В ряде случаев министерствам
и ведомствам предоставляется право
издавать нормативные акты, действие
которых распространяется и на неподчиненные
непосредственно им объекты управления,
а также на граждан. Такие акты
принимаются, в частности, Министерством
финансов РФ, Центральным Банком, Санэпидназором
и т.д. Ныне установлен порядок регистрации
нормативных актов министерств и ведомств,
затрагивающих права и законные интересы
граждан или носящих межведомственный
характер. Такая регистрация осуществляется
Министерством юстиции РФ.
3. Местные нормативные
акты принимаются представительными
и исполнительными органами на
местах (в районах, городах, поселках
и т.д.). В Российской Федерации
это органы местного самоуправления.
4. Локальные (внутриорганизационные)
нормативные акты принимаются
в пределах своей компетенции
администрацией предприятий, учреждений,
организаций для регулирования
их внутренней деятельности (организация
труда, служебная дисциплина) и
распространяют свое действие
на работников (членов) соответствующих
предприятий, учреждений, организаций.
Таковы, например, Правила внутреннего
трудового распорядка на конкретном
предприятии.
Действие нормативного
акта во времени, в пространстве
и по кругу лиц
По общему правилу нормативный
акт применяется к отношениям,
имевшим место после его вступления
в силу и до утраты им силы.
Нормативные акты перестают
действовать в силу различных
обстоятельств. Акт временного действия
теряет юридическую силу по истечении
того срока, на который он был рассчитан
(конкретная дата или наступление
определенного события: отмена чрезвычайного
положения, прекращение военных
действий и т.д.). В иных случаях
нормативный акт утрачивает силу
в результате его официальной
отмены. Кроме того, нормативный
акт фактически утрачивает силу вследствие
издания нового акта той же или
вышестоящей юридической силы, содержание
которого противоречит старому акту.
Отсутствие официальной отмены в
случае противоречия старого и нового
акта в принципе ненормально, так
как зачастую создает путаницу в
правовом регулировании, споры и ошибки
в юридической практике. Нормативный акт
также фактически теряет свою силу, если
он противоречит международному договору,
заключенному Российской Федерацией,
а также если он специальным решением
Конституционного суда признается неконституционным.
По общему правилу закон
не имеет обратной силы, т.е. не действует
на те факты, события, отношения, которые
имели место до вступления его в силу.
Он действует только в отношении тех обстоятельств
и случаев, которые возникли после введения
его в действие. Правило запрета обратного
действия закона, установленное еще в
римском праве, обеспечивает правовую
стабильность в обществе, уверенность
граждан и юридических лиц в том, что они
находятся под строгой опекой закона.
Юридическая практика выработала
два типичных исключения из принципа
"закон обратной силы не имеет".
Во-первых, он имеет обратную
силу, если специально предусматривает
применение своих норм к отношениям,
возникшим до вступления этого закона
в силу.
Во-вторых, имеют обратную
силу законы, устраняющие или смягчающие
уголовную либо административную ответственность
или иным способом улучшающие положение
правонарушителя. В этом проявляется
гуманная природа российского законодательства,
его забота о личности.
В отдельных случаях
нормативные акты могут иметь
ограниченную сферу действия, т.е.
распространять свое действие
только на определенную часть
территории (районы Крайнего Севера,
Дальний Восток, зона Чернобыльской
аварии и т.д.).
На территории Российской
Федерации законодательство действует
на всех субъектов права, находящихся
на ее территории - на граждан, иностранных
граждан, лиц без гражданства (апатридов),
на государственные органы, общественные
организации, юридические лица. На граждан
России ее законодательство распространяется
и тогда, когда они находятся
за рубежом.
Многие законы распространяют
свое действие не на всех граждан, а
на их конкретную категорию, определяемую
каким-либо общим признаком (студенты,
пенсионеры, работники железнодорожного
транспорта и т.д.). На иностранцев, обладающих
дипломатическим иммунитетом (право
экстерриториальности), в соответствии
с действующим законом и международными
договорами в случае совершения ими
правонарушений не распространяется Уголовный
кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Нормы права. Понятие нормы
права и признаки. В переводе с
латинского " норма " означает правило,
точное предписание, образец. Другими
словами, непосредственным содержанием
нормы является заключенная в ней информация
о должном поведении в тех или иных условиях.
Норма права является разновидностью
социальных норм, т.е. правил поведения
людей в обществе. Человек в процессе деятельности
познает окружающую его действительность
и на этой основе вырабатывает правила
поведения, обобщая накопленные знания
и опыт. Созданное правило представляет
собой единство объективного и субъективного
факторов, где объективным является познанная
закономерность развития общества, а субъективным
– реакция индивида или социальной группы
на эту закономерность. После того как
норма сформулирована и выражена вовне
в той или иной форме, она как бы абстрагируется
и начинает самостоятельное существование.
Следствием такого отрыва от реального
основания может оказаться старение нормы,
вызванное изменением либо самой действительности,
либо интересов и целей субъекта. Однако
норма, как правило, не реагирует немедленно
на все изменения названных условий. Поскольку
норма права является средством передачи
информации о наиболее целесообразном
поведении, она представляет собой один
из способов регулирования человеческого
поведения. Во-первых, потому, что норма
содержит в себе " программу ", которая
служит моделью будущих действий, а во-вторых,
в силу того, что она базируется на познании
объективных закономерностей развития
общества, следование ее предписаниям
ведет к наиболее оптимальному варианту
реализации целей индивида или общества
в целом. Правовые нормы обладают всеми
качествами социальных норм, но вместе
с тем имеют особые признаки, которые обусловлены
неразрывной связью норм права с государством.
Норма права имеет следующие признаки:
1. Норма права носит государственно-властный
характер. Предписание, закрепленное нормой
права, исходит от государства и охраняет
государственно-значимые общественные
отношения.
Норма права – общее
правило поведения. Государство
устанавливает правила поведения
не для конкретного индивида, а
для всех субъектов права –
физических или юридических лиц.
3. Норма права – обязательное
правило поведения. Ненадлежащее исполнение
либо несоблюдение норм права влечет
за собой принятие мер государственного
принуждения. Обязательность правовой
нормы представители разных научных
направлений понимают неодинаково.
Нормативная школа выводит обязательность
нормы правил из ее природы как
таковой; социологическая школа
– из соответствия норм сложившимся
общественным отношениям; школа естественного
права – из соответствия нормы
высоким нравственным идеалам свободы
и справедливости. 4. Норма права
– формально-определенное правило
поведения. Правовые нормы формулируются
в официальных документах – законах
и подзаконных нормативных актах
в виде конкретных предписаний, что
обеспечивает их правильное понимание
и реализацию. 5. Норма права –
двустороннее правило поведения. Она
включает в себя права и обязанности
участников правоотношений. Одним субъектам
она предоставляет права, а на
других возлагает обязанности. Вместе
с тем важно иметь в виду,
что права и обязанности не
всегда могут содержаться в одной
статье нормативного акта. Нередко
право закреплено в одной статье,
а обязанность – в другой статье
того же нормативного акта или даже
в статье иного нормативного акта.
Кроме того, в статье закона могут
конкретно указываться только права,
а обязанности – подразумеваться,
вытекать из содержания всего закона.
Может быть и наоборот, когда указываются
лишь обязанности, а права подразумеваются.
6. Норма права – системное
правило поведения. Каждая норма
права обладает специфической микросистемой,
состоящей из таких взаимоупорядоченных
элементов, как гипотеза, диспозиция и
санкция. Кроме того, она выступает в единстве
с другими нормами как элемент системы
права. Таким образом, норма права – это
установленное и обеспечиваемое государством
общеобязательное, формально-определенное
правило поведения, закрепляющее права
и обязанности участников правоотношений.
2. Структура нормы права. Норма права не
только формулирует правило поведения
участников общественных отношений, но
и указывает на обстоятельства, при наличии
которых это правило подлежит реализации,
а также на последствия их несоблюдения.
В соответствии с этим любая норма права
обладает определенным строением, организацией
или структурой. Под структурой нормы
права понимается внутреннее строение
нормы и способ взаимосвязи ее элементов.
Структурными элементами правовой нормы
являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Эти элементы формируют логическое содержание
нормы, которое можно выразить формулой:
" Если при определенных обстоятельствах
субъект совершит известное действие,
то наступят предусмотренные последствия
". Лишь единство всех трех элементов
образует норму права. Отсутствие хотя
бы одного из них означает отсутствие
и самой юридической нормы. Вместе с тем
следует иметь в виду, что норма, права
и текст закона, часто не совпадают. Иногда
диспозиция и гипотеза в тексте закона
слиты, их невозможно различить; в одной
и той же статье может одновременно содержаться
несколько норм; и, наконец, элементы нормы
права могут быть представлены в разных
статьях нормативного акта, т.е. единая
правовая норма может содержаться в нескольких
статьях закона. Элементы структуры юридической
нормы могут быть различных видов. Их классификация
подробно разработана еще в прошлом веке
и почти не изменилась до наших дней. Гипотеза.
Гипотеза – это структурный элемент нормы
права, указывающий на условия ее реализации.
Гипотеза представляет собой масштаб,
с помощью которого можно определить,
подпадает ли конкретная жизненная ситуация
под действие данной правовой нормы. Гипотеза
содержит указания о месте, времени, субъектах
и иных обстоятельствах, при наличии которых
начинает действовать норма права. 1) Гипотезы
по характеру содержания или в зависимости
от того, насколько точно указаны условия
реализации нормы, могут быть общими и
конкретными. Общие (абстрактные) гипотезы
определяют условия применения нормы
общими, родовыми признаками, они охватывают
все возможные случаи действия нормы,
не называя ни одного из них конкретно.
Конкретные (казуистические) гипотезы
устанавливают частные, специальные условия
реализации нормы. Недостатком таких гипотез
является то, что они ведут к чрезмерному
увеличению числа юридических норм, но
при этом не могут охватить все общественные
отношения, нуждающиеся в правовом регулировании:
всегда найдется хоть один отдельный случай,
не предусмотренный конкретной гипотезой.
Поэтому в настоящее время этот вид гипотез
практически исчез из нормотворчества.
2) По степени определенности, т.е. в зависимости
от того, насколько точно указаны условия
реализации нормы, гипотезы делятся на
абсолютно-определенные, относительно-определенные
и неопределенные. Абсолютно-определенные
гипотезы ясно и четко указывают факты,
наличие которых требует осуществления
заключенного в норму предписания. Относительно-определенные
гипотезы содержат указание на ограничительные
условия действия нормы. Например, целый
ряд нормативных актов вступает в действие
лишь в случаях эпидемии, военного или
чрезвычайного положения и т.д. Неопределенные
гипотезы не указывают никаких фактов,
с которыми связано действие нормы, а предоставляют
органам власти право " в необходимых
случаях " применять правовую норму.
В чем заключаются " необходимые случаи
", в гипотезе не раскрывается. 3) По объему
гипотезы делятся на одно условие действия
нормы. Простые гипотезы содержат указание
на одно условие действия нормы. Сложные
гипотезы перечисляют несколько обстоятельств,
каждое из которых в отдельности либо
все вместе служат основанием для осуществления
предписания. 4) В зависимости от основания
применения правовой нормы гипотезы классифицируют
на односторонние и двусторонние. Односторонние
гипотезы в качестве основания применения
нормы предусматривают только правомерные
либо неправомерные обстоятельства. Например,
все нормы особенной части Уголовного
кодекса имеют односторонние гипотезы.
Двусторонние гипотезы включают в себя
как правомерные, так и неправомерные
обстоятельства, приводящие в действие
юридическую норму. При этом предполагается,
что правовые результаты будут различными
в зависимости от характера поведения.
Например, при повторной неявке сторон
в судебное заседание без уважительных
причин суд оставляет иск без рассмотрения
и прекращает дело. Если стороны не явились
по уважительным причинам, судебное разбирательство
лишь откладывается. 1. Понятие нормы права
и признаки. В переводе с латинского "
норма " означает правило, точное предписание,
образец. Другими словами, непосредственным
содержанием нормы является заключенная
в ней информация о должном поведении
в тех или иных условиях. Норма права является
разновидностью социальных норм, т.е. правил
поведения людей в обществе. Человек в
процессе деятельности познает окружающую
его действительность и на этой основе
вырабатывает правила поведения, обобщая
накопленные знания и опыт. Созданное
правило представляет собой единство
объективного и субъективного факторов,
где объективным является познанная закономерность
развития общества, а субъективным – реакция
индивида или социальной группы на эту
закономерность. После того как норма
сформулирована и выражена вовне в той
или иной форме, она как бы абстрагируется
и начинает самостоятельное существование.
Следствием такого отрыва от реального
основания может оказаться старение нормы,
вызванное изменением либо самой действительности,
либо интересов и целей субъекта. Однако
норма, как правило, не реагирует немедленно
на все изменения названных условий. Поскольку
норма права является средством передачи
информации о наиболее целесообразном
поведении, она представляет собой один
из способов регулирования человеческого
поведения. Во-первых, потому, что норма
содержит в себе " программу ", которая
служит моделью будущих действий, а во-вторых,
в силу того, что она базируется на познании
объективных закономерностей развития
общества, следование ее предписаниям
ведет к наиболее оптимальному варианту
реализации целей индивида или общества
в целом. Правовые нормы обладают всеми
качествами социальных норм, но вместе
с тем имеют особые признаки, которые обусловлены
неразрывной связью норм права с государством.
Норма права имеет следующие признаки:
1. Норма права носит государственно-властный
характер. Предписание, закрепленное нормой
права, исходит от государства и охраняет
государственно-значимые общественные
отношения. 2. Норма права – общее правило
поведения. Государство устанавливает
правила поведения не для конкретного
индивида, а для всех субъектов права –
физических или юридических лиц. 3. Норма
права – обязательное правило поведения.
Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение
норм права влечет за собой принятие мер
государственного принуждения. Обязательность
правовой нормы представители разных
научных направлений понимают неодинаково.
Нормативная школа выводит обязательность
нормы правил из ее природы как таковой;
социологическая школа – из соответствия
норм сложившимся общественным отношениям;
школа естественного права – из соответствия
нормы высоким нравственным идеалам свободы
и справедливости. 4. Норма права – формально-определенное
правило поведения. Правовые нормы формулируются
в официальных документах – законах и
подзаконных нормативных актах в виде
конкретных предписаний, что обеспечивает
их правильное понимание и реализацию.
5. Норма права – двустороннее правило
поведения. Она включает в себя права и
обязанности участников правоотношений.
Одним субъектам она предоставляет права,
а на других возлагает обязанности. Вместе
с тем важно иметь в виду, что права и обязанности
не всегда могут содержаться в одной статье
нормативного акта. Нередко право закреплено
в одной статье, а обязанность – в другой
статье того же нормативного акта или
даже в статье иного нормативного акта.
Кроме того, в статье закона могут конкретно
указываться только права, а обязанности
– подразумеваться, вытекать из содержания
всего закона. Может быть и наоборот, когда
указываются лишь обязанности, а права
подразумеваются. 6. Норма права – системное
правило поведения. Каждая норма права
обладает специфической микросистемой,
состоящей из таких взаимоупорядоченных
элементов, как гипотеза, диспозиция и
санкция. Кроме того, она выступает в единстве
с другими нормами как элемент системы
права. Таким образом, норма права – это
установленное и обеспечиваемое государством
общеобязательное, формально-определенное
правило поведения, закрепляющее права
и обязанности участников правоотношений.
2. Структура нормы права. Норма права не
только формулирует правило поведения
участников общественных отношений, но
и указывает на обстоятельства, при наличии
которых это правило подлежит реализации,
а также на последствия их несоблюдения.
В соответствии с этим любая норма права
обладает определенным строением, организацией
или структурой. Под структурой нормы
права понимается внутреннее строение
нормы и способ взаимосвязи ее элементов.
Структурными элементами правовой нормы
являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Эти элементы формируют логическое содержание
нормы, которое можно выразить формулой:
" Если при определенных обстоятельствах
субъект совершит известное действие,
то наступят предусмотренные последствия
". Лишь единство всех трех элементов
образует норму права. Отсутствие хотя
бы одного из них означает отсутствие
и самой юридической нормы. Вместе с тем
следует иметь в виду, что норма, права
и текст закона, часто не совпадают. Иногда
диспозиция и гипотеза в тексте закона
слиты, их невозможно различить; в одной
и той же статье может одновременно содержаться
несколько норм; и, наконец, элементы нормы
права могут быть представлены в разных
статьях нормативного акта, т.е. единая
правовая норма может содержаться в нескольких
статьях закона. Элементы структуры юридической
нормы могут быть различных видов. Их классификация
подробно разработана еще в прошлом веке
и почти не изменилась до наших дней. Гипотеза.
Гипотеза – это структурный элемент нормы
права, указывающий на условия ее реализации.
Гипотеза представляет собой масштаб,
с помощью которого можно определить,
подпадает ли конкретная жизненная ситуация
под действие данной правовой нормы. Гипотеза
содержит указания о месте, времени, субъектах
и иных обстоятельствах, при наличии которых
начинает действовать норма права. 1) Гипотезы
по характеру содержания или в зависимости
от того, насколько точно указаны условия
реализации нормы, могут быть общими и
конкретными. Общие (абстрактные) гипотезы
определяют условия применения нормы
общими, родовыми признаками, они охватывают
все возможные случаи действия нормы,
не называя ни одного из них конкретно.
Конкретные (казуистические) гипотезы
устанавливают частные, специальные условия
реализации нормы. Недостатком таких гипотез
является то, что они ведут к чрезмерному
увеличению числа юридических норм, но
при этом не могут охватить все общественные
отношения, нуждающиеся в правовом регулировании:
всегда найдется хоть один отдельный случай,
не предусмотренный конкретной гипотезой.
Поэтому в настоящее время этот вид гипотез
практически исчез из нормотворчества.
2) По степени определенности, т.е. в зависимости
от того, насколько точно указаны условия
реализации нормы, гипотезы делятся на
абсолютно-определенные, относительно-определенные
и неопределенные. Абсолютно-определенные
гипотезы ясно и четко указывают факты,
наличие которых требует осуществления
заключенного в норму предписания. Относительно-определенные
гипотезы содержат указание на ограничительные
условия действия нормы. Например, целый
ряд нормативных актов вступает в действие
лишь в случаях эпидемии, военного или
чрезвычайного положения и т.д. Неопределенные
гипотезы не указывают никаких фактов,
с которыми связано действие нормы, а предоставляют
органам власти право " в необходимых
случаях " применять правовую норму.
В чем заключаются " необходимые случаи
", в гипотезе не раскрывается. 3) По объему
гипотезы делятся на одно условие действия
нормы. Простые гипотезы содержат указание
на одно условие действия нормы. Сложные
гипотезы перечисляют несколько обстоятельств,
каждое из которых в отдельности либо
все вместе служат основанием для осуществления
предписания. 4) В зависимости от основания
применения правовой нормы гипотезы классифицируют
на односторонние и двусторонние. Односторонние
гипотезы в качестве основания применения
нормы предусматривают только правомерные
либо неправомерные обстоятельства. Например,
все нормы особенной части Уголовного
кодекса имеют односторонние гипотезы.
Двусторонние гипотезы включают в себя
как правомерные, так и неправомерные
обстоятельства, приводящие в действие
юридическую норму. При этом предполагается,
что правовые результаты будут различными
в зависимости от характера поведения.
Например, при повторной неявке сторон
в судебное заседание без уважительных
причин суд оставляет иск без рассмотрения
и прекращает дело. Если стороны не явились
по уважительным причинам, судебное разбирательство
лишь откладывается.