Понятие, признаки и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:36, реферат

Краткое описание

Государство есть политико-территориальное организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществлять свою деятельность на собирание с населения налоги.
Более кратко государство можно определить как способ территориально политически организовывать общества.

Файлы: 1 файл

Теория гос. и права.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Несмотря на диаметральную  противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней  присутствуют начала классовости, т.е. стремление правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.

Таким образом, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это обусловлено множеством факторов, среди которых серьезную роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение и т.п.

 

Типология государства

Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует  более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государства. Она  позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений.

Классификация может поводиться по разным основаниям (критериям). Типология  государств представляет собой их группировку  по типам. При этом под типом понимаются общие системообразующие сущностные  признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Она базируется на обобщении  большого фактического исторического, социологического, правового и иного  материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых  явлений и систем.

В настоящее время в  юридической науке применяются  два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической  формации. Главным классификационным  критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства).  Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства характерна и для капиталистической общественно-экономической формации.

Каждой формации соответствует  свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весе исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формации и соответствующих типов государства.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Последователи марксизма выделяют пять формаций: первобытнообщинную (безгосударственную), рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Каждая из них, исключая первобытнообщинную, имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной информации.

Марксистская  теория различает  четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистическое государство.

Переход от одного исторического  типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной  основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно.

В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного  подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность состоит в следующем:

Во-первых, теория социально-экономических  формаций разработана главным образом  на материале европейских стран. Восточные же государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой  государственной организации, которые не укладываются в рамки формационной теории;

Во-вторых, развитие обществ и государств характеризуется  как одномерное, однолинейное, заранее  предопределенное: одна формация закономерно  сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет якобы необратимую силу, все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.

Особенность формационной типологии  состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.

Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много  тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой  линии – первобытнообщинного  строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях, и пошли разными путями к государствообразованию.

Суть цивилизационного подхода  состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов  следует учитывать не только развитие  процессов производства и классовых  отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форма сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. в своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны:

    • полностью блокировать влияние того или иного способа производства;
    • частично парализовать его действие;
    • прервать поступательное формационное движение;
    • усиливать социально-экономическое развитие.

Следовательно, экономические процессы и факторы  цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга. Это особенно наглядно видно на примере теории американского социолога У.Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым в свою очередь от научно-технических достижений. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.9

Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А.Тойнби, внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации. Он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А.Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.

А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации, возможно, выделить соответствующие типы государства. Однако типологии государств по цивилизационному признаку он не разработал. В то же время заслугой А. Тоинби являлось то, что он пытался сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическими инструментом познания истории развития общества.10 Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

 

Понятие функций  государства.

Функции государства –  это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы  жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику и направленность.

Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так. усиливать его кризисное состояние. Из этого следует, что функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Существенными признаки функций  государства является: Устойчиво  сложившаяся предметная деятельность государства  в важнейших сферах жизни общества; непосредственная связь между сущностью государства  и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства; направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе; особые формы реализации функций государства, обусловленные применением специфических методов управления.

Сущность государства  и его социальные назначения являются ключевыми факторами в определении  направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества. Вместе с тем, появление некоторых новых функций  у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Невыполнение  государством своих функций вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.

Формирование функций  государства происходит в процессе его становления, укрепления, и развития. Последовательность возникновения  функций зависит от очередности  задач. Встающих перед обществом  в его историческом развитии, а также поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе от потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, его нравственного и  культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

В разное приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и  различные его функции. На одних  этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в  деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышение внимания уделяется реализации политических функций государственной власти. 11

Каждая функция государства  имеет свой объект воздействия и  свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.12 Содержание функций не остается неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Функции отдельного органа раскрывают социально-целевые назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличии от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает, что отдельные государственные органы играют преимущественную роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государств, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений  на базе общих интересов. Чем больший  удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше роль его как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей.

Престиж государства, политической власти, их поддержка народом непосредственно  зависят от демократического содержания его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные не отъемлемые права и отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами.13

На содержание функций  государства оказывают влияние  национальные моменты. Это особенно характерно для многонациональных государств. В многонациональном государстве их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и т.д.

Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами.

Информация о работе Понятие, признаки и сущность государства