Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Целями и задачами данной работы являются:
дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
проанализировать классификацию органов государства;
Введение
2
1. Понятие механизма (аппарата) государства
3
2. Органы государства и их классификация
9
2.1. Представительные органы государственной власти
10
2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти
15
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти
19
3. Вооруженные силы в механизме государства
21
Заключение
24
Литература
27
2.2. Исполнительные органы
Глава государства.
В подавляющем большинстве
В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. В цепом полномочия президента сводятся к следующему:
— президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов;
— ратифицирует международные договоры и соглашения; — является главнокомандующим вооруженными силами страны. В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:
— распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв; — отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента.8
Наиболее
широкими властными полномочиями обладает
глава государства в
В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства; акты президента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.
Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правительства имеют разные названия: например, кабинет министров, совет министров.
Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секретарями, статс-секретарями. В правительство входят также заместители главы правительства и помощники министров.
По всем
вопросам своей компетенции
Правительства
бывают коалиционными и
Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.
Министерства и ведомства
При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства (например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий). К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.
Исполнительная
власть на местах осуществляется либо
органами местного самоуправления, либо
назначаемыми центральной властью
должностными лицами, либо совместно
темя и тугими органами при строгом
разграничении их компетенций. Если
в Японии исполнительная власть на
местах в полном объеме осуществляется
органами самоуправления, то в Италии
она ограничена так называемыми комиссионерами,
которые назначаются центральным правительством
и координируют деятельность областных
правительств (джунт); в провинциях же
и коммунах наряду с собственными советами
управленческие функции осуществляют
префект и совет префектуры, которые назначаются
президентом. Значительной самостоятельностью
обладают органы местного управления
в Австрии. Все основные вопросы организации
местной жизни решают земельные правительства,
правление местных и областных общин совместно
с представительными органами земель
и их административно-
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти
Суд - это орган государства, осуществляющий
правосудие в форме разрешения уголовных,
гражданских и административных
дел в установленном законами
данного государства
В системе
государственных властей
Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.
Так, судебная
система США включает федеральные
суды, суды штатов и местные суды.
Федеральная система состоит
из районных, окружных (апелляционных)
судов и Верховного суда США. Все
судьи этой системы назначаются
персонально президентом с
В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды. Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует независимость судебных органов от других органов государственной власти.
Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.
Нотариат.
Это система государственных
органов, в функции которых входит
удостоверение имущественных
3. Вооруженные силы в механизме государства
Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами (войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма. На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления выступлений собственного народа, протестующего против проводимой государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского, завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны, Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную роль в решении экономических, политических и других задач государства.
С формированием правовых начал в государственной жизни мирового сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне, Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.).
Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие представительные органы государственной власти, глава государства или глава правительства.
В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и другие.
Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления, возглавляемых министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.
В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную структуру. В Англии, например, основными органами министерства обороны являются Совет обороны, Комитет начальников штабов, Штаб обороны и департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо, являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через Комитет начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган — Совет по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и начальники штабов видов вооруженных сил.
Информация о работе Понятие механизма (аппарата) государства