Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:07, реферат
Целью данной работы является выявление эволюции взглядов учёных, преимущественно отечественных, на проблему интерпретации понятия государство, раскрытия его основных характеристик и определения его сущности.
Для достижения цели автором были сформулированы следующие задачи:
Изучить труды советских и постсоветских учёных по теме понятия, признаков и сущности государства.
Выявить эволюцию взглядов на данную проблему.
Обобщить полученные результаты.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО»………..4
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………………….7
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ (ЧЕРТЫ) ГОСУДАРСТВА….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………19
БИБЛИОГРАФИЧЕЧСКИЙ СПИСОК………………………………..20
С точки зрения учёных М.Н.Марченко и В.К.Бабаева, данные два подхода к пониманию сущности государства не исключают друг друга, а дополняют, несмотря на их диаметральную противоположность. «Сочетая в себе и классовое, и общечеловеческое, – пишет М.Н.Марченко – государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить и выполнение общих дел специфических классовых задач». Как верно отмечает В.К.Бабаев, в юридической природе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства: «в ней присутствуют начала классовости а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения».
В.Е.Чиркин в статье «Три ипостаси государства» рассматривает сущность государства как арбитра, подразумевая её общесоциальный характер, поскольку «в советской литературе концепция государства-арбитра, естественно, отрицалась». Автор пишет: «в современных условиях (отчасти, как и в прошлом) роль государства как арбитра связывается с ассиметричной структурой общества». По его мнению, классы, социальные группы и отдельно личности имеют свои собственные интересы. «Это выражается в понятиях “заинтересованных групп” и “групп давления”, каждая личность склонна отступать от требований социальной справедливости». Отсюда возникает, согласно В.Е.Чиркину, во-первых, общественная необходимость иметь арбитра, во-вторых – общая заинтересованность личностей и групп в именно беспристрастном арбитре, который бы распределял или контролировал распределение общественных ценностей между различными группами и личностями. И только государство способно быть этим самым арбитром.
Помимо классовой и общесоциальной сущности государства А.С. Пиголкин выделяет ещё четыре подхода к пониманию данного явления, как выявление того, кто находится у руля власти:
1). Теория плюралистической
2). Сторонники технократической теории отделяют технократов от бюрократов. Технократы, по их мнению, – это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели. Бюрократы, согласно теории, обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства.
3). Теория элит. Элита
– особый, достаточно узкий социальный
слой, члены которого обладают
властью и определенным
Постоянно борясь друг с другом, побеждает одна элита, которая проводит свои интересы, не всегда совпадающие с интересами большинства.
4). Юридический подход. Именно он сегодня сохранен в сфере международного публичного права. В рамках данной теории государство рассматривается как юридическое лицо, как юридическая персонификация нации.
Таким образом, понятие сущность государства трактуется разными учёными по-разному. Одни относят к нему природу и социальное назначение в обществе, другие выявляют её зависимость от того, какой класс находится у власти. Однако, применительно к нашему государству, понятие его сущности за несколько десятков лет изменилось коренным образом: стали утверждаться общечеловеческие ценности, а именно – суверенитет народа, самоуправление, государственное регулирование рыночной экономики.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ (ЧЕРТЫ) ГОСУДАРСТВА
Государство как институт или организация всегда отличалось от догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов и организаций своими специфическими признаками и чертами.
Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:
1. Разделение подданных
государства по
2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.
3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.
Выделенные Ф.Энгельсом
признаки государства не представляют
собой исчерпывающий список, однако
их признают современные учёные. К
признакам государства они
1). Наличие аппарата власти и управления, состоящего из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путём избрания, назначения, наследования или замещения. Подобного слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе. Государственная власть в обществе осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Именно он обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения, имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты.
2). Наличие, наряду
с аппаратом власти и
Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооружённых людей нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение. Как считает А.С. Пиголкин, «публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило при внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов». С ним солидарен и М.Н.Марченко, считая, что «наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей её от догосударственной, первобытнообщинной организации».
3). Территориальная организация
государства. Она отличается
Более того, первобытное племя по мере истощения природных ресурсов могло сниматься с обжитых мест и перемещаться в местности, более богатые пищей, водными и лесными богатствами». Там же общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в отличие от государства, где жители, независимо от кровнородственных связей, выступают на его территории либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства.
Советские учёные также считали территорию одним из признаков государства, в частности, академик И.П. Трайнин, переходя к вопросу о соотношении государства и территории, признавал, что государство нельзя связывать только с властью, ибо оно не может существовать без территории.
Территориальное верховенство государства распространяется на все составные части его территории. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.
К составным частям относится, в первую очередь, сухопутная территория – вся суша, находящаяся в пределах государства. Она охватывает и отдельные части территории, окружённые территорией других государств (анклавы), и острова, омываемые водой. Именно по сухопутной территории устанавливаются официальные размеры государства, протяжённость сухопутных и морских границ.
Следующая составная часть территории государства – это водная территория, которая включает внутренние (национальные) воды, т.е. собственные воды государства, а в случае государства-архипелага (например, Индонезия) – его архипелажные воды; территориальное море.
К собственным водам государства относят: национальные реки – находящиеся от самого истока до устья в пределах одного государства; каналы – искусственные водные пути, находящиеся под исключительным суверенитетом лишь в том случае, если они ограничены с обеих сторон сухопутной территорией этого государства; внутренние озёра и внутренние моря – водные пространства, со всех сторон окружённые сушей одного государства или не имеющие судоходного соединения с открытым морем. Территориальное море есть морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и архипелажным водам.
Третья составная часть территории государства – воздушное пространство, т.е. пространство над сухопутной и водной поверхностью, заключённой в границах государства, и пространство, расположенное под этой поверхностью. Верхняя граница воздушного пространства – граница земного пространства в целом, отделяющая последнее от космоса.
Четвёртой составной частью территории государства являются объекты, приравненные к территории государства. К таковым относят морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты.
К территории государства в широком смысле относятся также территории, не принадлежащие ни одному из государств. Их правовой статус аналогичен статусу открытого моря.
Территориальное деление
населения и распространение
государственной власти лишь на население определённой территории влечёт
за собой образование административно-
4). Суверенитет – один из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых верховенство власти внутри страны и, во-вторых, независимость её на международной арене. По мнению В.В.Лазарева, «суверенитет выражается: в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики; в распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются; возможности отмены решений иных властей».
С юридической точки зрения, суверенитет, согласно В.В.Лазареву, проявляется в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений; и в исключительном праве на законное применение силы (в том числе и физического насилия, которое возможно от кратковременного лишения свободы до лишения жизни). Как правильно подчеркнул М.Н.Марченко, «суверенитет – сам по себе, и это общепризнано является свойством государства, но не определяет объёма прав государства».
В.В.Лазарев отмечает, что вопрос о том, ограничена ли чем-нибудь или кем-нибудь суверенная власть, является дискуссионным. По мнению Б.С. Эбзеева, «категорический императив» современности заключается в том, что права государства не могут быть выше прав человека. Культ независимости и верховенства государства, по его мнению, способствуют формированию тоталитарного государственного мышления и тоталитарной политической системы, исключающей свободы и реальные права личности. С ним солидарен и В.К.Бабаев: «верховенство не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе она основана на праве и им ограничена». Эту точку зрения разделяет и М.Н.Марченко, подчёркивая, что «государство признаётся международным сообществом суверенным только тогда, когда оно организовано в соответствии с демократическими принципами и его органы государственной власти реализуют волю народа, гарантируют соблюдение общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, соблюдают нормы международного права».
Таким образом, чтобы суверенитет государства был признан мировым сообществом, не исключена деятельность первого по установлению «самоограничений, которые необходимы для развития его демократических институтов». Пределы же государственной власти «определяются прежде всего обществом, уровнем его развития в сферах политической и экономической».
Однако, по мнению как
М.Н.Марченко, так и В.К.Бабаева, на
государственную волю оказывает
воздействие и мировое
Информация о работе Понятие, признаки и сущность государства