Понятие правового социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Социально-правовое государство — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.

Оглавление

Понятие правового социального государства 3
Понятие современного государства 4
Признаки правового государства 6
Соотношение понятий правового и социального государства 9
Характеристика Российской Федерации 12
Характеристика Конституции Российской Федерации 16
Используемая литература 19

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 46.74 Кб (Скачать)

     В современном мире давно нет ни правового государства в чистом виде, ни социального, а есть социальное правовое государство, все чаще именуемое  в юридической литературе как  социально-правовое государство. Социально-правовое государство возникает в середине XX в. в результате длительного –  более полувекового – процесса перерастания правового государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство.

     Образовавшееся  в результате подобной трансформации  новое государство, став социальным, не перестает быть правовым. Но даже если допустить существование чисто социального государства, то и оно вопреки утверждениям многих весьма авторитетных отечественных правоведов, не утрачивает своего правового характера, если, конечно, под правом не понимать исключительно частное право.

     Сегодня каждое правовое государство является социальным, а социальное – правовым. Они не существуют друг без друга. Вместе они составляют социально-правовое государство. Разделить их можно только в абстракции. Говоря о социальном государстве, в реальности мы имеем в виду социально-правовое государство. Точно так же как, говоря о правовом государстве, мы в современных условиях подразумеваем, что оно одновременно является и социально-правовым.

     Поэтому вполне правомерно в современной  юридической литературе утверждается, что «правовое государство» и «социальное государство» – не просто стали неразрывны, но нередко используются как синонимы. Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за ним социальных функций. Социальные характер и функции государства не просто приобрели прочные правовые основания, но стали ведущими для государства, в свою очередь, трансформируя правовую основу государства. К этому можно было бы только добавить, что неразрывная связь между понятиями правовое и социальное государства терминологически очень удачно передается как раз понятием социально-правовое государство. К началу XXI в. статус социально-правового государства имеют практически все не только западные государства, но и постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, включая Россию, хотя сам статус по разным причинам далеко не всегда достаточно четко фиксируется в их конституциях.

     Единство  правового и социального составляющих социально-правового государства является противоречивым, а точнее, представляет собой диалектическое противоречие, во-первых, потому, что оно есть динамическое (в отличие от статистического) отношение, а не простая пространственная рядоположенность. А такое отношение предполагает взаимодействие сторон этого единства, выражающееся, в частности, в обмене ресурсами, информацией и другими видами энергии, поскольку они принадлежат целостности, какой выступает социально-правовое государство. Характер же этого взаимодействия определяется спецификой этих сторон (правовой и социальной), а она, в свою очередь, состоит в том, что они, с одной стороны, предполагают, обусловливают друг друга и вместе с тем, с другой, отрицают, исключают друг друга.

     Более того, в социально-правовом государстве  реализуется еще более острая форма противоречия между его правовым и социальным компонентами – а именно их взаимопроникновение, взаимопереходы, взаимопревращения. А это означает, что данное противоречие выступает источником развития данного государства, причиной его самодвижения и трансформации в новые политико-правовые состояния и формы.  

Характеристика Российской Федерации

 

     Россия - демократическая федеративная президентско парламентская республика с широкими полномочиями президента. Конституционный строй России, включающий в себя государственный и политический строй, определяется Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года.

     Главой  государства является Президент Россииизбираемый всенародным голосованием сроком на 6 лет (до 31 декабря 2008 года — на 4 года). Согласно действующей Конституции, он обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной думы Председателя правительства, принимает решение об отставке Правительства. По предложению Председателя правительства назначает на должности заместителей Председателя правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной думы кандидатуры на должность председателя Центрального банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное собрание. Обладает правом издания указов, обязательных для исполнения на всей территории России (указы не должны противоречить федеральным законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

     Президент может быть отрешён от должности Советом федерации при условии выдвижения Государственной думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

     Законодательную власть осуществляет Федеральное собрание — парламент, состоящий из верхней (Совета федерации) и нижней (Государственной думы) палат. В Совет федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации. В 1993 году члены Совета федерации были избраны населением, в 1995 году их место заняли непосредственно губернаторы (президенты) и спикеры региональных законодательных собраний, а с 2000 года — назначаемые и избираемые представители соответственно исполнительного и законодательного органов власти субъектов федерации. В будущем предполагается внести поправки в Конституцию и перейти к комплектованию Совета федерации из числа лиц, избранных представительными органами власти и депутатов местного самоуправления. Государственная дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам сроком на 5 лет (до 31 декабря 2008 года — на 4 года).

     Исполнительную  власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерствафедеральные службы и федеральные агентства.

     Судебную  власть осуществляют судыКонституционный суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом и арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом. В субъектах Российской Федерации действуют конституционные (уставные) суды. В судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.

       На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты:

     В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической  политики, направленной на ликвидацию тенденций сокращения населения  страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

     В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения  и на их основе – рост качества и  уровня жизни; установление государственных  гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей  силы.

     В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения  по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

     В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной  программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального  вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых  и других слабо защищенных категорий  граждан.

     В сфере занятости: обеспечение гражданам  России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и  продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через  систему социального партнерства.

     В сфере охраны окружающей среды: обеспечение  достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание  их целостности и жизнеобеспечивающих  функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической  безопасности страны.

     В сфере формирования социокультурной  среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы  образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

Разработка  и реализация стратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального  и национального развития.

     Важное  значение имеет развитие комплекса  отраслей социального обслуживания и обеспечения населения (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно – коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания и др.) за счет расширения сети организаций - учреждений и предприятий социального  обслуживания, обеспечения высокого качества их работы, продукции и  услуг по доступной цене, охвата соответствующими услугами всех категорий  населения, в том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

     Неотъемлемой  функцией социального государства  является проведение в жизнь эффективной  молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для  учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых  граждан, воспитание молодежи в лучших традициях российского общества и на основе общечеловеческих ценностей, приобщение молодежи к подлинной  культуре, развитие их гражданской  и трудовой активности, создание условий  для широкого вовлечения молодежи в  занятия физической культурой, спортом  и туризмом.  
 

Характеристика Конституции Российской Федерации

 

     Конституция  Российской  Федерации   -   основной   закон   российского  государства, имеет высшую юридическую  силу, прямое  действие  и  применяется  на всей территории Российской Федерации.  Принята  всенародным  голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит  из  преамбулы,  двух  разделов,  9 глав, 137 статей и  9  параграфов  переходных  и  заключительных  положений. Закрепляет основы  конституционного  строя  Российской  Федерации,  права  и свободы человека и  гражданина, федеративное устройство,  организацию  высших органов государственной  власти.

Информация о работе Понятие правового социального государства