Понятие, признаки, стадии, виды правотворчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Оглавление

1 Характеристика такой формы государства как форма правления. Примеры современных государств, имеющих различные формы правления 4
2 Понятие, признаки, стадии, виды правотворчества 13
2.1 Понятие и признаки правотворчества 13
2.2 Виды правотворчества 14
2.3 Стадии правотворчества 18
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

русФедеральное государственное бюджетное образовательно1.docx

— 43.37 Кб (Скачать)

I этап. Предварительное  формирование государственной воли (подготовка проекта).

1) Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа в форме поручения уполномоченному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы.

2) Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта.

Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт.

Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3) Подготовка первоначального текста проекта.

Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

4) Предварительное обсуждение проекта.

Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д.

Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней.

5) Проект  окончательно обрабатывается и  редактируется.

Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1) Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган (правом законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется пояснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2) Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3) Обсуждение проекта.

4) Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект, или принять закон. В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета, сообщающий об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит.

5) Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится к законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

2 Федеральный  конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме  Российской Федерации" // «Собрание  законодательства РФ». –  2004. –  № 27.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // «Российская газета». –  2001. –  № 256.

4 Указ Президента РФ от 09.03.2004 №  314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// «Российская газета». –  2004. –  № 50.

5 Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Автономов А.С., Бондарь Н.С., Ковалев А.М., Любимов А.П., и др.; Отв. ред.: Четвернин В.А. — М., 1997. — 702 c.

6 Ковачев Д.А. Механизм правотворчества в социалистическом государстве. / Д.А. Ковачев. — М.: Юрид. лит., 1977. — С. 50-51.

7 Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие / А.В. Малько. — М.: Проспект, 2010. — 149 с.

8 Марченко М.Н. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. — М., 1998. — 640 с.

9 Мицкевич А.В. Правотворчество в СССР / Под ред. А.В. Мицкевича. — М., 1974.— 319 с.

10 Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. — 832 с.

11 Халфина Р.О. Научные основы советского правотворчества / Под ред. P.O. Халфиной. — М., 1981. — 317 с.

12 Доклад Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькина на юбилейной Конференции в РАН 10 декабря 2003 года «Конституция России»: [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/20110716070414/http://www.ksrf.ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=11/ /– Загл. с экрана. ( Дата обращения 20 октября 2014 г.).

 

 

1) Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Автономов А.С., Бондарь Н.С., Ковалев А.М., Любимов А.П., и др.; Отв. ред.: Четвернин В.А. - М., 1997.

2) Доклад Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькина на юбилейной Конференции в РАН 10 декабря 2003 года «Конституция России» эл. Ресурс http://web.archive.org/web/20110716070414/http://www.ksrf.ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=11

3) Роберт Элджи. Semi-presidentialism outside Europe. — Routledge, 2007. — С. 8, 9, табл. 1.1. — 266 с. — ISBN 0-20-395429-7 ISBN 978-0-203-95429-4.

4) Мэттью Шугарт. Semi-Presidential Systems: Dual Executive and Mixed Authority Patterns. — Сан-Диего (Калифорния, США): Graduate School of International Relations and Pacific Studies University of California, San Diego, 2005. — 21 с.

5) Правотворчество в СССР / Под ред. А.В. Мицкевича. М., 1974.— 319 с; Ковачев Д.А. Механизм правотворчества в социалистическом государстве. М., 1977.

6) Научные основы советского правотворчества / Под ред. P.O. Халфиной. М., 1981; Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М., 1998. С. 157 и след.


Информация о работе Понятие, признаки, стадии, виды правотворчества