Понятие права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных подходов в определении и понимании права.
Задачи данной работы – изучить многообразие подходов понимания сущности права, существующие в современном российском праве.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТГП 1 вар.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Волеустановленное право (оно делится  на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного  права.

Гроций писал, что он не стремится  затрагивать жгучие вопросы современности  и будущего: «Поистине признаюсь, что, говоря о праве, я отвлекался мыслью от всякого отдельного факта, подобно математикам, которые рассматривают фигуры, отвлекаясь от тел». Однако уже исходная, стержневая категория его доктрины – понятие и содержание справедливости и естественного права – раскрывается через те частноправовые институты, воплощение которых в законодательстве имело первостепенную важность для становления гражданского общества и для развивающейся буржуазии. «Общество, – утверждал Гроций, – преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия». Поэтому справедливость как условие общежития «целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние».

Противопоставление Гроцием требований естественного права нормам права волеустановленного, т.е. существовавшим в большинстве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гроций еще не делал из теории естественного права радикальных выводов; но теоретические основы для таких выводов, сделанных впоследствии идеологами революционной буржуазии, заложены были Гроцием. Согласно Гроцию, некогда существовало «естественное состояние», когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

Теория договорного происхождения  государства резко противостояла  феодальным концепциям «богоустановленности» власти. «Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, – писал Гроций, – но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть».

Идея договорного возникновения  государства высказывалась в  истории политико-правовой мысли  задолго до Гроция; в практике средних  веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе  и публичного права. Но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII–XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Государство Гроций определял как  «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права  и общей пользы». Признаком государства  является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в области как религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верховной власти, а тем самым о формах правления. Выводы Гроция в этой части довольно умеренны. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор, считал он, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, обладающие атрибутами верховной власти. Носители верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполняться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Однако в эту концепцию  Гроций вносит ряд существенных корректив. Во-первых, народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупнейшим их теоретиком был англичанин Т. Гоббс, делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма и уподоблявший подданных рабам государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Объективное и субъективное право: характер соотношения

         В современной юридической науке термин «право» используется в

нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания

людей, например, «право человека на жизнь», «право народов  на

самоопределение». Эти  притязания обусловлены природой человека и 

общества и считаются  естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным  термином обозначают официально признанные  возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество»1 и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право»  используется для обозначения системы  всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и  субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин «право» употребляется  и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие  на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые  различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств». Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

В субъективном смысле правом называют обеспеченную законом меру возможного поведения граждан или организаций, которая нацелена на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. Субъективные права находятся в тесной связи с возможностями или свободой поведения, принадлежащих лицам, субъектам, как бы «прикрепленными» к субъектам. От этого и произошло название субъективных прав. Субъективные юридические права, в том числе и обязанности, и ответственность, появляются и действуют на основе законов, общеобязательных норм. Правоспособность является предпосылкой субъективного права, иными словами, общая или абстрактная способность иметь права. Субъективное право, являясь компонентом конкретного правоотношения, зарождается на основании юридического факта.

К субъективному праву  относится и возможность самостоятельно совершать 

определенные действия, и возможность требовать определенного поведения

от другого лица, так  как подобное поведение определяет осуществление 

субъективного права.

       Юридическое пространство жизни общества обусловливается тем, что

наряду с категорией субъективного права существует объективное право.

Под этим понимается особое социальное образование, особый интерес 

общества в целом, находящийся  на одной ступени и в тесном

взаимодействии с такими институтами общества, как демократия,

государство, мораль.

    Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а живет как

объективный факт, не что  иное, как действующее наличное звание всего 

общества. По-другому  его называют позитивным правом. Объективное 

право, в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного 

права, является «позитивным», поскольку установленные нормы поведения

специально создаются  людьми и властно утверждаются в  общественной

жизни в качестве неизменного  и неопровержимого императивного  критерия

для обязательного поведения.

      Основная особенность объективного (позитивного) права как основы

 юридических прав  и обязанностей состоит в том,  что оно является 

нормативным образованием. Другими словами, оно состоит  из юридических 

норм, из которых складывается право определенной страны.

Под юридической нормой понимают общеобязательное правило поведения,

которое проявляется  в законах, иных признаваемых государством

источниках и выступает  в качестве основания и критерия правомерно

допустимого с юридической  стороны (а также юридически запрещенного и 

предписанного) поведения субъектов права.

Формирование права  реализовывается за счет постепенного раскрытия 

народного духа в историческом процессе, а уже народный дух определяет

особенности народного  правосознания, которое становится нормами права.

       Самый полный и последовательный источник развития народного духа

представляют собой  народные обычаи. При этом законы также  отображают

народное правосознание, однако в них народное правосознание  выражается

постольку, поскольку  правильно воспринимается и последовательно

проводится законодателем. Вследствие этого главная задача законодателя

заключается в раскрытии  и утверждении в законах народного  духа.

Представители социологической  школы права считают, что право  не следует 

искать в законах  или психологических переживаниях личности. По их

мнению, право и есть реальная жизнь, олицетворенная в конкретных

решениях в сфере  предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях

работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При  этом

поиск «живого» права осуществляется в двух направлениях. Этим

представителям разумное и точное решение юридических  казусов 

представляется большим  правом, чем абстрактные нормы  с их абстрактной 

справедливостью.

 

 

 

 

 

3.Функции права:  понятие, виды

           Почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что, в конечном счете, под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Последнее связано с  тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия  на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понятии функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

В этой связи следует  акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия  социальному назначению права и наоборот.

Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как  назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия  на общественные отношения. Поэтому, раскрывая  содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - предопределенность последних назначением права.

Собственно, функция права - это реализация его социального  назначения. Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

Информация о работе Понятие права