой основой деятельности
любого юридического лица являются
его учредительные документы.
Для различных видов юридических
лиц состав учредительных документов
различен. Так, общества с ограниченной
или дополнительной ответственностью,
ассоциации и союзы действуют
на основе учредительного договора
и устава. Правовая база деятельности
хозяйственных товариществ (полных
и на вере) – учредительный договор.
Для остальных юридических лиц единственным
учредительным документом считается их
устав.
Как уже отмечалось
выше, каждое юридическое лицо
должно быть зарегистрировано
в соответствии с законом. Государственная
регистрация является завершающим
этапом образования юридического
лица, на котором компетентный
орган проверяет соблюдение условий,
необходимых для создания нового
субъекта права, и принимает
решение о признании организации
юридическим лицом, после чего
основные данные об организации
включаются в единый государственный
реестр юридических лиц и становятся
доступными для всеобщего ознакомления.
При реорганизации
юридических лиц все права
и обязанности реорганизуемого
лица или часть их переходят
к иным субъектам права, то
есть происходит правопреемство.
Реорганизация юридических лиц
может осуществляться: путем слияния
нескольких организация в одну
новую; путем разделения юридического
лица на несколько новых организаций;
путем присоединения юридического
лица к другому; путем выделения
из состава организации других юридических
лиц; путем преобразования, то есть смены
организационно правовой формы юридического
лица.
Ликвидация юридического
лица предусматривает прекращение
его деятельности без перехода
прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам.
Исходя из организационных,
функциональных и иных качеств
и различий юридических лиц
можно классифицировать все их
множество по различным критериям.
В зависимости от
формы собственности, лежащей
в основе юридического лица, можно
выделить государственные и частные
(негосударственные) юридические
лица. К числу государственных
(которые в связи с этим должны
преследовать общегосударственные
интересы, чем и обуславливается
специфика их правового регулирования)
относятся все унитарные предприятия,
а также некоторые учреждения.
В зависимости от
цели деятельности юридические
лица можно подразделить на коммерческие
и некоммерческие. К числу коммерческих
организаций относятся те, целью деятельности
которых является извлечение прибыли
и распределение ее между участниками
такой организации. Некоммерческие, хотя
и вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность, но только в той степени,
которая необходима для достижения их
уставных целей. При этом они не вправе
распределять полученную прибыль между
своими участниками (согласно пункту 1
статьи 50 Гражданского Кодекса).
Состав учредителей
также можно отнести к числу
критериев, по которому следует
классифицировать юридические лица.
Здесь можно выделить юридические
лица, учредителями которых могут
выступать только юридические
лица. Такие организации называются
союзами и ассоциациями. Унитарные
предприятия учреждаются государством.
Все остальные юридические лица
могут быть учреждены любыми (за
отдельными исключениями) субъектами
права.
Различный характер
прав участников в отношении
юридического лица позволяет
классифицировать: организации, на
имущество которых учредители
имеют право собственности или
иное вещное право (государственные
и муниципальные унитарные предприятия,
а также учреждения); организации,
в отношении которых их участники
имеют обязательственные права
(хозяйственные товарищества и
общества, кооперативы); организации,
в отношении которых их участники
не имеют имущественных прав (общественные
объединения и религиозные организации,
фонды и объединения юридических
лиц).
В зависимости от объема
вещных прав (права самого юридического
лица на используемое им имущество) можно
различать: юридические лица, обладающие
правом оперативного управления на имущество
(учреждения и казенные предприятия); юридические
лица, обладающие правом хозяйственного
ведения на имущество (государственные
и муниципальные унитарные предприятия);
юридические лица, обладающие правом собственности
на имущество (все остальные юридические
лица).
Хозяйственные товарищества
и общества также можно классифицировать
по тому, что более важно для
их участников: объединение их
личных усилий для достижения
предпринимательских целей (товарищества,
личное участие) или объединение
капиталов (общества, имущественное
участие).
Также может выступать
в качестве критерия классификации
уже упомянутый ранее порядок
образования юридических лиц:
образуемые в разрешительном
или нормативно-явочном порядке.
По составу учредительных
документов разграничиваются договорные
юридические лица – хозяйственные
товарищества, договорно-уставные –
общества с ограниченной или
дополнительной ответственностью,
ассоциации и союзы, а также
уставные юридические лица.
И, наконец, еще одним
критерием классификации юридических
лиц, традиционным для доктрины
пандектного права (скажем, в Германии),
но практически не используемым в нашей
стране, является различие корпораций
или союзов, характеризующимися наличием
членства, общей для многих участников
цели, независимостью своего существования
от смены участников, и учреждений. Учреждения,
в противоположность корпорациям (союзам),
обычно создаются одним учредителем, который
сам определяет и цели юридического лица,
и состав имущества, необходимый для их
достижения. Смысл такой классификации
заключается в том, что в данном случае
налицо различие интересов, в первом случае
это коллективные интересы, во втором
– личные. Все юридические лица можно
разделить на четыре большие категории:
хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперативы, государственные
и муниципальные предприятия и, наконец,
некоммерческие организации. Также можно
упомянуть и филиалы и представительства
юридических лиц.
4. Государство и государственные
(муниципальные) образования как
субъекты права
Имея в виду большой
объем материала, имеющегося по
рассматриваемой мной теме, позволю
себе вкратце остановиться на
таком субъекте правоотношений,
как государство и государственные
(муниципальные) образования.
Государство, как и
другие субъекты права, может
участвовать в правовых отношениях.
Однако правоспособность государства
обладает рядом особенностей, связанных
с тем, что оно является также
и главным субъектом публичного
права, носителем власти.
Государство осуществляет
власть и обладает суверенитетом.
Суверенитет государства выделяет
его на фоне остальных субъектов
права. Вот некоторые (основные)
из свойств государства, превращающих
его в особый субъект правоотношений:
1. Государство
само принимает законы, которыми
должны руководствоваться все
остальные субъекты права;
2. Государство
может принимать административные
акты, из которых возникают правовые
отношения независимо от воли
другой стороны;
3. Государство
сохраняет властные функции даже
тогда, когда оно вступает в
построенные на началах равенства
правовые отношения;
4. Государство
пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства
выражают далеко не все особенности
государства как участника правовых
отношений, но даже то, что названо,
позволяет говорить об особом
положении государства в праве.
Касаемо правоспособности
государства нельзя не отметить
тот факт, что правоспособность
государства не может быть
тождественна правоспособности
различных физических и юридических
лиц, в чем-то она шире, в
чем-то уже. Во многом объем
правоспособности государства определяется
тем, что государство участвует
в гражданском обороте не в
своих частных интересах, а
в целях наиболее эффективного
отправления публичной власти. Поэтому
государство, вступая в гражданский
оборот должно следовать своему
предназначению, и правоспособность
государства можно назвать целевой.
Так как государство
участвует в гражданском обороте
не как нерасчлененное целое,
а как совокупность субъектов
разного уровня, все эти субъекты
выступают самостоятельно, как участники
правовых отношений. В правовых
отношения участвуют три категории
субъектов: Российская Федерация; субъекты
Российской Федерации – республики, края,
области, города Федерального значения,
автономная область, автономные округа;
муниципальные образования.
Заключение
Поставленные во введении
к работе промежуточные задачи
решены со следующими результатами.
1. Субъекты права являются
участниками правоотношений, под
которыми понимаются люди и
их объединения, выступающие в
качестве носителей предусмотренных
законом прав и обязанностей.
Круг субъектов права зависит
в конечном счете от воли государства.
Под правоспособностью понимается признаваемая
государством общая (абстрактная) возможность
иметь предусмотренные законом права
и обязанности, способность быть их носителем.
Правоспособностью в равной мере обладают
все граждане без исключения, она возникает
в момент их рождения и прекращается со
смертью. Под дееспособность понимается
не только возможность субъекта иметь
права и обязанности, но и способность
осуществлять их своими личными действиями,
отвечать за последствия, быть участником
правовых отношений. Дееспособность зависит
от возраста и психического состояния
лица, в то время как правоспособность
не зависит от указанных обстоятельств.
Дееспособность в полном объеме наступает
с момента совершеннолетия, то есть по
достижении 18-летнего возраста.
2. Граждане обладают правосубъектностью,
которая слагается из совокупности таких
качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.
Первая – правоспособность – означает
способность иметь гражданские права
и нести обязанности, и признается в равной
степени за всеми гражданами с момента
рождения и до смерти (даже новорожденный
ребенок уже может обладать определенным
комплексом гражданских прав и обязанностей,
например, наследовать завещанное ему
имущество). Правоспособности свойственны
абстрактность и неотчуждаемость, так
как содержание правоспособности граждан
раскрывается через весь комплекс прав
и обязанностей, которыми может обладать
гражданин в соответствии с гражданским
законодательством. В отличие от правоспособности
дееспособность связана с совершением
гражданином волевых действий, что предполагает
достижение определенного уровня психической
зрелости, законом в качестве одного из
критериев дееспособности предусмотрен
возраст гражданина.
3. Субъектами права являются
также юридические лица – особые
образования, обладающие рядом
специфических признаков, образуемые
и прекращающиеся в специальном
порядке, установленном законом.
Конструкция юридического лица
является основной правовой формой
коллективного участия лиц в
гражданском обороте, что является
необходимым в связи с тем,
что жизнь современного общества
невозможна без объединения людей
в группы, союзы разных видов,
без соединения их личных усилий
и капиталов для достижения
тех или иных целей. В отличие
от таких субъектов правоотношений, как
граждане, юридическое лицо обладает не
общей (или универсальной – предполагающей
возможность для субъекта права иметь
любые права и обязанности, необходимые
для осуществления любых видов деятельности)
правоспособностью, а специальной, предполагающей
наличие у юридического лица лишь таких
прав и обязанностей, которые соответствуют
целям его деятельности и прямо зафиксированы
в его учредительных документах.
4. Государство, как и
другие субъекты права, может
участвовать в правовых отношениях.
Однако правоспособность государства
обладает рядом особенностей, связанных
с тем, что оно является также
и главным субъектом публичного
права, носителем власти. Государство
осуществляет власть и обладает
суверенитетом. Суверенитет государства
выделяет его на фоне остальных
субъектов права. Государство
само принимает законы, которыми
должны руководствоваться все
остальные субъекты права; государство
может принимать административные
акты, из которых возникают правовые
отношения независимо от воли
другой стороны; государство сохраняет
властные функции даже тогда,
когда оно вступает в построенные
на началах равенства правовые
отношения; государство пользуется
иммунитетом.